Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем ликвидности Региона в совокупности с умеренно высокой операционной эффективностью бюджета и низким уровнем долговой нагрузки. Кредитный рейтинг ограничен умеренными показателями развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. Соотношение долга и текущих расходов Области в 2019–2020 годах, по прогнозу АКРА, будет находиться в диапазоне 24–26% (в абсолютном значении долг составит 22–24 млрд руб.). По состоянию на 01.12.2019 долг Региона составлял 22,2 млрд руб. и состоял из облигаций (43%) и бюджетных кредитов (57%). Благодаря такой структуре долга процентные расходы для Региона необременительны. Усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций. Большая часть долга (70% общей суммы) подлежит погашению после 2023 года. В период с 2019 по 2022 год Региону необходимо рефинансировать в среднем по 7% общей суммы долга в год. В оставшийся период 2019 года Области предстоит погасить менее 1% совокупного объема долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета Региона. Высокая оценка коэффициента ликвидности обуславливается большим объемом средств на счетах казначейства (13 млрд руб. на 01.12.2019) в совокупности с имеющимся объемом невыбранных кредитных линий со сроком выборки более года в банках (3 млрд руб.). В течение последних 15 месяцев остатки на счетах регулярно превышали расходы областного бюджета приблизительно на 40%. Начиная с 01.07.2019 Регион размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.12.2019 накопленная ликвидность покрывает почти две трети совокупного объема долга Региона. Исходя из утвержденных законов о бюджете, накопленные средства будут частично использованы для финансирования дефицитов 2019 и 2020 годов. Средства Управления Федерального казначейства не привлекались с начала года.
Умеренно сильный бюджетный профиль с умеренно высокой операционной эффективностью. Усредненное значение показателя операционной эффективности бюджета увеличилось почти в 3,5 раза за период с 2016 по 2018 год и составило 19%. Поскольку прогнозируемые текущие расходы бюджета в 2019–2020 годах будут расти более высокими темпами, чем текущие доходы, АКРА ожидает сокращения показателя операционной эффективности до 14%. В 2016–2018 годах усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах бюджета (без учета субвенций) составляла 84%. В 2019 году данный показатель снизится до 82% на фоне роста безвозмездных поступлений. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов на конец 2019 года будет положительным, что свидетельствует об отсутствии потребности в долговом финансировании. По оценке Региона, дефицит бюджета в 2019 году составит порядка 4% ННД (2,7 млрд руб.).
Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. В 2018 году 12 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона работали в указанных отраслях. Основной вклад в налоговые поступления в период с 2015 по 2018 год внесли отрасли «Добыча сырой нефти и газа» (от 30% до 44% за указанный период) и «Оптовая торговля» (в значительной мере торговля углеводородами; от 11% до 16% за указанный период). ВРП на душу населения Области в 2014–2017 годах составлял в среднем 82–84% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах составляло 3х. Уровень безработицы в Регионе ниже среднероссийских показателей.
Ключевые допущения
- исполнение областного бюджета с дефицитом не более 4–5% ННД в 2019–2020 годах;
- сохранение консервативной бюджетной и долговой политики;
- сохранение текущей рублевой цены на углеводороды в среднесрочной перспективе;
- сохранение высокого соотношения заработной платы и прожиточного минимума.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- повышение диверсификации экономики;
- рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;
- дальнейший рост уровня ликвидности бюджета Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- негативное изменение текущей конъюнктуры рынка углеводородов при невозможности сокращения текущих расходов бюджета Области;
- направление накопленной ликвидности на финансирование текущих расходов бюджета.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3); срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб. — A+(RU).
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A+(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб. — A+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.