Кредитный рейтинг АО «ОДК» (далее — Группа, Компания, ОДК) обусловлен высоким уровнем системной значимости Компании для Российской Федерации и очень высокой степенью влияния государства на ОДК.
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании определяется средней рыночной позицией, сильным бизнес-профилем, крупным размером и высокими показателями рентабельности. Сдерживающее влияние на ОСК оказывают средний уровень долговой нагрузки и ликвидности, а также слабые показатели денежного потока.
ОДК — государственный холдинг, консолидирующий предприятия в сфере разработки, испытания и производства газотурбинных авиационных двигателей, двигателей для вертолетов, ракетных двигателей, наземных газотурбинных установок для нефтегазовой промышленности, а также морских газотурбинных двигателей. Контролирующим акционером ОДК является Государственная корпорация «Ростех» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), которой принадлежит 91,5% акционерного капитала Компании; 6% контролирует государство через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, оставшиеся 2,5% приходятся на АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая системная значимость и очень высокая степень влияния государства на Компанию обусловлены производством Компанией уникальной продукции военного назначения, высокой значимостью оборонной промышленности для обеспечения национальной безопасности РФ, а также отсутствием фактических альтернативных поставщиков в данном сегменте. Предприятия Группы являются исполнителями контрактов в рамках гособоронзаказа, военно-технического сотрудничества и федеральных целевых программ. Также подконтрольные ОДК компании обладают уникальными технологиями производства газотурбинных двигателей, которые пользуются спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. Кроме того, предприятия Группы производят продукцию по международным контрактам, невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических и репутационных рисков. Компания на постоянной основе получает прямую поддержку от государства, в том числе в виде софинансирования инвестиционной программы, государственных гарантий, субсидирования процентных ставок по облигационным займам.
Сильный бизнес-профиль и высокая географическая диверсификация. Высокая оценка стабильности выручки/контрактной базы обусловлена достаточной степенью предсказуемости клиентской базы Компании (несмотря на незначительную долю долгосрочных контрактов в общем портфеле заказов), что в основном обусловлено спросом на ведущие модели российской военной авиации и вертолетов. В связи с окончанием в ближайшие годы программы обновления российского военного авиационного флота АКРА допускает сокращение объема поставок продукции военного назначения, производимой предприятиями Группы, на внутренний рынок. В то же время Агентство не ожидает существенного снижения спроса на продукцию Компании со стороны международных игроков в ближайшие годы. Более половины выручки ОДК формируют средства от международных заказов, при этом присутствует определенная концентрация на крупнейших иностранных клиентах. Компания планирует рост поставок гражданской продукции, в том числе за счет энергетических и промышленных газотурбинных двигателей.
Средние оценки долговой нагрузки и обслуживания долга. Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2017 по 2022 год составит, по оценкам АКРА, 3,4х, а средневзвешенное за указанный период отношение общего долга к капиталу — 0,9х, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки. Значительная зависимость от крупнейших кредиторов отсутствует: доля крупнейшего кредитора в структуре долга составляет 30,8%. Средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (с учетом субсидий) в 2017–2022 годах составит 3,4х, что соответствует средней оценке обслуживания долга.
Слабый денежный поток при средней оценке ликвидности. Значительные расходы в рамках инвестиционной программы (ожидаемое отношение капитальных затрат к выручке в 2020 году — 12% с последующим снижением до 5–6% в 2021–2022 годах), необходимые для разработки и внедрения новых моделей двигателей, а также ожидаемые дивидендные выплаты на уровне 50% от чистой прибыли оказывают существенное давление на уровень свободного денежного потока (FCF) ОДК. АКРА прогнозирует рентабельность Компании по FCF на уровне от -9% в 2020–м с последующим выходом в положительную зону в 2021–2022 годах за счет снижения объема капитальных затрат и увеличения операционных потоков. АКРА отмечает наличие пиков погашений долговых обязательств в 2020 году в размере около 97 млрд руб. Поддержку ликвидности Компании оказывает доступ к внешним источникам ликвидности в виде доступных кредитных линий, которые, по оценкам АКРА, на текущий момент составляют 112 млрд руб.
Высокая рентабельность и крупный размер. Средневзвешенные показатели выручки и FFO до чистых процентных платежей и налогов Компании в период с 2017 по 2022 год находятся на уровне 261,7 млрд руб. и 58,6 млрд руб. соответственно. Компания ожидает рост выручки за счет увеличения продаж продукции гражданского сегмента вследствие выхода на рынок новых моделей двигателей. АКРА отмечает наличие определенных операционных и технических рисков при реализации такой стратегии. Агентство закладывало в свои прогнозы более консервативные предпосылки роста выручки и сохранение ее текущей структуры с преобладанием продукции для военных нужд. Увеличение поставок военных двигателей на международный рынок может стать дополнительным фактором роста выручки. Высокий уровень рентабельности Компании (средневзвешенный показатель рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов на уровне 22,4%) достигается за счет ценовой политики ОДК и оптимизации затрат.
Ключевые допущения
- реализация Компанией программы капитальных вложений в объеме 96,5 млрд руб. в период с 2019 по 2021 год;
- отсутствие резкого снижения спроса на продукцию Компании на внутреннем и внешнем рынках;
- отсутствие существенного колебания цен на продукцию Компании;
- поддержание высокого качества продукции и отсутствие значительных технических проблем при эксплуатации двигателей, которые могут привести к снижению контрактной базы и репутационным рискам.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- усиление системной значимости Компании для экономики РФ и значительное увеличение господдержки.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- существенное снижение уровня системной значимости ОДК для экономики РФ.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: поддержка государства — паритет с РФ минус 3 ступени.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен АО «ОДК» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ОДК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «ОДК» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ОДК», не выявлены.
АКРА не оказывало АО «ОДК» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.