Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен высокой долговой нагрузкой, низкой диверсификацией экономики и низким уровнем операционного баланса. Развитие региональной экономики ограничено высокой стоимостью жизни в Регионе, необходимостью импортировать подавляющее большинство товаров и незначительным эффектом, оказываемым золотодобывающей промышленностью (основой экономики Области) на прочие отрасли.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП по итогам 2017 года составил порядка 0,2% суммарного российского ВРП. В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкие показатели бюджетной дисциплины обусловлены низкой диверсификацией экономики, высокой стоимостью жизни и зависимостью от федеральных трансфертов. Основной вид деятельности — добыча цветных металлов — приносит около 45% налоговых поступлений в бюджет Региона. Среднедушевые денежные доходы превосходят среднероссийский уровень в среднем в 1,7 раза, однако высокий уровень цен, связанный с климатическими и логистическими издержками, не позволяет получить значимый эффект для населения. В связи с этим наблюдается постоянный миграционный отток (с 2005 года население в Регионе сократилось почти на 20%). Бюджет Региона зависит от федеральных трансфертов: доля собственных доходов бюджета (без учета субвенций) в среднем составит 68%1 за 2016–2019 годы. При этом доля обязательных расходов в составе бюджета очень высока (82% за рассматриваемый период), а доля капитальных расходов находится на низком уровне — в среднем 6–8% за период с 2016 по 2019 год.  В 2018 году операционный баланс Области снизился (по причине неисполнения планируемого объема капитальных расходов), однако в 2019 году ожидается его восстановление до уровня 2017 года.

Повышенный уровень кредитного риска, обусловленный высокой долговой нагрузкой. По итогам 2018 года долг Магаданской области составил 14,3 млрд руб. Проект бюджета Региона на 2019 год подразумевает незначительное снижение (на 115 млн руб.) абсолютной величины долга по итогам года. Соотношение долга и операционного баланса Региона на конец 2019 года, по прогнозу Агентства, составит порядка 4,7х, что соответствует высокому уровню риска по методологии АКРА. Тем не менее по сравнению со значением предыдущего года (более 7х) относительная долговая нагрузка снизилась. Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса составит порядка 22%. Прогнозные значения обусловлены плановым ростом операционного баланса в 2019 году, величина которого зависит от налоговых поступлений от добычи неэнергетических полезных ископаемых (за шесть месяцев 2019 года налоговые поступления от сектора выросли на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

По состоянию на 01.10.2019 банковские кредиты составляют 43% долга Области, бюджетные кредиты — 33%, кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) — 17%, облигации — 7%. График погашения долга Магаданской области неравномерен и зависит от доли банковских кредитов на конец года. Пик выплат (порядка 35% суммы долга Региона) приходится на 2021 год. В текущем году Область провела пять аукционов по привлечению банковских кредитов, но не смогла привлечь финансирование. Ограниченный доступ к внешним источникам ликвидности и необходимость замещения кредитов УФК могут привести к дефициту ликвидности к концу 2019 года.

АКРА отмечает высокий риск повторного нарушения Регионом правил реструктуризации бюджетных кредитов в 2019 году. Проект бюджета соответствует целевым показателям Минфина России, но при этом отсутствует возможность для маневра. Незначительное снижение собственных доходов или увеличение долга приведет к повторному нарушению обязательств перед Минфином России. Тем не менее досрочное погашение суммы превышения предельных значений объема государственного долга и замещение ее рыночным долгом в краткосрочной перспективе не окажут значимое влияние на уровень кредитного рейтинга Области.

Агентство также отмечает продолжающийся рост просроченной кредиторской задолженности, которая на последнюю отчетную дату составила 3,7 млрд руб. 


1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области с дефицитом порядка 2% налоговых и неналоговых доходов (ННД) по итогам 2019 года;
  • рост налоговых поступлений темпами не ниже уровня инфляции;
  • исполнение плановых показателей по капитальным расходам в 2019 году;
  • выполнение Регионом условий реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост налоговых доходов относительно уровня 2018 года без равнозначного роста обязательных расходов;
  • снижение долговой нагрузки;
  • снижение уровня просроченной кредиторской задолженности;
  • рост уровня собственной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов, влекущее меры бюджетного принуждения, отличные от досрочного погашения суммы превышения предельных значений объема государственного долга;
  • исполнение Областью бюджета в 2019 году с дефицитом более 2% от собственных доходов;
  • рост обязательных расходов бюджета Области, не подкрепленный ростом доходной части бюджета, и снижение капитальных расходов ниже среднего значения за период с 2015 по 2018 год.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), дата погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб. — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.