Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен сравнительно низкой относительной долговой нагрузкой, средней гибкостью структуры бюджета и высоким уровнем его собственной ликвидности. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен ожиданием рефинансирования краткосрочной части долга Региона и изменением графика его погашения. В настоящий момент график погашения предполагает выплату более чем половины долга в ближайшие два года.

Рязанская область входит в состав Центрального федерального округа. В административном центре — городе Рязани — проживает почти половина населения Области. Объем валового регионального продукта (ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Сбалансированный бюджет с достаточной долей собственных доходов и высоким уровнем обязательных расходов. Бюджет Области характеризуется достаточной долей налоговых и неналоговых доходов (ННД, в среднем 77% за период с 2016 по 2018 год и по утвержденным на 2019 год значениям), что определяет высокие возможности Региона по управлению собственной доходной базой. Высокая доля обязательных расходов в составе бюджета (72–80% в указанный период) ограничивает возможности для бюджетного маневра. При этом Область поддерживает собственные капитальные расходы на уровне 9–11% общего объема расходов (за собственный счет финансируется примерно половина капитальных расходов Области). Относительная гибкость расходной части бюджета определяет операционный баланс Региона на уровне 25% регулярных доходов в среднем за анализируемый период. Текущий уровень кредитного качества устойчив к негативному сценарию, подразумевающему снижение ННД на 5% по сравнению с прогнозируемым уровнем.

Низкий уровень кредитного риска и большая доля бюджетных кредитов в долговом портфеле при неравномерном графике погашения долга. Соотношение долга и операционного баланса в течение наблюдаемого периода снижается и на конец 2019–го ожидается на уровне 170% (средний уровень риска по отдельно взятому показателю). При этом, согласно базовому прогнозу АКРА, абсолютная величина долга снизится незначительно. Тем не менее благодаря росту ННД в 2019 году соотношение долга и ННД продолжит снижаться, что позволит Области перевыполнять условия реструктуризации бюджетных кредитов. Поскольку доля бюджетных кредитов в долговом портфеле Региона велика (порядка 60%), средняя эффективная процентная ставка по долгу находится на низком уровне (3% по состоянию на 01.09.2019). Процентные расходы необременительны и составляют 5–6% операционного баланса в 2017–2019 годах. Отношение операционного баланса после вычета процентных расходов к объему погашения долга в 2019 году многократно превосходит безопасный уровень за счет того, что на текущий год не приходится погашение коммерческого долга. Ближайшие погашения по коммерческому долгу по графику состоятся в конце 2020 года (44% банковских кредитов). В результате показатель ухудшится в 2020 году. АКРА исходит из того, что в течение 2019 года Область предпримет усилия по увеличению сроков погашения части коммерческого долга, что позволит сохранить минимальный риск рефинансирования на начало 2020 года. Совокупно показатели долговой нагрузки соответствуют низкому уровню кредитного риска.

Высокая ликвидность бюджета. Ежемесячные потребности Области в средствах периодически могут быть покрыты исключительно за счет остатков на счетах на начало месяца. На банковских депозитах средства не размещаются. На финансирование планируемых кассовых разрывов Регион периодически привлекал средства Управления Федерального казначейства (УФК). В 2019 году такой необходимости не возникало. Область имеет достаточно свободы при использовании внешних источников ликвидности, чтобы управлять остатками на счетах и осуществлять расходы как в случае прогнозируемого, так и в случае неожиданного кассового разрыва.

Диверсифицированная экономика с относительно низкой безработицей и среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Области — обрабатывающая промышленность (нефтепереработка, оборонное машиностроение, пищевая промышленность, производство стройматериалов). Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет на уровень диверсификации налоговых доходов Региона. Структура налоговых доходов по их видам устойчива. Средние темпы роста реального ВРП Области за последние пять лет ниже темпов роста суммарного ВРП российских регионов. Миграционный приток не компенсирует естественную убыль населения, в результате чего численность населения Региона снижается.

Ключевые допущения

  • сохранение в структуре ВРП высокой доли обрабатывающих производств;
  • поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне менее 83%;
  • следование долговой политике, направленной на ненаращивание долговой нагрузки.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и операционного баланса;
  • рефинансирование значительной части коммерческого долга для поддержания срока погашения на уровне выше двух лет;
  • рост относительной величины бюджета развития;
  • экономический рост темпами, опережающими среднестрановые.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное сокращение средневзвешенного срока погашения долговых обязательств, в частности, сохранение текущего графика погашения банковских кредитов к началу 2020 года;
  • рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) до уровня выше 2,6x;
  • значительный рост обязательных расходов в составе бюджета без соответствующего увеличения ННД Области.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Рязанской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.