Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен высокой долговой нагрузкой при эффективном управлении ликвидностью, относительно низкой гибкостью бюджетных расходов (высокая доля капитальных расходов обеспечивается средствами вышестоящих бюджетов) и сравнительно высокими показателями развития экономики.
Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая долговая нагрузка на бюджет Города и неравномерный график погашения долга. Долговая нагрузка бюджета Города достаточно высока, поскольку на конец текущего года соотношение его долга и операционного баланса прогнозируется на уровне 2,7. Соотношение долга и собственных доходов Города прогнозируется на уровне не выше 80%. Фактором, усугубляющим нагрузку на бюджет Города, являются его обязательства по договорам лизинга транспортных средств. В то же время цели таких форм финансирования отчасти нивелируют негативный эффект этого фактора. График погашения долга неравномерен по причине регулярного использования краткосрочных банковских кредитов. В период с 1 октября 2019 года до конца года Городу предстоит погасить (рефинансировать) 13% долга, большая часть которого представляет собой кредит Управления Федерального казначейства, а на 2020 год приходится погашение (рефинансирование) 41% текущего долга, представленного в основном банковскими кредитами. Особенностью долговой политики администрации Нижнего Новгорода является ежегодное рефинансирование значительной части долга, в результате чего операционный баланс за вычетом процентных расходов не превышает объема погашения долга и прогнозируется на уровне 0,6 на конец текущего года. Этот фактор в значительной мере нивелируется эффективным управлением ликвидностью.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов обусловлена зависимостью от трансфертов. Доля собственных доходов1 без учета субвенций относительно высока (в среднем 64% в 2016–2019 годах). Обязательные расходы составляют значительную долю расходов бюджета (77% в указанный выше период), что не позволяет Городу маневрировать расходами и ограничивает операционный баланс. Капитальные расходы хотя и составляют в среднем 23%, не являются гибкими, поскольку финансируются по большей части (на три четверти за анализируемый период) за счет трансфертов вышестоящих бюджетов. АКРА ожидает, что если в структуре расходной части бюджета увеличится доля расходов текущего характера, то в оценке бюджетной дисциплины данный фактор будет компенсирован ростом доли собственных доходов, обусловленным снижением объема капитальных трансфертов. Операционный баланс бюджета Города составляет 17% его регулярных доходов, что является умеренным показателем.
1 Часть собственных доходов приходится на источник, регулируемый областным законодательством, согласно которому 3% НДФЛ, подлежащих зачислению в областной бюджет, передаются в бюджет городских округов.
Ключевые допущения
- Стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ;
- возможное сокращение доли капитальных расходов, сопровождающееся снижением трансфертов на капитальные расходы;
- продолжение практики заключения лизинговых договоров для финансирования развития транспортной инфраструктуры Города.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы, не сопровождающийся соответствующим повышением обязательных расходов бюджета;
- снижение объема обязательных расходов бюджета при сохранении текущего уровня налоговых доходов;
- увеличение срока привлекаемых кредитных ресурсов и выравнивание графика погашения долга.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
- изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
- рост процентных расходов относительно операционного баланса Города;
- рост долговой нагрузки на бюджет Города.
Рейтинги выпусков
Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения: 05.12.2022, объем эмиссии: 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: для оценки денежных доходов населения Города был использован показатель средней номинальной начисленной заработной платы в связи с отсутствием статистических данных о среднедушевых денежных доходах для муниципальных образований.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.