Правительству Румынии (далее — Румыния или страна) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне BBB и в национальной валюте — BBB;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенным кредитным рейтингам Румынии на уровне BBB оказывают низкий уровень госдолга страны, высокие темпы экономического роста и сокращение объема внешнего долга. Сдерживающими рейтинги факторами являются неустойчивость экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе, низкая эффективность монетарной политики, снижение гибкости бюджетных расходов и низкий уровень покрытия внешнего долга. Еще одним сдерживающим фактором является слабость институтов.

В последние годы ВВП Румынии рос высокими темпами. С 2016 года экономика в среднем росла на 5,3% — это третий по величине темп роста среди стран ЕС. Однако в ближайшие годы рост ВВП, вероятно, замедлится и, согласно оценке АКРА, составит в 2019–2020 годах 4% и 3,5%, соответственно. Такое замедление будет вызвано маловероятностью поддержания на текущем уровне темпов роста заработной платы, который является основным драйвером экономического роста в стране. Рост зарплат в прошлом был обусловлен разовыми административными мерами, включавшими масштабное повышение зарплат в государственном секторе и увеличение минимального размера оплаты труда, который с 2016 года почти удвоился. По мнению АКРА, без существенного увеличения производительности в будущем устойчивость наблюдаемой динамики роста зарплат будет под вопросом.

Еще одним сдерживающим рейтинг фактором является возможное изменение настроений инвесторов в отношении финансирования «двойного дефицита» — дефицита бюджета консолидированного правительства Румынии и отрицательного сальдо счета текущих операций страны. В итоге это может сказаться на темпах экономического роста. Кроме того, замедление темпов экономического роста у основных торговых партнеров в ЕС может сказаться и на Румынии. Влияние этого фактора на экономику Румынии будет не таким сильным, как в других странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), учитывая меньшую степень открытости ее экономики. В долгосрочной перспективе, потенциал роста экономики Румынии, вероятно, будет сдерживаться слабыми демографическими показателями, высоким уровнем эмиграции населения и низким инновационным потенциалом экономики страны. Учитывая невысокую долю оплаты труда в валовой добавленной стоимости и небольшую номинальную стоимость рабочей силы, сильный рост заработной платы, по мнению АКРА, скорее всего не приведет к существенному снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе. Но для поддержания высоких темпов роста заработной платы в долгосрочной перспективе стране придется наращивать инновационный потенциал экономики.

На низкую эффективность монетарной политики указывает то, насколько сложно Национальному банку Румынии (НБР) удерживать инфляцию в целевом диапазоне — с 2008 года этого удалось добиться лишь дважды, согласно среднегодовым темпам инфляции на основании гармонизированного индекса потребительских цен (HICP) в ЕС.

На фоне превышения целевого уровня инфляции и темпов роста, опережающих потенциал экономики, недостаточность мер НБР по ужесточению процентных ставок заставляет усомниться в адекватности проводимой монетарной политики.

Уровень государственного долга Румынии, который по итогам 2018 года составил 35% ВВП, оценивается как относительно низкий для стран ЕС. АКРА ожидает, что уровень госдолга составит около 36% ВВП на конец 2019-го и 37,5% на конец 2020-го. Снижение коэффициента долга к ВВП с достигнутого в 2014 году максимума на уровне 39% ВВП, главным образом, связано с очень высоким темпом роста номинального ВВП. Однако за этой динамикой скрывается ухудшение первичного сальдо бюджета, дефицит которого вырос до 1,8% ВВП в 2018 году, а совокупный дефицит бюджета составил 3% ВВП — второй по величине показатель среди стран ЕС. По оценкам АКРА, в 2019 году совокупный дефицит бюджета вырастет до 3,5% ВВП в силу недавних изменений в законодательстве, предусматривающих повышение зарплат и пенсий в госсекторе. Такие шаги приведут к усилению проциклического характера фискальной политики, результатами которой уже стали «двойной дефицит» в стране и превышение фактических темпов экономического роста над потенциальными. Наряду с замедлением роста ВВП эти меры в ближайшем будущем приведут к росту госдолга и снижению гибкости расходной части бюджета. По мнению АКРА, бюджетные правила обычно не соблюдаются, а контроль за их соблюдением достаточно слабый.

74% совокупных доходов бюджета в 2018 году пришлось на заработную плату, социальные трансферы и выплату процентов. В 2014–2015 годах этот показатель составлял около 60%. В долгосрочной перспективе рост расходов в связи со старением населения будет сказываться на устойчивости уровня долга. Согласно данным Еврокомиссии, Румынию ждет рост расходов, связанных с выплатой пенсий, здравоохранением и долгосрочным уходом за пожилыми людьми. И к 2060 году эти расходы в совокупности составят около 3% ВВП. Это означает, что в долгосрочной перспективе для стабилизации соотношения размера госдолга к ВВП Румынии придется провести бюджетную консолидацию в размере 5,9% ВВП — на сегодняшний день это второй показатель в ЕС по масштабам предстоящей консолидации. Доля нерезидентов в объеме государственного долга и доля долга, номинированного в иностранной валюте, близки к 50%, при этом его валютная часть лишь незначительно ниже объема золотовалютных резервов страны. Такой уровень покрытия долга резервами (100%) нивелируется преобладанием в портфеле долгосрочной задолженности.

Риск реализации условных обязательств в финансовом секторе ограничен. Умеренный уровень евроизации и относительно высокая доля государственных облигаций страны в портфелях банков сглаживаются высокими показателями банковской отрасли и низким уровнем долга в частном секторе экономики. К снижающим риск факторам можно также отнести отсутствие в недавнем прошлом фактов оказания государством финансовой помощи банкам.

Риски, связанные с внешней позицией страны, умеренные. После достигнутого во втором квартале 2011 года максимума на уровне 77,5% соотношение внешнего долга к ВВП во втором квартале 2018 года снизилось до 50% благодаря устойчивому росту ВВП и стабильному уровню внешнего долга. Однако структура и покрытие внешнего долга резервами вызывают обеспокоенность. Во втором квартале 2019 года доля валютной составляющей внешнего долга составила 85% — это третий по размеру показатель среди не входящих в еврозону стран ЦВЕ. При этом уровень покрытия валютного долга резервами (41%) оценивается как низкий. Начиная со второго квартала 2019 года уровень покрытия международными резервами страны части внешнего долга с погашением в течение ближайших 12 месяцев составляет только 80%. Однако отраслевая структура внешнего долга несколько снижает связанные с этим риски. Лишь 30% внешнего долга приходится на банки и частные компании нефинансового сектора, для которых характерен риск рефинансирования. При этом 30% и 40% внешнего долга приходятся на более стабильных заемщиков — крупные корпорации, использующие внутригрупповое кредитование, и консолидированное правительство, соответственно.

Дефицит счета текущих операций, который в 2018 году составил 4,6%, увеличится до 5% в 2019 году, что, по большей части, будет обусловлено ростом внутреннего потребления. Рост дефицита счета текущих операций на фоне замедления экономического роста может привести к обесценению национальной валюты. При этом темп снижения ее курса к евро за последние десять лет стал вторыми по величине из входящих в ЕС стран ЦВЕ. Обесценение национальной валюты, которое может стать результатом финансового кризиса или дальнейшего углубления двойного дефицита, может увеличить долговую нагрузку правительства и отраслей экономики в силу высокой доли валютного долга в общем объеме задолженности и недостаточности его покрытия.

Согласно индикаторам оценки государственного управления, оценка Румынии находится чуть выше среднего мирового уровня и ниже, чем у всех остальных стран ЕС. Отставание Румынии, особенно по таким показателям, как эффективность правительства и контроль над коррупцией, может быть сопряжено с неэффективным распределением ресурсов в экономике, что может негативно сказываться на темпах экономического роста. По показателю политической стабильности оценка Румынии ниже, чем почти у всех остальных стран ЕС (предпоследний результат). Такая оценка объясняется частой сменой правительства страны и сильным разделением электората, что приводит к массовым протестам против коррупции и злоупотребления властью.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Румынии определен на уровне A-. Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;
  • устойчивость экономического роста;
  • эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
  • доступ к рынкам и источникам фондирования;
  • долговая устойчивость;
  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • устойчивость внешнего долга.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Румынии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ВВВ.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Повышение оценки по институциональным факторам.
  • Сочетание высоких темпов экономического роста и сдержанной фискальной политики.
  • Снижение валютных рисков в экономике, включая государственный сектор.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Дальнейшее снижение устойчивости долгосрочного долга.
  • Существенное снижение темпов экономического роста при сохранении дефицита бюджета и отрицательного сальдо счета текущий операций.
  • Существенное ухудшение уровня покрытия резервами долга, особенно внешнего долга в иностранной валюте. 

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Румынии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Румынии впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Румынии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало Правительству Румынии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.