АКРА повысило кредитный рейтинг Краснодарского края до уровня A+(RU), прогноз «Позитивный», и его облигаций — до уровня A+(RU)

Повышение кредитного рейтинга Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки Региона и ростом объема временно свободных средств бюджета в связи с увеличением налоговых поступлений. Кредитный рейтинг поддерживается стабильными бюджетными показателями и низким риском рефинансирования долга в долгосрочной перспективе. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние показатели социально-экономического развития. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен ожиданиями дальнейшей реализации мер по сокращению долга.

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Снижающаяся долговая нагрузка и растущий объем ликвидности. Соотношение долга Края и его текущих доходов снизится с 57% на конец 2018 года до 37% на конец 2019–го и по итогам 2020–го останется ниже 40%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии АКРА. Рыночный долг, представленный облигациями и банковскими кредитами с комфортным графиком погашения, составит на конец 2020 года, по оценке АКРА, 41% совокупного долга; 54% долга будет приходиться на бюджетные кредиты, основная доля которых подлежит погашению после 2023 года. Оставшиеся 5% — гарантия Края по обязательствам предприятия госсектора, вероятность выплат по которой оценивается АКРА как высокая. Текущий график погашения долга свидетельствует о низком уровне риска его рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета (средний уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). Бюджет Края характеризуется высоким уровнем ликвидности — остатки на счетах по учету средств регионального бюджета на 01.11.2019 вдвое превышают среднемесячные расходы за январь–октябрь 2019 года. В ноябре 2019 года Край приступил к размещению временно свободных средств на банковских депозитах.

Самодостаточный бюджет при умеренно высокой операционной эффективности и растущих налоговых поступлениях. В 2016–2020 годах соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит в среднем 13%, что свидетельствует об умеренно высокой операционной эффективности Региона. Доля собственных доходов также является умеренно высокой (в указанный период в среднем 87% доходов Региона без учета субвенций). Капитальные расходы, которые в указанный период в среднем составляют 12% совокупных расходов Региона, финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета. В соответствии с законом о краевом бюджете, в 2019 году налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличатся на 11% по сравнению с 2018–м, профицит бюджета ожидается на уровне 4,5% совокупных доходов бюджета (12,5 млрд руб.). По оценке АКРА, фактический прирост собственных доходов может оказаться выше запланированного уровня. За десять месяцев 2019 года ННД выросли на 18% к значению показателя за аналогичный период 2018 года, в том числе поступления по НДФЛ увеличились на 38%. АКРА полагает, что данный прирост связан с разовыми платежами по указанному налогу, и ожидает снижения поступлений по НДФЛ в 2020 году.

Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что определяется особенностями налогового законодательства и присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценке АКРА, формируют в 2015–2019 годах порядка 14% и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона. Соотношение средней заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах в среднем составляло 2,9х, а безработица в указанный период не превышала 6%. ВРП на душу населения стабильно ниже среднестранового показателя на 20%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • сохранение в 2020 году объема ННД Региона на уровне 2019–го;
  • сохранение высокого уровня собственной ликвидности;
  • сохранение в среднесрочной перспективе объема капитальных расходов на уровне не ниже 11%;
  • исполнение Краем соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и текущих доходов Края ниже 30%;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета;
  • завершение периода, в течение которого Край должен предоставлять гарантию предприятию госсектора;
  • рост гибкости расходов бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 55%;
  • снижение капитальных расходов краевого бюджета ниже 10%.

Рейтинги выпусков

Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).

Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).

Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.