Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,04 (максимальная оценка – 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,17 (максимальная оценка – 0,30) |
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,22 (максимальная оценка – 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,19 |
Итоговая оценка |
0,19 (максимальная оценка – 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,11 (максимальная оценка – 0,15) |
Кредитный рейтинг |
A(RU) |
Прогноз |
«Позитивный» |
Краткая информация о регионе
Курская область (далее — Курская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). По оценке Области, ее ВРП в 2018 году составит 409,6 млрд руб. (приблизительно 0,5% совокупного ВРП РФ).
Экономика Области имеет промышленно-аграрную направленность. На динамику развития Региона влияют сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча железной руды и производство электроэнергии.
Структура ВРП Курской области достаточно стабильна и распределяется следующим образом: порядка 18% — обрабатывающие производства (треть приходилась на производство пищевых продуктов); порядка 16% — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (преимущественно растениеводство); около 12% — добыча полезных ископаемых (преимущественно металлических руд); 6% — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5% — строительство. Остальное распределяется между прочими отраслями.
По итогам 2018 года индекс промышленного производства (ИПП) Области составил 103% (приблизительно на одном уровне с РФ).
Рисунок 1. Индекс промышленного производства Курской области
Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Бюджетный процесс характеризуется удовлетворительной точностью планирования. Рост доходной и расходной частей бюджета в течение года связан преимущественно с изменением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и в меньшей степени — с увеличением налоговых и неналоговых поступлений.
Способность администрации стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и городских округов Области установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В период с 2015 по 2018 год НДФЛ формировал порядка 17–18% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям влиять на наполнение бюджетов посредством развития экономики. Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют еще 7% доходов муниципалитетов. Однако финансирование муниципальных образований осуществляется в основном за счет безвозмездных поступлений (64% в среднем в обозначенный период), которые почти на три четверти состоят из субвенций на осуществление полномочий, делегированных муниципальным образованиям.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований медленно растет: с 2015 по 2018 год соотношение долга и собственных доходов выросло с 24 до 30%.
Развитие экономики Курской области определяется ее экономико-географическим положением
По оценке Области, в 2018 году ее ВРП составит 409,6 млрд руб. (368,6 тыс. руб. в расчете на душу населения). АКРА отмечает постепенный рост с 2013 года отношения среднедушевого ВРП Региона к среднему показателю по стране.
Рисунок 2. Структура ВРП Курской области по видам экономической деятельности в 20171 году
Источник: Курская область
1 Последние доступные данные.
Экономика Региона носит промышленно-аграрный характер. В 2017 году доля промышленного производства в ВРП и доля сельского хозяйства составили 35% и 17,5% соответственно.
Преобладание промышленного производства в ВРП объясняется двумя факторами. Во-первых, существенным объемом добычи неэнергетических полезных ископаемых (железной руды). Во-вторых, значительными объемами выработки электроэнергии: на территории Области располагается Курская АЭС мощностью 4 ГВт (является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом»); по итогам 2018 года (согласно данным Росстата) Область заняла 15-е место (3-е место по ЦФО) среди регионов по производству электроэнергии.
Крупнейшее по размеру выручки предприятие добывающей промышленности — ПАО «Михайловский ГОК» (ООО «УК Металлоинвест»), на которое приходится порядка 18% налоговых доходов бюджета Региона (в среднем с 2015 по 2017 год).
На территории Области производится порядка одной шестой получаемого в РФ железорудного концентрата; он же составляет основу товарного экспорта Области, который в период с 2014 по 2016 год оценивался в 8% ВРП.
В структуре сельскохозяйственного производства продукция растениеводства занимает примерно 60% (основная культура — зерновые), животноводства — 40%. По итогам 2018 года Курская область занимает шестое место (второе в ЦФО) по валовому сбору зерна в РФ. В сфере животноводства доминирует свиноводство (по итогам 2018 года Область находится на втором месте в РФ по поголовью).
Производство пищевых продуктов (нецикличная отрасль), являясь продолжением производственной цепочки сельского хозяйства, формирует почти треть промышленного производства Региона. Основные предприятия сектора — завод по производству кондитерских изделий, мясоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству сахара, муки, мясной, молочной, хлебобулочной продукции. Пищевая отрасль рассматривается администрацией Области как стратегически важная и создающая условия для углубления переработки и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.
Рисунок 3. Структура промышленного производства Курской области в 2018 году
Источник: Курская область
По оценкам АКРА, по итогам 2018 года от добычи железной руды (фактически от ПАО «Михайловский ГОК») зависит не менее 24% налоговых доходов2 бюджета Области (средний показатель за последние несколько лет — порядка 20%). С учетом связанных предприятий сектора энергетики зависимость бюджета Области от налоговых поступлений предприятий группы «Металлоинвест» может быть несколько выше. Уровень диверсификации налоговых доходов оценивается АКРА как условно приемлемый, а волатильность поступлений рассматривается как фактор риска для бюджета.
По данным Региона, с 2014 по 2016 год на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 36–39% налоговых доходов консолидированного бюджета.
Согласно данным 2018 года, крупнейшие по размеру выручки предприятия Области работают в сферах добычи полезных ископаемых, производства и торговли электроэнергией, торговли, пищевой промышленности.
Таблица 1. Крупнейшие предприятия по размеру выручки в 2018 году, зарегистрированные на территории Курской области
Компания |
Вид деятельности |
Владелец |
Выручка |
---|---|---|---|
ПАО «Михайловский ГОК» |
Добыча железных руд открытым способом |
ООО |
101,9 |
«Курская АЭС» (филиал АО «Концерн Росэнергоатом») |
Производство, передача и распределение электроэнергии |
АО «Концерн Росэнергоатом» |
н. д. |
АО «КМА-Энергосбыт» |
Оптовая торговля электроэнергией |
ООО |
34,3 |
ООО «КМПЗ» |
Производство продуктов из мяса и мяса птицы |
ООО «АПК-Курск» |
24,0 |
ООО «Европа» |
Торговля (крупные торговые центры в Курской области |
Частная компания |
22,9 |
ОАО «Фармстандарт-Лексредства» |
Производство основной фармацевтической продукции |
Не раскрывается |
19,6 |
ООО «РН-Черноземье» |
Оптовая торговля моторным топливом |
ПАО «НК «Роснефть» |
15,4 |
ООО «АПК-Курск» |
Разведение свиней |
Частная компания |
13,7 |
АО «Русский Дом» |
Торговля зерном |
Частная компания |
11,7 |
ООО «Газпром межрегионгаз Курск» |
Оптовая торговля |
ООО «Газпром межрегионгаз» |
10,9 |
2 Для целей анализа использованы данные по поступлениям НДФЛ, данные по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу.
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»
В 2016 и 2017 годах соотношение инвестиций и ВРП Области составляло 26%. Основная доля инвестиций приходится на значимые для Области отрасли: энергетику, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и добычу полезных ископаемых. Основной объем инвестиций в Регионе осуществляется за счет частных средств, что определяется аграрно-промышленным характером его экономики.
Крупнейший инвестиционный проект Области — проект по замещению Курской АЭС (строительство Курской АЭС-2). Значительный объем инвестиций также планируется направить на строительство комплекса переработки радиоактивных отходов Курской АЭС, в сельское хозяйство и в добывающую промышленность.
Средний уровень заработной платы в Области примерно на 30% ниже, чем в целом по РФ, а среднедушевые денежные доходы с 2015 по 2018 год составляли 82% от уровня по стране.
В Регионе снижается численность населения из-за отрицательного естественного прироста и оттока в результате межрегиональной миграции. Исключение составил кратковременный период (2016–2017 годы), на протяжении которого был зафиксирован рост населения. Курская область — нетто-донор трудовой миграции: число выезжающих на работу в другие субъекты РФ стабильно выше числа приезжающих из других регионов. Безработица держится на уровне ниже среднего по стране. Доля населения трудоспособного возраста приблизительно на 2% ниже аналогичного показателя в среднем по РФ, доля населения пенсионного возраста на 2% выше среднего показателя по России. В отдаленной перспективе указанные тенденции могут спровоцировать рост социальных расходов бюджета.
Рисунок 4. Уровень развития экономики Курской области относительно среднестрановых показателей (100%)
* Значения за 2018 и 2019 годы — оценочные.
Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА
Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (городское население составляет две трети); сравнительно меньшей, чем в целом по РФ, долей населения трудоспособного возраста; достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, качество управления ЖКХ и уровень развития социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.
Показатели бюджетной дисциплины зависят от федеральной поддержки сельского хозяйства
Бюджет Области характеризуется стабильно достаточной долей собственных доходов (с 2016 по 2018 год с учетом плановых показателей бюджета на 2019 год они составят в среднем 75%).
Максимальные налоговые поступления приходятся на налог на прибыль (34–42% в течение рассматриваемого периода). НДФЛ формирует чуть меньшую долю, разрыв между уровнем средней заработной платы в Регионе и в целом по РФ стабильно составляет 30%. Поступления от региональных налогов с 2016 по 2019 год составят 14% собственных доходов.
Максимальная доля налоговых доходов приходится на сектор добычи железной руды. По оценке АКРА, в 2018 году доля поступлений от сектора составила 24%. С учетом перечня предприятий, работающих в этой отрасли, степень зависимости от крупнейшего налогоплательщика существенна, но не критична, однако волатильность поступлений от нее является фактором риска для бюджета. Деятельность, связанная с электроэнергетикой, приносит 7–8% налоговых доходов, а сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность) — порядка 11%.
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Курской области в 2018 году
* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Объем обязательных расходов3 не оказывает серьезного давления на операционный баланс и в период с 2016 по 2019 год составит в среднем 73% расходов. Регулярные доходы стабильно достигают 98% доходов бюджета; в результате с 2016 по 2019 год операционный баланс превысит 20% регулярных доходов. Капитальные расходы поддерживаются на достаточном уровне (в среднем 18% расходов бюджета без учета пика 2017 года). В случае снижения объема собственных поступлений на 7% от запланированного уровня, предусмотренного стресс-тестом АКРА, операционный баланс снижается до 19% регулярных доходов.
3 Без учета показателей 2017 года.
АКРА отмечает, что высокая доля капитальных расходов обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку сельскохозяйственной продукции. Поддержка сельского хозяйства обойдется бюджету Региона в 7,3% расходов бюджета в 2019 году (большая часть таких расходов субсидирована федеральным бюджетом; пропорция софинансирования необременительна для бюджета Области). Поэтому реальный резерв сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера существенно меньше.
Условная рентабельность поддержки невысока: объем налоговых доходов от предприятий сельского хозяйства составляет в среднем 6% налоговых доходов за последние три года, от предприятий пищевого производства — еще около 5% (оценка АКРА). При этом в связи с применением к организациям сельского хозяйства нулевой ставки по налогу на прибыль суммарные недопоступления по этому налогу с 2015–го по 2018 год составили 15,5 млрд руб.
Учитывая структуру капитальных расходов в разрезе экономической классификации, возможности бюджета Области с точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов в пользу расходов некапитального характера могут составить не более 5% капитальных затрат бюджета без учета трансфертов (не более 0,5% совокупных расходов бюджета).
Низкая долговая нагрузка, консервативная долговая политика и комфортный график погашения долга
В управлении долгом администрация Области использует все доступные инструменты. По состоянию на 01.07.2019 13% долга Области приходилось на облигации, 53% — на бюджетные кредиты, 34% — на кредит, предоставленный Управлением Федерального казначейства (УФК). Гарантии в долговой книге Области отсутствуют.
Текущий график погашения долга (на 01.07.2019) предусматривает выплату до конца года 38% долга (3,5 млрд руб.). 94% этой суммы — погашение кредита, предоставленного УФК, который может быть рефинансирован с использованием банковских кредитов (открытые невыбранные кредитные лимиты превышают объем кредита УФК). АКРА полагает, что Область продолжит использовать кредиты УФК для экономии процентных расходов. Таким образом, объем долга Области перед УФК будет рефинансироваться ежегодно.
Рисунок 6. График погашения долга Курской области по состоянию на 01.07.2019, млн руб.
Источник: Курская область, расчеты АКРА
Отношение долга областного бюджета к операционному балансу колеблется в пределах 100% (умеренный или низкий уровень риска). На конец 2018 года данный показатель находился на уровне 65%; ожидаемое значение на конец текущего года — 66%. По мнению АКРА, в среднесрочной перспективе отношение долга к собственным доходам Области должно остаться на уровне целевых показателей, установленных заключенными с Минфином России соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
Благодаря тому, что в структуре долга преобладают бюджетные кредиты, соотношение процентных расходов и операционного баланса находится на низком уровне (не выше 2%). Текущая стоимость обслуживания долга Области оценивается как необременительная.
По прогнозам АКРА, на конец 2019 года операционный баланс после уплаты процентных платежей в три раза превысит объем погашения долга.
Долг предприятий госсектора несущественен. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2019 отсутствует. Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.
АКРА не располагает сведениями о несвоевременном погашении процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенант или о случаях предоставления экстренной помощи из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов. Реструктуризация части бюджетных кредитов, имевшая место в 2017 году, не носила вынужденный характер.
Достаточный уровень ликвидности
Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках.
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако величина остатков средств на счетах бюджета на начало месяца ниже расходов текущего месяца. Область регулярно использует краткосрочные кредиты УФК на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Курской области, млрд руб.
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Курская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
На момент проведения анализа объем заключенных контрактов (без выборки) с коммерческими банками равнялся среднемесячным расходам бюджета в последние двенадцать месяцев.
Ключевые допущения
- дальнейший рост ликвидности бюджета;
- следование консервативной долговой политике;
- постепенное снижение объемов федеральной поддержки предприятий сельского хозяйства Области;
- удержание обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- повышение уровня собственной ликвидности бюджета, отсутствие кассовых разрывов на протяжении длительного периода времени;
- рост операционного баланса Области;
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня доступной ликвидности;
- рост доли обязательных расходов бюджета;
- рост текущих расходов при необходимости финансировать их за счет новых заимствований.
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1); срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб. (объем эмиссии в обращении — 1,3 млрд руб.) — А(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Рейтинговая история
16.08.2019 — A(RU), прогноз «Позитивный»
27.02.2019 — A(RU), прогноз «Стабильный»
31.08.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный»
02.03.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный»
01.09.2017 — A(RU), прогноз «Стабильный»
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели Курской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (прогноз) |
2020 (прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
336 999 |
362393,8 |
387 577 |
409 568 |
441 209 |
465 434 |
ВРП на душу населения, руб. |
301 243 |
323 146 |
346 340 |
368 614 |
399 972 |
423 954 |
ВРП на душу населения |
67% |
68% |
68% |
69% |
69% |
- |
Безработица |
4,2% |
4,3% |
4,1% |
4,0% |
4,0% |
3,9% |
Безработица |
75% |
78% |
79% |
68% |
70% |
- |
Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц |
25 330 |
25 355 |
25 984 |
26 982 |
н. д. |
н. д. |
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
84% |
82% |
82% |
82% |
- |
- |
Степень диверсификации экономики Региона (расчетные значения), в т. ч.: |
|
|
|
|
|
|
Доля крупнейшего сектора/компании в ВРП |
19% |
21% |
18% |
20% |
20% |
|
Доля крупнейшего налогоплательщика |
18% |
14% |
23% |
24% |
|
|
Доля крупнейшего сектора/компании в занятости |
26% |
21% |
|
|
|
|
Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Курской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
42 847 |
43 797 |
51 448 |
56 599 |
60 770 |
51 414 |
Расходы бюджета |
-43 224 |
-45 838 |
-50 668 |
-54 733 |
-63 499 |
-51 414 |
Налоговые и неналоговые доходы |
30 030 |
30 647 |
35 967 |
41 129 |
42 487 |
41 652 |
в том числе: |
|
|||||
Налоги |
29 102 |
29 709 |
35 149 |
40 188 |
41 662 |
40 861 |
из них: |
|
|||||
Налог на прибыль |
11 761 |
10 382 |
14 505 |
17 063 |
18 017 |
16 355 |
НДФЛ |
8 915 |
9 299 |
10 129 |
11 199 |
11 807 |
12 517 |
Налоги на товары |
2 835 |
3 945 |
3 508 |
3 770 |
4 120 |
4 424 |
Налоги на имущество |
3 884 |
4 379 |
5 100 |
6 003 |
5 439 |
5 216 |
Прочие поступления |
928 |
938 |
818 |
940 |
825 |
792 |
Трансферты |
12 817 |
13 150 |
15 481 |
15 471 |
18 283 |
9 761 |
Регулярные доходы |
41 804 |
42 858 |
50 595 |
55 609 |
59 944 |
50 622 |
Обязательные расходы |
-32 370 |
-31 958 |
-34 494 |
-41 412 |
-46 249 |
-46 249 |
Операционный баланс |
9 434 |
10 901 |
16 101 |
14 197 |
13 695 |
4 373 |
Процентные расходы |
-223 |
-64 |
-42 |
-131 |
-506 |
-436 |
Процентные доходы |
11 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прочие расходы |
-3 680 |
-3 896 |
-2 886 |
-3 819 |
-6 845 |
4 907 |
Прочие доходы |
1 024 |
931 |
841 |
969 |
823 |
789 |
Расходы капитального характера |
-6 952 |
-9 921 |
-13 246 |
-9 371 |
-9 899 |
-9 635 |
Капитальные доходы |
8 |
6 |
11 |
21 |
2 |
2 |
Дефицит/профицит |
-378 |
-2 041 |
780 |
1 866 |
-2 729 |
0 |
Привлечение долга |
40 015 |
27 588 |
25 009 |
17 136 |
33 630 |
34 102 |
Погашение долга |
-40 130 |
-25 888 |
-25 092 |
-17 140 |
-33 834 |
-34 102 |
Погашение долга, долговая книга |
|
|
-2 393 |
-2 704 |
-4 334 |
-5 102 |
Источник: Курская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Курской области, млн руб.
Сводные показатели долговой нагрузки |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 |
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
1 500 |
3 200 |
3 800 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
Нерыночный долг |
6 148 |
6 148 |
5 464 |
5 260 |
5 057 |
5 057 |
Гарантии выданные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Совокупный объем долга |
7 648 |
9 348 |
9 264 |
9 260 |
9 057 |
9 056 |
Остатки на счетах на конец периода |
1 |
0 |
1 |
3 |
|
|
Чистый долг |
7 647 |
9 347 |
9 263 |
9 257 |
9 057 |
9 056 |
Релевантный долг госсектора |
0 |
18 |
18 |
0 |
0 |
0 |
Расширенный объем долга с учетом долга госсектора |
7 647 |
9 365 |
9 281 |
9 257 |
9 057 |
9 056 |
Источник: Курская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Курской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 (оценка) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
|||||
Доля собственных доходов в бюджете |
76% |
76% |
75% |
76% |
74% |
87% |
Темп прироста собственных доходов |
12% |
2% |
17% |
14% |
3% |
-2% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
98% |
98% |
98% |
98% |
99% |
98% |
Темп прироста регулярных доходов |
10% |
3% |
18% |
10% |
8% |
-16% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
70% |
69% |
69% |
72% |
70% |
81% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
75% |
70% |
68% |
76% |
73% |
90% |
Темп прироста обязательных расходов |
5% |
-1% |
8% |
20% |
12% |
0% |
Операционный баланс (% от регулярных доходов) |
23% |
25% |
32% |
26% |
23% |
9% |
Динамика операционного баланса |
35% |
16% |
48% |
-12% |
-4% |
-68% |
Доля капитальных расходов бюджета |
16% |
22% |
26% |
17% |
16% |
19% |
Долговые коэффициенты |
|
|||||
Темп прироста рыночного долга |
-75% |
113% |
19% |
5% |
0% |
0% |
Темп прироста совокупного долга |
-5% |
22% |
-1% |
0% |
-2% |
0% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
0,7% |
0,2% |
0,1% |
0,3% |
1,2% |
1,0% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
0,02 |
0,01 |
0,0026 |
0,01 |
0,04 |
0,10 |
Соотношение долга и операционного баланса |
0,81 |
0,86 |
0,58 |
0,65 |
0,66 |
2,07 |
Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде |
- |
- |
6,71 |
5,20 |
3,04 |
1,74 |
Соотношение рыночного долга и операционного баланса |
0,16 |
0,29 |
0,24 |
0,28 |
0,29 |
0,91 |
Соотношение чистого долга и операционного баланса |
0,81 |
0,86 |
0,58 |
0,65 |
0,66 |
2,07 |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
2,3% |
2,6% |
2,4% |
2,3% |
2,0% |
2,0% |
Темп прироста процентных расходов |
52% |
-71% |
-34% |
211% |
285% |
-14% |
Источник: Курская область, расчеты АКРА