Изменение прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлено невысокими темпами роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета Региона, динамика которых не позволяет снижать относительную долговую нагрузку при условии роста расходной части бюджета. Кредитный рейтинг Области обусловлен средней оценкой показателей бюджетной дисциплины и контроля, а также сравнительно высокой долговой нагрузкой при низком риске рефинансирования долга. Аграрная специфика региональной экономики сдерживает темпы роста доходной части бюджета и показателей социально-экономического развития Региона, что оказывает давление на его кредитный рейтинг.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. По оценке Области, в 2018 году ее ВРП составил порядка 323,8 млрд руб., и примерно треть его формирует сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Ограниченные возможности генерации собственных доходов бюджета. Средняя доля собственных доходов Региона (без учета субвенций) за период с 2017 по 2020 год составит 57% (средний уровень самодостаточности бюджета). Хотя на капитальные расходы приходится значительная доля бюджетных расходов (16% в среднем за указанный период), они более чем наполовину ежегодно финансируются за счет трансфертов из вышестоящего бюджета, то есть не могут использоваться в качестве резерва сокращения расходов бюджета. По оценке АКРА, структура расходов не является гибкой: на расходные статьи ежегодно приходится более 70% областного бюджета, а фактически этот показатель еще выше, учитывая высокую долю софинансирования капитальных расходов федеральным бюджетом. Налоговые поступления в бюджет Области хорошо диверсифицированы, хотя в смежных отраслях — сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке — отмечается незначительная концентрация налоговой базы. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет порядка трети, а в налоговых доходах — 15% в среднем за последние три года. Дальнейший рост налоговых поступлений в бюджет Области ограничен из-за сравнительно узкой налоговой базы и динамики заработных плат, поскольку НДФЛ — наиболее значимый налог в структуре ННД. Низкие темпы роста собственных доходов и отсутствие возможности существенно сокращать расходы не позволяют Региону балансировать бюджет без дефицита и, как следствие, снижать долговую нагрузку. С учетом текущих параметров бюджета размер дотаций по итогам 2019 года снизится, то есть в расходовании безвозмездных поступлений, не имеющих целевого характера, у бюджета Области в 2019-м будет меньше возможностей по сравнению с предыдущим годом.
Вероятность нарушения условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов по итогам года при низком риске рефинансирования. Абсолютный размер долга Области продолжает расти, а на конец текущего года, по оценке АКРА, может вырасти и соотношение долга и ННД Области до показателей, превышающих указанные в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов. В этом случае досрочному погашению (рефинансированию), по оценке АКРА, в 2020 году будет подлежать приблизительно 4% совокупного долга Области, что не является критичным для областного бюджета уровнем, учитывая график погашения долга.
На 01.11.2019 года порядка 70% долга Области приходится на облигации и долгосрочные бюджетные кредиты, что обуславливает равномерность графика погашения и низкий риск рефинансирования в среднесрочной перспективе. Максимальная доля долга, подлежащая рефинансированию, приходится на 2022 год и составляет 25%.
Ключевые допущения
- сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от трансфертов;
- сдерживание роста расходной части бюджета и сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 75% общих расходов бюджета;
- возможный рост относительной долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня самодостаточности регионального бюджета;
- рост операционного баланса Области;
- рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области;
- увеличение долговой нагрузки на бюджет Области свыше ожиданий АКРА;
- изменение графика погашения долга (рост доли краткосрочных источников финансирования).
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Тамбовской области и государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.