Правительству Чешской Республики (далее — Чехия или страна) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AA и в национальной валюте — AA;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Суверенный кредитный рейтинг Чешской Республики на уровне AA обусловлен высоким уровнем благосостояния экономики, стабильным экономическим ростом, сильной бюджетной позицией, низким уровнем госдолга, эффективной монетарной политикой и устойчивой внешней позицией. В числе сдерживающих рейтинг факторов небольшой размер экономики страны, высокая степень концентрации на небольшом количестве торговых партнеров и высокая зависимость от одной отрасли. Еще одним сдерживающим фактором являются высокие расходы, связанные со старением населения.

Экономика Чехии, чей показатель ВВП по паритету покупательской способности на душу населения составляет 90% от среднего показателя в ЕС, выросла в 2018 году на 3,0%. Такой темп роста близок к потенциальному, что указывает на сбалансированный и устойчивый характер роста. АКРА прогнозирует небольшое замедление экономического роста страны в 2019 году до 2,5% в силу ухудшения внешней конъюнктуры, обусловленного напряженностью в мировой торговле, затрагивающей основных торговых партнеров Чехии. Прекращение Чешским национальным банком (ЧНБ) в 2017 году сдерживания укрепления национальной валюты не вызвало резких колебаний ее курса и всплеска инфляции, а проводимая им в последующие годы монетарная политика способствовала достижению поставленных целей. Запущенный в 2017 году цикл повышения процентной ставки завершился в этом году и позволил удержать инфляцию в целевом диапазоне 1-3%. АКРА ожидает сохранение ключевой ставки на текущем уровне до 2020 года. В случае ускорения инфляции или замедления экономического роста у ЧНБ есть достаточно возможностей для проведения необходимой денежно-кредитной политики.

Быстрое восстановление экономики Чехии после двух витков рецессии в 2009 году и в 2012-2013 гг. помогло нарастить бюджетные доходы и позволило начать процесс существенного сокращения государственного долга. Уровень госдолга страны заметно снизился и по итогам 2018 года составил 33% ВВП (45% в 2013 году). Сокращению госдолга способствовал наблюдающийся с 2016 года профицит бюджета консолидированного правительства. По мнению АКРА, бюджет Чешской Республики обладает достаточным запасом прочности на случай возможного ухудшения экономической ситуации в будущем.

В 2020 году мы ожидаем небольшой дефицит бюджета (на уровне 0,7% ВВП), вызванный намерениями правительства увеличить социальные расходы. Дефицит бюджета и ожидаемое замедление роста ВВП могут привести к замедлению темпов сокращения госдолга. Более резкое замедление роста ВВП также не должно привести к существенным негативным последствиям для госдолга Чехии, учитывая его низкий текущий уровень. За счет заметного сокращения валютной и краткосрочной частей госдолга (в частности, доля краткосрочных облигаций снизилась с 11% в 2012 году почти до нуля) его структура стала более сбалансированной. Средний срок погашения увеличился с 5,4 лет в 2012 году до 6,0 лет по состоянию на сентябрь 2019 года. При этом приходящаяся на нерезидентов доля внутреннего долга в ценных бумагах выросла с 12% в 2012 году до 42% в 2018 году, что объясняется привлекательностью более высоких процентных ставок и ожидаемого укрепления курса национальной валюты Чехии по сравнению с другими валютами стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Доля нерезидентов в совокупном долге консолидированного правительства на протяжении последних трех лет остается на уровне 40%.

Риск реализации условных обязательств оценивается как низкий. Доля госсектора в экономике снижается благодаря успехам правительства в улучшении делового климата в стране. Банковский сектор характеризуется устойчивыми фундаментальными показателями. Банки в Чешской Республике обладают достаточным капиталом, демонстрируют низкий уровень просроченной задолженности и выполняют необходимые требования к уровню ликвидности Макропруденциальная политика в Чехия оценивается как сильная. В частности, ЧНБ был одним из первых регуляторов в Европе, внедрившим контрциклические меры и укрепившим таким образом нормативно-правовую базу в банковской отрасли. Быстрый рост цен на жилье вызывает обеспокоенность. В целом по стране цены росли на 8,7% в год (при 4,2% в ЕС), а рост цен в Праге был еще более стремительным — 18,2% в год. Рост цен на жилую недвижимость вызван недостатком предложения и ростом ипотечного кредитования. Динамика цен на жилье опережает рост заработной платы, что негативно сказывается на доступности жилья. Однако, по мнению АКРА, эти риски смягчаются устойчивыми показателями банковского сектора. В долгосрочной перспективе вызовом для системы государственных финансов станет стареющее население страны. В силу неблагоприятной демографической ситуации бюджетные расходы Чехии по поддержке пожилых людей, скорее всего, будут одними из самых высоких в странах ЦВЕ.

Внешняя позиция Чешской Республики оценивается как устойчивая. 68,9% совокупного внешнего долга обеспечено золотовалютным резервами страны, при этом покрытие краткосрочной и валютной составляющих внешнего долга находится на уровне 137,6% и 147,9%, соответственно. Чистая международная инвестиционная позиция Чехии по итогам 2018 года составила -24% ВВП — один из самых лучших результатов в странах ЦВЕ. Счет текущих операций страны, сальдо которого оставалось положительным с 2015 года, в 2019-2020 гг. может снизиться до небольших отрицательных значений за счет укрепления национальной валюты и уменьшения спроса на чешский экспорт.

Институциональная среда в Чехии оценивается как устойчивая и является наиболее развитой из стран с сопоставимым уровнем развития. Почти все индикаторы оценки государственного управления Чешской Республики исторически находятся на высоком уровне, при этом некоторые из них несколько улучшились в последние годы. 

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Чехии определен на уровне АA. Ряд модификаторовв корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • долговая устойчивость.

Отрицательная корректировка была сделана по следующему фактору:

  • устойчивость экономического роста.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг остается без изменений. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне AA. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне AA.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Уязвимость от внешних шоков;
  • Ослабление внешней позиции вследствие возможного отрицательного сальдо счета текущих операций;
  • Сохранение зависимости от нерезидентов в финансировании дефицита бюджета.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Превышение ожидаемых темпов роста экономики;
  • Профицит бюджета в ближайшие годы;
  • Принятие целенаправленных мер в связи со старением населения.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Чешской Республики не принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало Правительству Чешской Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.