Правительству Венгрии (далее — Венгрия или страна) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне BBB и в национальной валюте — BBB;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Венгрии на уровне ВВВ обусловлен высокими темпами роста ВВП, который в краткосрочной перспективе, вероятно, замедлится, существенным сокращением валютных рисков и сбалансированными фундаментальными показателями банковского сектора. Сдерживающими рейтинг факторами являются слабая бюджетная позиция, повышенный уровень долга консолидированного правительства, ограниченный экономический потенциал, слабый баланс счета текущих операций, низкая диверсификация экспорта и относительно слабая оценка институциональных факторов.
В 2018 году ВВП Венгрии вырос на 4,9%. После шести лет уверенного экономического роста его темпы, вероятно, замедлятся. Согласно прогнозу АКРА, рост ВВП страны составит 4,5% в 2019 и 3,5% в 2020 году. Венгрия, скорее всего, вернется к уровням потенциального экономического роста, опережению которых в прошлом способствовали стимулирующие меры монетарной и фискальной политик. Стимулирующее направление этих политик может измениться и политики станут сдерживающими, так как существуют риски выхода инфляции за пределы целевого коридора, а размер госдолга Венгрии уже является одним из самых высоких среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). К тому же ухудшение внешней конъюнктуры, которое уже почувствовали на себе основные торговые партнеры Венгрии, станет еще одним фактором, сдерживающим рост ВВП страны. АКРА считает, что в долгосрочной перспективе экономический потенциал Венгрии будет находиться под давлением в силу неблагоприятной демографической ситуации, ожидаемого снижения финансирования со стороны ЕС и более низкой доли расходов на НИОКР в ВВП, чем в среднем в ЕС.
После периода хронического дефицита бюджета, в результате которого долг расширенного правительства достиг 80,5% ВВП в 2012 году, по итогам 2018 года уровень госдолга Венгрии снизился до 70,8% ВВП. Этому способствовали продолжающееся с 2012 года сокращение дефицита бюджета и высокие темпы роста экономики. АКРА прогнозирует дальнейшее снижение уровня государственного долга до 68% ВВП в 2019 году и до 65% в 2020 году. Этому в большей степени будет способствовать рост экономики, который будет превышать ожидаемый дефицит бюджета. Однако достичь этих целей будет непросто, учитывая исторически высокие расходы консолидированного правительства на уровне почти половины ВВП, что является самым высоким показателем в странах Центральной Европы. АКРА также отмечает, что негибкий характер структуры расходов бюджета может сказаться на способности правительства эффективно производить их корректировку.
Структура государственного долга Венгрии вызывает обеспокоенность. В отличие от стран с сопоставимым уровнем развития долг Венгрии характеризуется небольшим средним сроком погашения, а валовые потребности в финансировании достигают 25% ВВП. Более того, правительство нарастило объемы выпуска облигаций с плавающей процентной ставкой. Такие шаги оправданы в условиях преобладания низких процентных ставок. Однако их возможный рост несет в себе процентный риск, реализация которого может привести к существенному ухудшению бюджетной позиции страны. По мнению АКРА, риски реализации условных обязательств банковской отрасли сбалансированы.
Текущее состояние финансового сектора Венгрии лучше, чем в докризисный период. Венгрия внедрила макропруденциальные меры по нивелированию избыточных системных рисков в финансовом секторе. Благодаря данным мерам банки Венгрии обладают достаточным капиталом, демонстрируют низкий уровень просроченных кредитов и выполняют необходимые требования к уровню ликвидности. За счет снижения валютных рисков банков и превышения их валютных активов над пассивами банковский сектор стал нетто-кредитором. В последние годы цены на жилье в Венгрии росли быстрее, чем в среднем в ЕС. Однако, по мнению АКРА, это не несет в себе системного риска, поскольку рост цен не сопровождается ростом кредитования, а накопленные домохозяйствами финансовые активы находятся на высоком уровне. По мнению АКРА, рост доли государства в экономике может способствовать увеличению рисков реализации условных обязательств в нефинансовом секторе.
Внешний долг Венгрии заметно снизился: со 150% ВВП в 2009 году до 80% ВВП в 2018 году, чему способствовали принятые программные меры по сокращению зависимости от внешних факторов и снижению соответствующих рисков. При этом покрытие внешнего долга остается невысоким. По итогам 2018 года золотовалютные резервы страны покрывали лишь 19,4% внешнего долга и 25,3% внешнего долга в иностранной валюте - один из самых низких показателей в регионе. В то же время уровень покрытия золотовалютными резервами внешнего долга со сроком погашения в течение ближайшего года по состоянию на 2 кв. 2019 года составило 157%. Такое значение показателя указывает, что в краткосрочной перспективе экономика Венгрии защищена от внешних шоков. Показатель покрытия импорта резервами на уровне 3,1 месяцев в 2018 году также ниже, чем у других стран с сопоставимым уровнем развития. Серьезное сокращение внешнего долга благоприятно сказалось на чистой международной инвестиционной позиции страны, которая улучшилась с докризисных -120% ВВП в 2010 году до около -40% в 2018 году, однако она по-прежнему находится ниже, чем в других странах ЦВЕ.
После восьми лет профицита счета текущих операций его значение в 2018 году стало отрицательным, снизившись до -0,5% ВВП. В краткосрочной перспективе возможно увеличение дефицита на фоне снижения объемов экспорта и роста объемов импорта, вызванных устойчивым уровнем потребления и дефицитом баланса первичного дохода. В общей структуре экспорта Венгрии 55% приходится на машины и транспортное оборудование, а страны ЕС являются основным направлением поставок (80% совокупного объема экспорта). Крупнейшим торговым партнером Венгрии является Германия, поставки продукции в которую составляют 27% совокупного объема экспорта. Германия, как основной торговый партнер, и автомобильная промышленность подвержены отраслевому риску и рискам, связанным с напряженностью в мировой торговле. Учитывая данные обстоятельства, перспективы экспортной динамики страны вызывают определенную обеспокоенность.
Согласно индикаторам качества государственного управления Всемирного банка, оценка институциональных факторов Венгрии относительно слабая. Почти все индикаторы указывают на снижение качества институтов в Венгрии. Ухудшение качества институтов может негативно сказаться и на уровне государственных инвестиций, поскольку Еврокомиссия может учитывать этот показатель при распределении средств из структурных фондов ЕС.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Венгрии определен на уровне А-. Ряд модификаторов в корректирующей части модели снижают Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста;
- условные обязательства;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- долговая устойчивость;
- уязвимость платежного баланса;
- устойчивость внешнего долга.
Модификаторов, которые могли бы дать основания для повышения Индикативного кредитного рейтинга, не выявлено.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Венгрии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ВВВ.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
Сокращение дефицита бюджета и государственного долга более низкими, чем ожидается, темпами, рост подверженности внешним рискам, продолжение роста доли государства в экономике, который может повлечь за собой реализацию условных обязательств.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
Более высокие, чем планировалось, темпы сокращения долга расширенного правительства, снижение валовых потребностей в финансировании, эффективность мер стимулирования роста населения страны.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Венгрии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Венгрии впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Венгрии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало суверенному правительству Венгрии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.