Правительству Республики Болгария (далее — Болгария или страна) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A- и в национальной валюте — A-;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Болгарии на уровне А- оказывают очень низкая долговая нагрузка правительства, высокий уровень бюджетных резервов, стабильно низкая инфляция и устойчивость режима валютного правления. Тем не менее, перспективы роста ВВП страны и нестабильность некоторых статей платежного баланса вызывают обеспокоенность. По мнению АКРА, текущее состояние финансового сектора несет в себе умеренные риски.
Низкий уровень государственного долга, который на конец августа 2019 года составил 21% ВВП, дает Болгарии широкие возможности для применения контрциклической бюджетной политики. АКРА прогнозирует постепенное сокращение относительного объема госдолга Болгарии в следующие три года, исходя из предположения о том, что потенциальный экономический рост на уровне 2-2,5% нивелирует влияние малых дефицитов бюджета не только в базовом, но и в пессимистичном сценарии.
Общие принципы используемых в Болгарии бюджетных правил являются одними из самых современных в странах-членах ЕС. Они, в частности, содержат положения, регулирующие эпизоды возможного отступления от правил и использование специальных контрциклических мер, а также регламентируют все наиболее важные элементы бюджетной политики, в том числе охватывают все значимые уровни бюджетов, определяют предельные государственные расходы и различные формулировки сальдо бюджета. Текущая версия правил вступила в силу в 2014 году и случаев нарушения пока не отмечено. С 2016 года бюджетное законодательство Болгарии гармонизировано с нормами фискальной политики ЕС. В прошлом Болгария строго придерживалась бюджетных правил, и АКРА ожидает, что эта тенденция сохранится в будущем. Кроме того, существенный размер счета бюджетных резервов (9% ВВП) минимизирует риски рефинансирования обязательств, а непредвиденные расходы могут быть профинансированы без наращивания долга. По мнению АКРА, возможности для фискального маневра у Болгарии существенно шире, чем у большинства стран Европы.
По состоянию на июнь 2019 года, объем внешнего долга Болгарии составил 60% ВВП и почти полностью был номинирован в иностранной валюте (85,6% в евро и 10% в долларах США). Несмотря на повышенную долю такого долга АКРА отмечает низкий уровень валютного риска в силу устойчивости механизма валютного правления Устойчивость обеспечивается за счет более чем достаточного объема золотовалютных резервов Болгарского народного банка (БНБ). В частности, по состоянию на конец июня 2019 года, их объем более чем в полтора раза превышал денежную базу страны, составлял 74% внешнего долга и покрывал 8,6 месяцев импорта. Приверженность режиму валютного правления в Болгарии поддерживается намерением текущего правительства страны соответствовать критериям присоединения к Европейскому механизму валютных курсов (ERM II), что является предпосылкой на пути к возможному вступлению страны в еврозону в 2022 году. Де-факто страна придерживается текущего механизма валютного правления с неизменными параметрами на протяжении длительного времени — с 1997 года.
После четырех лет сильного экономического роста (средний темп в 2015-2018 гг. составил 3,5%), по прогнозам АКРА, экономика Болгарии вырастет на 3,1% в 2019 году и 2,9% в 2020 году в связи с замедлением экономического роста у ее основных торговых партнеров, в первую очередь в Германии и Турции, а также из-за высокой доли в структуре экономики такой циклической отрасли, как строительство. В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что экономический потенциал страны будет ограничен ввиду недостаточного объема доступных средств производства, связанного с низким уровнем инвестиций в основной капитал и сокращением численности рабочей силы. В последние двадцать лет сокращение общей численности населения и численности населения трудоспособного возраста в среднем составило 0,8% и 1% в год, соответственно. По данным ООН, численность трудоспособного населения в Болгарии сократится к 2035 году более чем на 18% — самый высокий ожидаемый показатель из всех стран ЕС. Неблагоприятная демографическая ситуация обостряется существенным миграционным оттоком населения (0,4% в год в 2012-2017 гг.), а также ограниченными перспективами роста качества человеческого капитала в силу высокой доли детей, не посещающих школу, и низкого распространения высшего образования. Мы также отмечаем потенциально волатильный характер роста экономики, связанный с ее небольшим размером и высокой степенью открытости.
По мнению АКРА, уровень условных обязательств правительства в финансовом секторе несколько повышенный. Это связано со стабильно высоким уровнем просроченной задолженности в активах местных банков, недостаточностью капитала у некоторых банков, выявленной Европейским центральным банком (ЕЦБ) в ходе недавнего стресс-теста, а также случаем оказания финансовой поддержки проблемному банку со стороны государства в недавнем прошлом. Доля просроченных кредитов на балансе местных банков составила 11,4% в 2018 году, что несколько лучше, чем в 2017 году, но по-прежнему существенно выше среднего показателя в ЕС (2-3%). Проведенные в июле 2019 года Европейским центральным банком (ЕЦБ) стресс-тест и оценка качества активов показали, что дефицит собственного капитала у двух болгарских банков (4-е и 13-е место по размеру активов) может составить почти 0,6% ВВП в случае реализации неблагоприятного сценария. В его рамках вероятность поддержки этих и других местных банков оценивается АКРА как умеренная. Поддержка банка Corporate Commercial Bank (4-й по размеру активов в стране на тот момент) в 2014 году привела к существенному увеличению долга центрального правительства.
Общий уровень качества институтов в Болгарии сопоставим с другими странами Центральной и Восточной Европы, но все индикаторы оценки государственного управления ниже, чем в среднем в ЕС. Тем не менее наблюдается положительная динамика: в целом ряде сфер правительство страны старается соответствовать стандартам ЕС, которые представляют собой устоявшиеся и общепризнанные ориентиры для развития институциональной базы. Сближение с законодательством ЕС в будущем может крайне положительно сказаться на долгосрочной кредитоспособности Болгарии. Например, в среднесрочной перспективе БНБ может усилить надзор, внедрив рекомендации Европейской службы банковского надзора (European Banking Authority) при вступлении
в Европейский банковский союз.
АКРА обращает внимание, что, несмотря на активность политической оппозиции (правящая партия в Болгарии пережила три голосования о вотуме недоверия в 2018 году), все участники политического процесса в стране разделяют приверженность ключевым положениям экономической политики, таким как механизм валютного правления и бюджетные правила. В связи с этим, мы не ожидаем изменений в параметрах данных политик в случае смены политических предпочтений в обществе.
Результаты применения суверенной модели
При присвоении Итогового кредитного рейтинга использовался Индикативный кредитный рейтинг на уровне A+, хотя в базовой части модели Болгарии была присвоена оценка на уровне АА-. В соответствии с методологией была применена консервативная корректировка, поскольку индикативная оценка была лишь незначительно выше нижней границы значений для рейтинга на уровне AA-.
Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- долговая устойчивость.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста;
- условные обязательства и риск их реализации;
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- уязвимость платежного баланса;
- устойчивость внешнего долга.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Венгрии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне A-. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Стабильный экономический рост выше 3% в год на горизонте 3-4 лет.
- Улучшение ситуации в банковском секторе.
- Успешный переход на евро в качестве официальной валюты страны.
- Существенное совершенствование систем образования и здравоохранения.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Нарушение обязательств по использованию важных элементов экономической политики: валютный совет, бюджетное правило.
- Реализация дефляционных рисков.
- Политическая неопределенность, ведущая к приостановке процессов интеграции в еврозону.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Болгарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Болгарии впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Болгарии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало суверенному правительству Болгарии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.