Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень гибкости и сбалансированности бюджета в совокупности с большой долей капитальных расходов, а также существенные финансовые резервы областного бюджета.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые в то же время являются равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. ВРП Области (без учета автономных округов) составляет 1,4% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга. На 01.10.2019 долг Тюменской области составил 2,99 млрд руб. (менее 2% налоговых и неналоговых доходов, запланированных на 2019 год) и на 89% состоит из предоставленных гарантий по обязательствам предприятий Области. Оставшиеся 11% (321 млн руб.) долгового портфеля приходятся на бюджетные кредиты, которые подлежат погашению в период с 2025 по 2034 год. По прогнозу АКРА, соотношение долга и операционного баланса Области на конец 2019 года составит 8%, а в 2020–2021 годах не превысит 35%. Указанные показатели долговой нагрузки соответствуют минимальному уровню риска. Тюменская область располагает значительным объемом средств на депозитных счетах, который многократно превышает совокупный объем ее долговых обязательств и более чем в 10 раз превосходит среднемесячные расходы Области в январе–августе 2019 года.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности. Область финансирует бюджетные расходы самостоятельно: за 2016–2019 годы доля собственных доходов (без учета субвенций) будет равна в среднем 97%. Структура расходов бюджета, в которой доли обязательных и капитальных расходов в указанном периоде составляют 61 и 29% соответственно, свидетельствует о высокой степени гибкости бюджета. Существенные финансовые резервы областного бюджета обуславливают его высокую степень устойчивости к негативным внешним воздействиям. Согласно действующей редакции закона об областном бюджете (от 23.09.2019), в 2019 году бюджет Тюменской области будет исполнен с дефицитом на уровне 6% налоговых и неналоговых доходов (12 млрд руб.). Дефицит планируется профинансировать за счет остатков на бюджетных счетах, сформированных в предыдущие годы, без привлечения долгового финансирования.
Высокие показатели социально-экономического развития и значительный ресурсный потенциал Региона. Экономика Тюменской области основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. Значительная доля таких поступлений также приходится на оптовую торговлю, транспорт и связь, а также на финансовую деятельность. Кроме того, в Регионе реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазохимии, нефтедобыче, фармацевтике, агропромышленном комплексе и других сферах. Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов действует договор, регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться все население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). В соответствии с договором, на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Ключевые допущения
- сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО;
- сбалансированная политика бюджетных расходов;
- консервативная долговая политика.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;
- значительное изменение конфигурации межбюджетных отношений в РФ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.