Повышение кредитного рейтинга Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки благодаря высоким темпам роста налоговых поступлений и сбалансированному графику погашения долга. Рейтинг ограничен умеренными показателями социально-экономического развития Региона, в том числе низкой диверсификацией экономики и низкой гибкостью бюджетных расходов.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. ВРП Края составляет 2,5% совокупного ВРП регионов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Улучшение бюджетных показателей за счет высоких темпов роста ННД. Продолжающийся период высоких рублевых цен на добываемое сырье и товары первичной обработки позволил Краю увеличить объемы налоговых поступлений за восемь месяцев 2019 года на 33% (38,4 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основным драйвером роста стал налог на прибыль, поступления по которому увеличились на 67% (33,4 млрд руб.) относительно показателей прошлого года. Расходы Края за аналогичный период выросли только на 5% (6,4 млрд руб.). Профицит бюджета по итогам восьми месяцев текущего года составил порядка 30 млрд руб. (19% ННД за указанный период). Край ожидает профицита по итогам 2019 года в размере 2% ННД (5,5 млрд руб.), который вместе с частью остатков на счетах будет направлен на снижение долга.

Регион характеризуется низкой гибкостью бюджета из-за высокой доли обязательных расходов (в среднем 73% за 2016–2018 годы), что соответствует уровню ниже среднего по методологии АКРА. По прогнозам Агентства, в 2019 году доля обязательных расходов снизится до 69–70%. Соотношение операционного баланса и регулярных доходов продолжает расти (плановый показатель на 2019 год — 30% по сравнению с 20% в 2016–м). Доля капитальных расходов в период с 2016 по 2018 год, а также в прогнозном периоде сохраняется в диапазоне 15–17% (умеренная оценка показателей бюджетной дисциплины и контроля по методологии АКРА).

Долговая нагрузка снижается благодаря высоким темпам роста налоговых поступлений. Соотношение долга и операционного баланса Края снизилось с 2,5x в 2016 году до 1,7х в 2018–м. По итогам 2019 года АКРА ожидает дальнейшее снижение показателя до 1,4х (умеренный уровень риска по методологии АКРА). Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде, по мнению Агентства, увеличится по итогам 2019 года до величины, значительно превышающей 3.0х, что будет соответствовать минимальному уровню риска. Стоимость обслуживания долга относительно операционного баланса сохранится на уровне 10–11%. Долг Края на 01.09.2019 составил 93 млрд руб. и был представлен облигациями (75%) и бюджетными кредитами (25%). Благодаря внутригодовому профициту Регион погасил все банковские кредиты (7 млрд руб., погашение приходилось на 2020 год). До конца года Краю необходимо рефинансировать около 12% совокупного долга (11 млрд руб.; облигации и бюджетные кредиты). В ближайшие четыре года Регион будет в среднем рефинансировать 16% текущего долга.

При исполнении бюджета по итогам 2019 года в соответствии с плановыми показателями Регион выполнит условия реструктуризации бюджетных кредитов, что в случае конъюнктурного снижения поступлений ННД в бюджет Края позволит ему не увеличивать долговую нагрузку.

Ключевые допущения

  • сохранение темпов прироста налоговых поступлений в соответствии с плановыми показателями;
  • исполнение бюджета Региона без дефицита;
  • Регион будет придерживаться сбалансированной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета Края с профицитом более 2% ННД по итогам 2019 года;
  • снижение долга, сопровождающееся снижением соотношения долга и операционного баланса;
  • дальнейшее увеличение соотношения операционного баланса и обязательных расходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки и увеличение абсолютной величины долга;
  • рост обязательных расходов в 2019 году на 5% и более.

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А+(RU).

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А+(RU).

Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — А+(RU).

Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).

Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — А+(RU).

Красноярский край, 34011 (ISIN RU000A0JVWM0), срок погашения — 29.10.2019, объем эмиссии — 4,25 млрд руб. — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87,  RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8,  RU000A0ZYCM2,  RU000A0JWXF0,  RU000A0JVWM0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При  присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0, RU000A0JVWM0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0, RU000A0JVWM0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Красноярского края, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.