Компоненты кредитного рейтинга

Институциональный фактор

Итоговая оценка

0,04 (максимальная оценка – 0,05)

Региональная экономика

Оценка до корректировки

0,16

Итоговая оценка

0,16 (максимальная оценка – 0,30)

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Итоговая оценка

0,16 (максимальная оценка – 0,30)

Долговая нагрузка

Оценка до корректировки

0,17

Итоговая оценка

0,17 (максимальная оценка – 0,20)

Ликвидность бюджета

Итоговая оценка

0,11 (максимальная оценка – 0,15)

Кредитный рейтинг

BBB+(RU)

Прогноз

«Стабильный»

Краткая информация о регионе

Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с пятью регионами России. В Области проживает 0,9% населения страны. Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (40%, 6% и 5% населения соответственно). В Регионе расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Законодательная база Области стабильна, а областное правительство участвует в развитии региональной экономики, используя механизмы ТОСЭР и СПИК (специальный инвестиционный контракт) и организации технопарков.

Прогнозирование собственных доходов Региона отличается высокой точностью: в некризисные годы расхождение фактического исполнения бюджета и прогноза в первой редакции бюджета составляет порядка 1%. Случаев недоисполнения объема расходов по сравнению с первой редакцией бюджета на протяжении последних пяти лет не происходило.

Способность правительства стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как высокая, но не реализованная. В отношении муниципальных образований Области не установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доля собственных доходов муниципалитетов в общих доходах в 2018 году в среднем составила около 20% (за исключением Пензы с 38%).

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований находится на относительно высоком уровне (соотношение долга и собственных доходов на конец 2018 года составило 67%, без учета нерыночного долга — 60%). Основную сумму долга формируют обязательства двух крупнейших городов Области, входящих в одну городскую агломерацию (Пенза и ЗАТО Заречный), с уровнями долга, близкими к 100% собственных доходов. Областное правительство стремится к контролю над долговой нагрузкой муниципалитетов, обязывая их органы власти согласовывать привлечение коммерческих кредитов с областным правительством.

Рисунок 1. Прогнозирование собственных доходов отличается высокой точностью в некризисные годы1


График построен с точки зрения влияния разных факторов на баланс бюджета: расположение статьи доходов в верхней (положительной) части графика означает превышение факта над плановым уровнем, для статьи расходов — недоисполнение.
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Умеренный уровень развития экономики Области

В 2017 году ВРП Пензенской области составил 365 млрд руб. (оценка на 2018–2019 годы — 389 и 412 млрд руб. соответственно), или около 0,5% совокупного ВРП субъектов РФ. Данный показатель несколько ниже доли населения России, проживающего в Области, что, вероятно, связано с более высокой, чем в среднем по стране, долей сельского хозяйства2 в экономике. Уровень безработицы в Регионе в 2015–2018 годах ниже среднероссийского в среднем на 13%.

Рисунок 2. Сравнение структуры ВРП Пензенской области и совокупного ВРП субъектов РФ в 2017 году


2 Как правило, данная отрасль имеет повышенную удельную трудоемкость.
Источник: Росстат, расчеты АКРА

Экономику Региона характеризует как повышенная значимость сельского хозяйства, так и наличие значительного количества обрабатывающих промышленных производств. Обработка представлена в основном пищевой промышленностью и машиностроением (суммарно порядка 65% отгрузки обрабатывающей промышленности в 2017 году). Ключевыми пищевыми производителями на территории Области являются производители мяса птицы и алкогольных напитков. В машиностроении присутствуют предприятия различного профиля: бытовую технику под маркой De luxe производит АО «ППО ЭВТ им. В. А. Ревунова», АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М. В. Проценко» выпускает гражданское оборудование в интересах госкорпорации «Росатом», АО «Радиозавод» специализируется
на гособоронзаказе и т. д. Среди предприятий указанных отраслей большинство удовлетворяет спрос, возникающий в других регионах страны, что повышает уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Области в 2018 году

Предприятие

Вид деятельности

Владелец

Выручка, млрд руб.

АО «Пензанефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах

ПАО «НК «Роснефть»

20,4

ООО «Альфа Пенза»

Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

Частная компания

16,7

ООО «Гифт»

Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт

Частная компания

14,8

ООО «ТНС энерго Пенза»

Торговля электроэнергией  

ПАО ГК «ТНС энерго»

13,6

ООО «Новые Фермы»

Торговля оптовая мясом и мясными продуктами

ООО АПК «Дамате»

13,1

ООО «ПензаМолИнвест»

Разведение сельскохозяйственной птицы

ООО АПК «Дамате»

11,4

ООО «Газпром Межрегионгаз Пенза»

Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям

ПАО «Газпром»

11,1

АО «Васильевская Птицефабрика»

Разведение сельскохозяйственной птицы

ООО «АПК «Михайловский»

10,7

ООО ТБ «Стандарт»

Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием

Частная компания

10,3

ООО «Караван»

Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

Частная компания

8,5

 

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мировых рынков сырья является низкой. Добывающие отрасли фактически не представлены. Прямой экспорт в другие страны не оказывает значимого влияния на диверсификацию экономики или бюджетных доходов (составляет 3–5% ВРП).

В 2013–2017 годах среднегодовой прирост реального ВРП Области составил 2,1% (против 1,0% в среднем по регионам РФ). В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области опережали среднероссийские показатели. В 2016 году Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темп роста ее ВРП временно отставал от среднероссийских показателей. По прогнозам АКРА, в 2019–2021 годах средние темпы прироста ВРП Пензенской области могут превысить среднероссийские. Профиль экономики при этом продолжит развиваться в направлении сельского хозяйства и пищевой промышленности, что определяется характером реализуемых и планируемых инвестиционных проектов (порядка 75% крупных проектов связаны с АПК).

Рисунок 3. Накопленный прирост ВРП в реальном выражении

Источник: Росстат

Финансовое положение предприятий Области в целом стабильное. Средний уровень просроченной задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перед банками ниже среднероссийских показателей (на 4,2 п. п. по состоянию на 01.08.2019) и значительно ниже, чем у предприятий других регионов ПФО. Вместе с тем существуют значительные отраслевые различия.

Рисунок 4. Отдельные показатели развития экономики Области относительно средних по стране

Источник: Пензенская область, Росстат, расчеты АКРА

Относительно высокие темпы жилищного строительства на душу населения (2–е место в ПФО и 17–е в России в среднем за 2015–2018 годы) могут нести риски для бюджета Региона. Примером реализовавшегося отраслевого риска в строительном секторе стало банкротство в 2018 году застройщиков «Пензастрой», «Декор-Трейд» и «Север-Траст» с общей площадью недостроенных жилых домов порядка 100 тыс. кв. м. Правительство Области признало социальные риски, возникающие при срыве ожидаемого ввода жилья дольщиков, и вынуждено было взять на себя часть расходов на достройку проблемных объектов в 2019–2020 годах. Поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий подрядчикам для завершения строительства. Кроме того, программа поддержки частично носит неденежный характер — выделяются земельные участки для реализации новых проектов.

Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2017 годах характеризуется миграционным нетто-оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения устойчиво снижается на 0,4–0,7% в год.

В ближайшие годы изменения в демографической структуре Региона вряд ли окажут заметное давление на социальные расходы бюджета. Это обусловлено тем, что численность детей дошкольного и школьного возрастов, вероятно, сократится (-1–2% к 2021 году), а численность населения старших возрастов увеличится, но меньше, чем в среднем по России (+3,8% против +6,5% к 2021 году3). Доля населения трудоспособного возраста в Пензенской области в 2017 году была ниже среднероссийского показателя на 1,5 п. п. (55% против 56,7%) и в ближайшем будущем сохранит тенденцию к снижению, как и в целом по России.


3Средний сценарий демографического прогноза Росстата.

Рисунок 5. Динамика и факторы изменения численности населения Области

Источник: Росстат, расчеты АКРА

Для Региона характерна невысокая степень урбанизации (по состоянию на 01.01.2019 около 69% населения Пензенской области проживает в городах). Плотность автомобильных дорог Региона в 2017 году составила 295 км на 1000 кв. км при среднем показателе по ПФО — 229 км на 1000 кв. км. Доля дорог, удовлетворяющих нормативным требованиям, при этом находится на высоком уровне: 60–64% по сравнению с 30–32% в ПФО и 37–43% в среднем по РФ.

Ограниченная гибкость бюджетных расходов при умеренном уровне собственных доходов

Бюджет Области характеризуется умеренной долей собственных доходов4 (в среднем 69% от суммарных доходов в 2016–2019 годах), что определяет средние возможности по самостоятельному управлению доходной базой.

Структура собственных доходов относительно устойчива. Наибольшую часть налоговых поступлений составляет НДФЛ, на который в 2015–2019 годах приходится в среднем 32% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Значительную долю поступлений по налогам на товары и услуги, составляющих в указанный период в среднем 24% ННД, формируют акцизы на алкогольные напитки. Доля региональных налогов5 в 2015–2018 годах составляла не менее 14% собственных доходов, однако в 2019 году ожидается ее снижение вследствие отмены налога на движимое имущество юридических лиц.

Рисунок 6. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Области


Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Рисунок 7. Отраслевая структура налоговых доходов6 Области в 2018 году


6 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Область использует налоговые льготы для долгосрочного развития собственной налоговой базы. До 2017 года сумма недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот оценивалась в 300–400 млн руб. (до 1,3% собственных доходов). В 2018 году эта сумма увеличилась до 1,2 млрд руб. (до 3,5% собственных доходов) за счет вступления в силу льгот участникам СПИК.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Структура данных поступлений близка к структуре ВРП (максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 20%).

Очень высокая доля обязательных расходов бюджета (в среднем 79% в 2016–2019 годах) оставляет немного возможностей маневрирования расходами. Пензенская область поддерживает относительно низкий уровень капитальных расходов (в среднем 8% общего объема расходов в указанный период), однако значительная их часть (около 70% в 2017 и 2018 годах) осуществляется за счет областного бюджета.

Операционный баланс Региона в 2016–2019 годах составит порядка 20% регулярных доходов, что соответствует степени сбалансированности бюджета ниже средней по методологии АКРА. Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества Области устойчив к реализации негативного сценария, предусматривающего снижение ННД на 4–5% по сравнению с прогнозным уровнем.

Отсутствие краткосрочного коммерческого долга и значительная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле

На конец 2018 года общая сумма долга Пензенской области по отношению к ее операционному балансу составила около 163%, что соответствует среднему уровню риска. В связи с большой долей бюджетных кредитов в структуре долга Области (порядка 47%) его средний срок погашения составляет порядка четырех лет, что является высоким показателем, а средняя процентная ставка равна примерно 4%. Банковские кредиты составили 53% долговых обязательств Области на 01.01.2019, государственные гарантии Области — менее 0,1%.

Рисунок 8. Структура государственного долга Пензенской Области, млн руб.

 

Источник: Минфин России, Пензенская область, расчеты АКРА

Комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в 2019 году — существенно более 300%) и невысокая стоимость обслуживания (10% операционного баланса в 2019 году) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования в течение ближайших 12 месяцев. Доля долговых обязательств Региона, подлежащих погашению в 2019 и 2020 годах, составила 6% по состоянию на 01.01.2019, а ближайшие погашения по действующему рыночному долгу произойдут лишь в апреле 2021 года. Тем не менее в 2021 году Области необходимо рефинансировать значительный объем коммерческих кредитов и часть бюджетных кредитов (суммарно 37% текущего долга).

На конец 2019 года соотношение долга Области и ее операционного баланса, по оценкам АКРА, может возрасти до 250% (повышенный уровень риска) вследствие возможного снижения операционного баланса бюджета в 2019 году по сравнению с 2018–м. По состоянию на 01.08.2019 объем и структура долга значительно не изменились.

Рисунок 9. График погашения государственного долга7 Области на 01.01.2019, млн руб.


7 Без учета государственных гарантий, предоставленных Областью.
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Ковенанты по бюджетным кредитам Области подразумевают, что к концу 2019 года совокупный долг снизится до 58% собственных доходов (на 0,5 п. п. относительно аналогичного периода прошлого года), а рыночный долг при этом не превысит 33%. Нарушение ковенант повлечет за собой досрочный возврат части бюджетных кредитов. Выполнение ковенант совместимо с исполнением в 2019 году бюджета Региона с дефицитом на уровне около 0,7 млрд руб., предусмотренным законом об областном бюджете на указанный год.

В рамках реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства Областью в 2011 году предоставлена гарантия по обязательствам АО «Областной агропромышленный холдинг» в пользу АО «Росагролизинг» со сроком действия до 2021 года. По состоянию на 01.08.2019 объем условных обязательств Области по указанной гарантии составил 13,4 млн руб.

Финансовый долг предприятий госсектора Региона составляет менее 100 млн руб. В целях анализа задолженность указанных предприятий не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.07.2019 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств
и случаев предоставления экстренной помощи из вышестоящего бюджета
с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Бюджет Региона характеризуется низким уровнем собственной ликвидности: ежемесячные потребности стабильно превышают остатки на счетах на начало месяца в среднем на 3–4 млрд руб. На банковских депозитах средства
не размещаются.

Рисунок 10. Баланс ликвидности8 Пензенской Области, млрд руб.


8 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Область имеет возможность привлекать кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) в целях финансирования части прогнозируемых кассовых разрывов в середине года. Использование кредитов, предоставленных УФК,
в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывает существенного влияния на рост процентных расходов. Ликвидность бюджета Региона позволяет ему своевременно выполнять плановые расходные обязательства в 2019 году (включая процентные платежи).

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • сохранение средней срочности банковских кредитов на горизонте 2–3 лет;
  • поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне около 80%;
  • исполнение бюджета Области по итогам года с дефицитом не более 5% ННД;
  • сохранение темпов прироста собственных доходов на уровне первой половины 2019 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение уровня собственной ликвидности;
  • снижение доли обязательных расходов при увеличении доли капитальных расходов;
  • значительное сокращение абсолютной величины долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное сокращение средневзвешенного срока погашения долговых обязательств, в частности, сохранение текущего графика погашения банковских кредитов к началу 2020 года;
  • существенное недополучение собственных доходов при сохранении запланированных расходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

09.09.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

21.03.2019 — uBBB+(RU), прогноз «Стабильный»

20.09.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2015

2016

2017

2018

Среднедушевые денежные доходы, руб.

21 819

21 040

21 611

21 549

Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране)

72%

68%

69%

66%

ВРП на душу населения, руб.

253 911,0

259 365,9

273 212,2

 

ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране)

57%

55%

54%

 

Безработица, %

4,7%

4,6%

4,5%

4,4%

Безработица (% от среднего уровня по стране)

84%

84%

87%

92%

ВРП, млн руб.

343 328,6

348 877,0

365 173,0

 

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

16,3%

1,6%

4,7%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

3,9%

(-)3,0%

1,9%

 

Источник: Пензенская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2015

2016

2017

2018

2019

(оценка АКРА)

Доходы бюджета

41 066

47 113

47 660

55 930

54 253

Налоговые и неналоговые доходы

24 364

30 705

32 288

34 553

34 959

Налоговые доходы9

23 468

29 948

31 335

33 562

33 996

Налог на прибыль организаций

3 485

6 320

6 775

6 771

6 634

Налог на доходы физических лиц

8 718

9 178

9 821

10 864

11 353

Налоги на товары (включая акцизы)

5 343

8 031

7 757

7 964

8 322

Налоги на совокупный доход

1 823

2 012

2 333

2 788

2 913

Налоги на имущество

4 077

4 388

4 625

5 150

4 746

Неналоговые доходы

895

757

953

991

963

Безвозмездные поступления

16 702

16 408

15 373

21 377

19 294

Расходы бюджета

43 293

46 495

47 526

55 523

55 977

Обязательные расходы

37 236

39 863

41 267

42 830

44 531

Расходы капитального характера

2 746

3 825

2 872

5 063

3 920

Процентные расходы

1 152

1 002

867

906

803

Прочие расходы

2 160

1 806

2 520

6 723

6 723

Дефицит / профицит

-2 227

617

135

407

-1 724

Операционный баланс

6 297

10 477

8 117

12 403

8 463

 

В табл. 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2015

2016

2017

2018

2019
(оценка АКРА)

Доля собственных доходов в бюджете

64%

69.5%

72%

65%

69%

Доля обязательных расходов в составе бюджета

78%

77%

81%

77%

80%

Операционный баланс субъекта
(в % от регулярных доходов)

16%

23%

17,4%

22,5%

16%

Доля капитальных расходов бюджета

6,3%

8,2%

6,0%

9,1%

7,0%

Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2015

2016

2017

2018

2019

(оценка АКРА)

Краткосрочный долг, млн руб.

4 092

5 628

3 908

415

817

Долгосрочный долг, млн руб.

17 102

15 531

16 284

19 784

19 064

Доля краткосрочного долга в совокупном

19%

27%

19%

2%

4%

Краткосрочный рыночный долг, млн руб.

1 159

3 252

3 500

0

0

Рыночный долг, млн руб.

11 755

11 347

10 295

10 703

12 335

Доля рыночного долга в совокупном

55%

53%

51%

53%

58%

Нерыночный долг, млн руб.

9 439

9 812

9 898

9 495

9 087

Совокупный объем долга (без гарантий), млн руб.

21 195

21 159

20 193

20 199

21 422

Гарантии выданные, млн руб.

68

51

33

16

10

Совокупный объем долга, млн руб.

21 263

21 209

20 226

20 215

21 432

Источник: Пензенская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки (на конец года)

 

2015

2016

2017

2018

2019
(оценка АКРА)

Соотношение долга и операционного баланса субъекта

338%

202%

249%

163%

253%

Соотношение расходов на обслуживание долга
и операционного баланса субъекта

18,3%

9,6%

10,7%

7,3%

9,5%

Соотношение операционного баланса субъекта за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде

102%

142%

69%

102%

>300%

Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.