Повышение кредитного рейтинга Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлено стабильно растущим уровнем ликвидности бюджета при минимальном уровне долговой нагрузки и консервативной долговой политике Региона, а также устойчивыми темпами роста экономики и положительной тенденцией в социально-экономическом развитии. Рейтинг ограничен показателями развития экономики Области (в расчете на душу населения), которые существенно уступают среднероссийским, а также достаточно высокой долей обязательных расходов бюджета.
Челябинская область находится в Уральском федеральном округе. Численность населения составляет 3,5 млн человек (чуть более 2% населения РФ). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2018 года составил 1,514 трлн руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокий уровень ликвидности и стабильно растущие остатки на счетах позволяют Региону размещать временно свободные финансовые ресурсы на депозитах и увеличивать неналоговые доходы бюджета. Средний объем депозитов на начало месяца за период с 01.01.2019 по 01.11.2019 почти в полтора раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года. На 01.11.2019 депозиты на 80% превосходят объем долга (включая выданные госгарантии), а совокупные остатки на счетах — более чем вдвое. Также остатки более чем в два раза превышают среднемесячные расходы областного бюджета в 2019 году.
Минимальный уровень кредитного риска. Долговая нагрузка Челябинской области находится на минимальном уровне. Текущая версия закона об областном бюджете предполагает выдачу значительного объема гарантий (на 01.11.2019 новые гарантии не были предоставлены), что приведет к увеличению соотношения долга и операционного баланса Области до 0,9 по сравнению с 0,36 по итогам прошлого года. Тем не менее рост данного показателя не влияет на совокупную оценку долговой нагрузки. Остальные параметры долга останутся неизменными. Долг Региона по состоянию на 01.11.2019 представлен бюджетными кредитами (56%) и гарантиями (44%), поэтому расходов на его обслуживание практически нет, а риски рефинансирования в среднесрочной перспективе отсутствуют. Согласно действующей редакции закона о бюджете, бюджет Региона по итогам 2019 года может быть исполнен с дефицитом на уровне 8,5% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Тем не менее АКРА ожидает, что областной бюджет будет исполнен с меньшим дефицитом — на уровне 3,7% ННД и будет покрыт за счет остатков на счетах. Заложенный проектом закона о бюджете дефицит на 2020 год также полностью покрывается остатками на счетах. Наращивание долга в целях финансирования дефицита, по мнению АКРА, в ближайшие 13 месяцев маловероятно.
Зависимость налоговых поступлений от металлургического сектора при консервативной бюджетной политике. Динамика доходов бюджета Области зависит от конъюнктуры рынка металлов. Если в 2018 году бюджет Региона был исполнен с профицитом на уровне 8,5% ННД, то по итогам текущего года АКРА ожидает дефицит в пределах 3,7% ННД на фоне снижения цен на металлы и, как следствие, замедления темпов роста доходов бюджета. В 2020 году дефицит бюджета может составить до 15,8% ННД. Крупнейшими предприятиями сектора являются ПАО «ММК» (выручка по итогам 2018 года — 458 млрд руб.), ПАО «ЧТПЗ» (127 млрд руб.), ПАО «ЧМК» (124 млрд руб., принадлежит ПАО «Мечел»). По оценке АКРА, налоговые поступления в бюджет от металлургического сектора составляют порядка четверти совокупных налоговых доходов. В условиях зависимости ННД от конъюнктуры рынка металлов Область придерживается консервативной долговой и бюджетной политики (почти треть расходов является сокращаемой).
Бюджет области характеризуется высоким уровнем самодостаточности — доля собственных доходов (без учета субвенций) составит в среднем 85% за период с 2017 по 2020 год. Средний уровень операционного баланса за анализируемый период составит 20% регулярных доходов. В условиях, когда Область имеет возможность маневрировать расходами сверх объема капитальных расходов, данный показатель может быть волатильным в зависимости от возможности и желания Области использовать остатки на счетах.
ВРП Региона устойчиво растет, что находит отражение в динамике среднедушевого значения показателя, уровень безработицы снижается быстрыми темпами.
Ключевые допущения
- сохранение консервативной бюджетной политики, при которой темпы роста расходов (в том числе текущих) не превышают темпов роста собственных доходов;
- сохранение консервативной долговой политики;
- исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом не более 5% ННД.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост показателей бюджетной дисциплины;
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса при росте обязательных расходов;
- длительный период роста относительной долговой нагрузки.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.
АКРА оказывало Правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.