Повышение кредитного рейтинга Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Регион, Республика) обусловлено изменением оценки собственной ликвидности Республики и изменением оценки необходимости предоставления адресной финансовой поддержки компаниям госсектора.
Рейтинг обусловлен минимальным риском рефинансирования долга, высокими показателями развития экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, а также высокой степенью самостоятельности и гибкости бюджета.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). ВРП Республики по итогам 2017 года составил 2,8% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Изменение оценки собственной ликвидности. Повышение оценки ликвидности обусловлено продолжительным периодом накопления остатков на счетах бюджета, позволяющих покрыть в отдельных случаях более половины долга Республики. Объем депозитов на 01.10.2019 превосходит сумму запланированного на 2019 год дефицита и объема погашения долга в текущем году (с учетом гарантии, вероятность реализации которой, по мнению АКРА, мала).
Изменение оценки необходимости предоставления помощи компаниям госсектора. АКРА полагает, что в среднесрочной перспективе вероятность возникновения необходимости предоставлять адресную финансовую поддержку компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета, не является высокой.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности и высоким уровнем капитальных расходов. Бюджет Республики обладает высокой самодостаточностью: по прогнозу АКРА, по итогам 2019 года доля собственных доходов в составе бюджета (без учета субвенций) составит 86%, что соответствует уровню 2018 года. Основной объем трансфертов приходится на субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты. Доля капитальных расходов в составе бюджета имеет стабильно высокий уровень (в среднем 38% в период с 2015 по 2018 год), и, по мнению Агентства, сохранится на том же уровне по итогам текущего года. Регион консервативно оценивает исполнение бюджета в 2019 году. Согласно плановым значениям доходы бюджета сократятся на 1%, а расходы вырастут на 8%. Такая ситуация приведет к дефициту бюджета в размере 8% налоговых и неналоговых доходов (19,4 млрд руб.). Планируемый дефицит будет профинансирован за счет остатков на счетах бюджета без привлечения долгового финансирования. АКРА исходит из предположения, что указанный уровень дефицита не будет достигнут, поскольку по итогам 8 месяцев 2019 года профицит бюджета Республики составил 19,7 млрд руб.
Низкий уровень кредитного риска. Государственный долг Республики Татарстан (94,4 млрд руб. на 01.10.2019) состоит на 90% из бюджетных кредитов и на 10% из гарантий, предоставленных в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. Ежегодно в анализируемый период долг не превышает операционный баланс Республики, что соответствует низкому уровню риска. Практически весь объем долга Республики подлежит погашению в период с 2023 по 2036 год. Расходы на обслуживание долга Республики не превышают 0,1% операционного баланса бюджета.
Ключевые допущения
- Неизменность политики размещения временно свободных денежных средств Республики;
- ухудшение кредитоспособности предприятий госсектора Республики;
- исполнение бюджета в 2019–2020 годах без привлечения коммерческого долгового финансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- реализация механизма консолидации средств региональных и муниципальных бюджетов на едином казначейском счете и потеря Республикой возможности управлять остатками собственных средств;
- возникновение необходимости предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
- значительный рост доли обязательных расходов в структуре бюджета;
- нарушение Республикой правил реструктуризации бюджетных кредитов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.