Правительству Словацкой Республики (далее — Словакия) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A+ и в национальной валюте — A+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1;
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
Обоснование кредитного рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Суверенный кредитный рейтинг Словакии на уровне A+ обусловлен относительно высоким уровнем благосостояния экономики, демонстрировавшей быстрые темпы роста в последние несколько лет, сильным состоянием государственных финансов, умеренным уровнем госдолга, устойчивой внешней позицией и сильными институциональными факторами. Однако, перспективы роста ВВП страны вызывают обеспокоенность в силу высокого уровня концентрации экономики в автомобильной промышленности, что несет в себе отраслевые риски и риски, связанные с напряженностью в мировой торговле. Более того, экономический потенциал сдерживается снижением численности рабочей силы и уровня ее качества, а также небольшим размером и существенной степенью открытости экономики Словакии.
Благоприятная экономическая конъюнктура способствовала экономическому росту в Словакии. В последние четыре года темпы роста экономики превышали 3% (3,5%, при среднем показателе в ЕС на уровне 2,2% в год). Благодаря стремительной индустриализации, стратегически выгодному положению в центре Европы, большому притоку прямых иностранных инвестиций, избытку дешевой и квалифицированной рабочей силы, доступу к структурным фондам ЕС, уровень благосостояния в Словакии сравнялся со средним уровнем в странах ЕС. По этому показателю страна в настоящее время находится на третьем месте (33 900 международных долларов) среди других стран ЕС в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Благодаря росту экономики опережающими темпами безработица снизилась до рекордных значений, а инфляция превысила наблюдаемый в странах ЕС средний уровень. Несмотря на это, АКРА ожидает, что экономический рост в стране замедлится до 2,3-2,8% в 2019-2020 гг.
В первую очередь это обусловлено рисками роста напряженности в мировой торговле, затрагивающей основных торговых партнеров Словакии. В частности, существует риск введения пошлин на экспорт в Великобританию в силу возможного выхода этой страны из ЕС, а также риск потенциальных ограничений экспорта автомобилей в США. К тому же на стране негативно скажется ее зависимость от экономики Германии, где в 2019-2020 гг. ожидается замедление роста. В более долгосрочной перспективе автопроизводители в Словакии столкнутся с такими серьезными изменениями в отрасли, как рост использования электромобилей, развитие экономики совместного пользования и появление беспилотных автомобилей. Отсутствие реакции на эти вызовы со стороны игроков автомобильной отрасли страны может привести к существенным негативным последствиям для экономического роста и уровня занятости в Словакии.
Еще одним долгосрочным фактором является качество и численность рабочей силы, которая может сократиться в силу негативных демографических тенденций. Отрицательными факторами, сказывающимися на качестве рабочей силы, являются «утечка мозгов», более слабая система образования по сравнению с другими странами ЦВЕ, а также недостаточный уровень расходов на НИОКР. Все это несет в себе риски для конкурентоспособности страны.
Благоприятная экономическая конъюнктура, членство в еврозоне и строгое соблюдение уровня госдолга оказали положительное влияние на государственные финансы Словакии. Благодаря высоким темпам роста ВВП в последние годы соотношение консолидированного долга расширенного правительства к ВВП снизилось с 54,7% в 2013 году до 49,4% в 2018 — одного из самых низких уровней среди стран ЦВЕ. АКРА ожидает, что этот коэффициент продолжит снижаться и составит 47,5% в 2019 году и 45,5% в 2020. При этом мы считаем, что это снижение будет главным образом обусловлено ростом ВВП, поскольку планы правительства по балансированию бюджета вряд ли увенчаются успехом в этом году. АКРА ожидает небольшой дефицит в 2020 году (на уровне 1,5% ВВП) в силу роста расходов на социальные нужды и снижения налога на прибыль предприятий в соответствии с обещаниями правящей партии в преддверии парламентских выборов 2020 года.
Высокая доля принадлежащего нерезидентам государственного долга (63,9% на конец 2018 года) не вызывает у нас опасений, поскольку Словакия является членом валютного союза, чья валюта обладает резервным статусом. Кроме того, программа прямых денежных операций (OMT), запущенная Европейским центральным банком в 2016 году, гарантирует стране неограниченный доступ на рынок для целей рефинансирования госдолга.
Риски реализации условных обязательств находятся под контролем. Уровень государственных гарантий является самым низким не только среди других стран ЦВЕ, но и в ЕС в целом. Риски реализации условных обязательств в банковском секторе нивелируются высокой достаточностью капитала и высоким качеством активов. Кроме того, эффективные макропруденциальные меры, принимаемые Национальным банком Словакии (НБС), и рост доходов домохозяйств, сопровождавшийся сопоставимым ростом цен на недвижимость, сдерживают увеличение соотношения долга домохозяйств к ВВП. Риск реализации условных обязательств нефинансового сектора оценивается как низкий. В сравнении с другими странами ЦВЕ и в среднем с ЕС доля долга нефинансовых компаний в Словакии ниже.
Внешняя позиция Словакии оценивается как сильная благодаря высокому уровню покрытия резервами валютной части внешнего долга, который составил 200% в 2018 году. При этом рост внешнего долга, который достиг отметки 113% ВВП в 2018 году (85% ВВП в 2015 г.), был в основном связан с увеличением объема иностранных депозитов в НБС. Счет текущих операций Словакии и чистая инвестиционная позиция страны в 2018 году были умеренно отрицательными. Однако, такие показатели скорее характерны для принятой модели роста экономики, основанной на активном привлечении прямых иностранных инвестиций, нежели являются результатом отрицательного сальдо торгового баланса.
По используемой АКРА шкале институциональные факторы оцениваются на уровне выше среднего, но находятся при этом ниже, чем у стран с аналогичным уровнем кредитоспособности. Самым сильным сдерживающим фактором для Словакии является относительно низкая оценка по показателю контроля над коррупцией (Control of Corruption) — один из рассчитываемых Всемирным банком индикаторов качества государственного управления Worldwide Governance Indicators. Согласно результатам опроса Всемирного экономического форума в 2017-2018 гг., 19,1% респондентов назвали коррупцию самым проблемным фактором в ведении бизнеса. Словакия в 2018 году также занимала 50-е место (первое место соответствует самому низкому уровню коррупции) в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной неправительственной организацией Transparency International для 180 стран.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Словакии определен на уровне A+. Ряд модификаторов в коррекционной части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста.
Присвоенный кредитный рейтинг на уровне A+ совпадает с Индикативным, так как суммарный эффект положительных корректировок нивелирован суммарным эффектом отрицательных. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Сокращение государственного долга;
- Рост числа резидентов среди держателей государственного и частного долга;
- Существенное улучшение государственного управления.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Увеличение государственного долга;
- Возникновение потенциально серьезных внешних или отраслевых шоков и обстоятельств, которые могут привести к снижению темпов экономического роста;
- Риск выхода отдельных стран из еврозоны.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Словакии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Словакии впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными.
Правительство Словакии не принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало суверенному правительству Словакии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.