Кредитный рейтинг Калининградской области (далее — Область, Регион) обусловлен влиянием процикличной отрасли промышленности на региональную экономику, узостью регионального рынка и высокой зависимостью бюджетных показателей
от федеральных трансфертов.
Калининградская область относится к СЗФО и не имеет сухопутных границ с другими регионами РФ. В регионе проживает менее 1% населения РФ. В 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 304 млрд руб. (порядка 0,5% совокупного ВРП субъектов).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Экономика Региона ориентирована на федеральный рынок. Основу региональной экономики составляет промышленное производство (23% от ВРП), ориентированное на общероссийский рынок. Промышленное производство состоит из производства транспортных средств и пищевой промышленности — 50 и 33%,
25 и 35% в 2014 и 2015 годах соответственно. Несмотря на отсутствие зависимости регионального бюджета от одного крупного налогоплательщика, существенные риски для налоговой базы Области представляют узость локального рынка, логистическая удаленность региональных производителей от основных рынков сбыта и процикличность автомобильного производства.
Бюджетная сфера Области зависит от федерального финансирования. Собственные доходы Области составляют в среднем 62% (2013–2015), что характеризует зависимость ее бюджета от федерального финансирования как умеренную. Вместе в тем АКРА отмечает высокую зависимость экономики и налоговой базы Региона от мер федеральной поддержки, в частности от целевого федерального трансферта на компенсацию отмены таможенных льгот для резидентов ОЭЗ, предусмотренного с 2016 года.
Капитальные расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Создание новых объектов инфраструктуры в 2014–2016 годах осуществлялось за счет целевых федеральных программ в сфере дорожного строительства и ЖКХ. В 2017–2018 годах основная часть капитальных расходов будет направлена на создание инфраструктуры для чемпионата мира по футболу – 2018, в то время как ресурсы областного бюджета позволят осуществлять капитальное финансирование ЖКХ в данный период только в рамках поддержания текущего уровня износа инфраструктуры, составляющего порядка 70%.
Риск невозможности рефинансирования при существенной доле долгосрочных кредитов. Несмотря на высокую долю долгосрочных федеральных кредитов с ежегодной амортизацией после 2024 года в структуре долга (31%), Область ежегодно рефинансирует более 25% долгового портфеля — банковские и бюджетные кредиты, направляемые на покрытие расходных обязательств в конце года (в декабре 2013–2015 годов осуществлялось 19–27% расходов). Дополнительное давление на бюджет оказывают долг предприятий государственного сектора с неустойчивым финансовым состоянием и долг муниципалитетов. Вместе с тем АКРА положительно оценивает изменение долговой стратегии Региона, предусматривающей удлинение сроков заимствований с использованием облигационных займов.
Ключевые допущения
- сохранение объемов федерального трансферта, компенсирующего таможенные льготы производителям;
- продление государственной программы развития Калининградской области на срок до 2025 года;
- возможность погашения (поддержки) задолженности муниципальных образований и компаний госсектора за счет средств бюджета области;
- реализация стратегии удлинения долгового портфеля.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- диверсификация структуры промышленного производства Области и снижение зависимости от проциклических производств;
- развитие инженерной инфраструктуры, направленное на замещение изношенных основных средств;
- изменение структуры долга с удлинением сроков погашения;
- улучшение финансового положения муниципалитетов и компаний госсектора;
- повышение уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- значительное сокращение федерального трансферта, компенсирующего таможенные льготы производителям области;
- резкое сокращение доли федеральных трансфертов на капитальные расходы;
- рост долгового портфеля при сохранении текущего графика погашения.
Рейтинги выпусков
На момент присвоения кредитного рейтинга эмитенту рейтингов эмиссиям в обращении присвоено не было.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации; Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Калининградской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (20.12.2016).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калининградской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Калининградская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Калининградской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Калининградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.