АКРА подтвердило кредитный рейтинг АО «ДОМ.РФ» (далее — ДОМ.РФ, Компания) на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и кредитные рейтинги выпусков облигаций Компании (БО-05, БО-06, БО-07, БО-08, БО-09, БО-10, 001Р-01R, 001Р-02R, 001Р-03R, 001Р-04R, 001Р-05R, 001Р-06R, 001P-07R) на уровне AAA(RU).
Кредитный рейтинг ДОМ.РФ обусловлен очень высокой вероятностью получения экстраординарной поддержки от органов власти по причине системной значимости Компании для российской экономики и определяющего влияния государства на ее кредитоспособность. При этом ДОМ.РФ характеризуется достаточно высоким уровнем собственной кредитоспособности; временное негативное влияние на данный показатель оказало получение 100% акций АО «Банк ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — A(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Банк ДОМ.РФ, Банк). На долгосрочном горизонте давление на кредитоспособность ДОМ.РФ будет оказывать активное развитие бизнеса Компании в рамках актуализированной стратегии на период до 2024 года.
ДОМ.РФ в соответствии с законом выполняет уникальную функцию единого института развития в жилищной сфере, ключевые направления деятельности которого включают: развитие рынка ипотечных ценных бумаг (ИЦБ); финансирование жилищного строительства и создание специализированной кредитной организации — уполномоченного банка в сфере жилищного строительства; предоставление поручительств по кредитам застройщикам; вовлечение в оборот и предоставление находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей жилищного строительства; развитие рынка арендного жилья с использованием механизма коллективных инвестиций; развитие единой информационной системы жилищного строительства.
АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности Правительство РФ предоставит достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или предоставления ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на изложенных ниже предпосылках.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень высокая системная значимость. ДОМ.РФ является институтом развития, который в соответствии с мандатом, определенным законом, выполняет уникальную функцию развития и поддержки жилищной сферы в России. Компания входит в список стратегических предприятий, участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту прав и законных интересов граждан РФ. Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного строительства являются одними из основных целей развития РФ, в реализации данных задач принимает участие ДОМ.РФ. Другими факторами высокой системной значимости Компании являются:
- дефолт по ИЦБ с поручительством Компании и по ее собственным обязательствам будет сопряжен для государства с существенными финансовыми и репутационными потерями;
- на конец сентября 2019 года облигации ДОМ.РФ на сумму 33 млрд руб. были обеспечены безотзывными государственными гарантиями РФ;
- исполнение ДОМ.РФ социальных задач по поддержке ипотечных заемщиков и получение в этих целях прямого финансирования со стороны государства в форме субсидий и взносов в уставный капитал;
- усиление интеграции дочернего Банка и создание на его базе уполномоченного банка в сфере жилищного строительства, который будет заниматься ипотечным кредитованием и кредитованием застройщиков в рамках перехода на схему финансирования с применением эскроу-счетов.
В совокупности данные обстоятельства служат дополнительным подтверждением системной и социальной значимости Компании и ее роли в экономической политике государства.
Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Единственным акционером ДОМ.РФ является государство в лице Росимущества (Федерального агентства по управлению государственным имуществом). Помимо акционерного контроля государство имеет возможность определять стратегические направления развития и осуществлять контроль за операционной деятельностью Компании: в состав совета директоров (определяемый Правительством РФ) ДОМ.РФ входят представители федеральных органов исполнительной власти РФ и крупнейших системно значимых кредитных организаций. Кроме того, оперативный надзор за финансовым состоянием Компании осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы при Банке России.
К другим факторам, подтверждающим очень сильную связь Компании с государством, АКРА относит: (1) законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства; (2) закрепленную законом возможность оказания государством экстраординарной поддержки через бюджетные механизмы; (3) осуществление текущей поддержки в различных формах (целевые кредиты «ВЭБ.РФ» на 40 и 14 млрд руб., доходы от операций продажи и предоставления в аренду федеральных земельных участков).
Собственная кредитоспособность Компании на данный момент находится на высоком уровне, однако есть риски ее ухудшения в долгосрочном периоде. Агентство отмечает достаточный запас по капиталу ДОМ.РФ (отношение собственных средств к сумме активов, договорных и условных обязательств составляло на конец сентября 2019 года 14,6%). Компания показывает положительный финансовый результат, при этом уровень чистой процентной маржи (NIM 2,7% за 2018 год) и операционная эффективность (за 2018 год показатель cost-to-income составил 49,2%) имеют тенденцию к ухудшению. Доля просроченной задолженности на сроки свыше 90 дней составила 8,2% от ссудного портфеля (на 30 июня 2019 года). Показатели ликвидности свидетельствуют о наличии у Компании значительного запаса ликвидных средств.
По мнению АКРА, к ухудшению финансового состояния ДОМ.РФ в долгосрочном периоде и возникновению потребности в привлечении дополнительной государственной поддержки способен привести значительный рост объемов деятельности Компании в рамках принятой стратегии развития, что обусловлено:
1) реализацией плана по увеличению объема закладных на балансе через реализацию механизма «Фабрики ИЦБ» при сокращении объема облигаций, обеспеченных безотзывными государственными гарантиями РФ (согласно актуализированной стратегии Компании, к 2024 году объем ипотечных облигаций с поручительством ДОМ.РФ должен составить до 7,0 трлн руб.);
2) ростом объемов кредитования Банком предприятий строительной отрасли;
3) предоставлением банкам поручительств ДОМ.РФ по кредитам в рамках проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
Принимая во внимание мнение АКРА о высокой вероятности получения Компанией государственной поддержки в случае необходимости, обозначенные риски в настоящее время не влияют на уровень ее кредитного рейтинга. Кроме того, в соответствии с законом ДОМ.РФ обязан с 01.04.2020 соблюдать нормативы финансовой устойчивости (достаточности собственных средств (капитала), максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и финансового рычага), методику расчета и порядок осуществления контроля за соблюдением которых устанавливает Правительство РФ.
Ключевые допущения
- сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;
- реализация стратегии развития ДОМ.РФ;
- достаточность совокупного капитала не ниже 11,5% на горизонте 12–18 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня системной значимости Компании для экономики РФ;
- потеря акционерного или операционного контроля со стороны Правительства РФ;
- значительное ухудшение собственной кредитоспособности Компании в случае снижения готовности государства оказывать регулярную и экстраординарную поддержку.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
АО «ДОМ.РФ», БО-05 (ISIN RU000A0JX2R1); срок погашения — 22.12.2049, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-06 (ISIN RU000A0ZYF20); срок погашения — 07.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-07 (ISIN RU000A0ZYF38); срок погашения — 07.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-08 (ISIN RU000A0ZYFM5); срок погашения — 13.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-09 (ISIN RU000A0ZYAR5); срок погашения — 17.09.2020, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-10 (ISIN RU000A0ZYFN3); срок погашения — 13.11.2050, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001Р-01R (ISIN RU000A0ZYLU6); срок погашения — 13.12.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-02R (ISIN RU000A0ZYQU5); срок погашения — 21.01.2028, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-03R (ISIN RU000A0ZZ1N0); срок погашения — 24.03.2028, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-04R (ISIN RU000A0ZZ7C0); срок погашения — 10.05.2028, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-05R (ISIN RU000A1004W6); срок погашения — 16.02.2029, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-06R (ISIN RU000A100ET6); срок погашения — 12.05.2039, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-07R (ISIN RU000A101590); срок погашения — 11.11.2039, объем эмиссии — 20 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ДОМ.РФ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам ДОМ.РФ. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу АО «ДОМ.РФ» — AAA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги АО «ДОМ.РФ» и облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги АО «ДОМ.РФ» и облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» (ISIN RU000A0JX2R1, RU000A0ZYF20, RU000A0ZYF38, RU000A0ZYFM5, RU000A0ZYAR5, RU000A0ZYFN3, RU000A0ZYLU6, RU000A0ZYQU5, RU000A0ZZ1N0, RU000A0ZZ7C0, RU000A1004W6, RU000A100ET6, RU000A101590) были опубликованы АКРА 29.12.2016, 18.01.2017, 31.10.2017, 31.10.2017, 09.11.2017, 19.09.2017, 09.11.2017, 25.12.2017, 01.02.2018, 05.04.2018, 17.05.2018, 28.02.2019, 05.06.2019 и 24.12.2019 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ДОМ.РФ», а также кредитного рейтинга облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза. Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «ДОМ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «ДОМ.РФ» по МСФО и управленческой отчетности АО «ДОМ.РФ». Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «ДОМ.РФ» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ДОМ.РФ», не выявлены.
АКРА оказывало АО «ДОМ.РФ» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.