Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем ликвидности Региона в совокупности с умеренной гибкостью бюджетных расходов и низким уровнем долговой нагрузки. Рейтинг ограничен умеренными показателями развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.

Кемеровская область — Кузбасс расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,7 млн человек (1,8% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2018 года составил, по ее оценке, 1,25 трлн руб. (приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. Соотношение долга и текущих доходов Области в 2019–2020 годах, по прогнозу АКРА, будет находиться в диапазоне 21–23% (в абсолютном значении долг составит 31–33 млрд руб.). По состоянию на 01.01.2020 долг Региона составлял 33,2 млрд руб. и состоял из облигаций (27%), бюджетных кредитов (49%), гарантий (3%) и иных долговых обязательств (21%). Благодаря такой структуре долга процентные расходы для Региона необременительны. Усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций. Большая часть долга (55% общей суммы) подлежит погашению с начала 2023 года. В период с 2020 по 2022 год Региону необходимо погашать в среднем по 15% общей суммы долга в год. В предстоящий период 2020 года Области предстоит погасить не менее 6% совокупного объема долга.

Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокий уровень ликвидности бюджета Региона. Высокая оценка коэффициента ликвидности обуславливается большим объемом средств на счетах казначейства (22 млрд руб. на 01.01.2020) в совокупности с имеющимся объемом невыбранных кредитных линий со сроком выборки более года в банках (7,5 млрд руб.). В течение последних 18 месяцев остатки на счетах на конец месяца регулярно превышали ежемесячные расходы областного бюджета почти в два раза. Начиная с 2017 года Регион размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.01.2020 накопленная ликвидность покрывает около двух третей совокупного объема долга Региона. Исходя из утвержденных законов о бюджете, накопленные средства будут частично использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

Умеренный бюджетный профиль с умеренной гибкостью бюджетных расходов. Усредненная доля капитальных расходов увеличилась в 1,6 раза за период с 2017 по 2019 год и составила 8%. По мнению АКРА, в 2020 году ее значение не превысит 10%, что свидетельствует об умеренной гибкости расходов.

По итогам 2019 года показатель операционной эффективности бюджета Региона снизился до 7% по сравнению с 24% в 2018–м (исходя из уточненного прогноза исполнения бюджета). Уменьшение поступлений по налогу на прибыль привело к сокращению собственных доходов бюджета на 8% в 2019 году, при этом текущие расходы бюджета увеличились на 9%. АКРА прогнозирует сохранение умеренного уровня операционной эффективности бюджета и в 2020 году.

В 2016–2020 годах усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах бюджета (без учета субвенций) составит 84%. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020 году сохранится положительным, что свидетельствует об отсутствии потребности в долговом финансировании. По оценке Региона, дефицит бюджета в 2020 году составит порядка 14% ННД (16,7 млрд руб.) и будет полностью покрыт накопленной ликвидностью.

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. За 9 месяцев 2019 года 6 из 10 крупнейших налогоплательщиков Региона работали в сфере добычи угля. Основной вклад в налоговые поступления в 2017–2018 годах внесла отрасль «Добыча угля» (38–39% за указанный период). ВРП на душу населения Области в 2014–2017 годах составлял в среднем 68–73% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах превышало 300%.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной бюджетной и долговой политики;
  • падение поступлений по налогу на прибыль не более чем на 8% в 2020 году относительно 2019 года;
  • использование накопленной ликвидности на финансирование дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;
  • рост показателя гибкости бюджетных расходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее ухудшение конъюнктуры рынка угля при невозможности сокращения текущих расходов бюджета Области;
  • направление накопленной ликвидности на финансирование текущих расходов бюджета.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области — Кузбасса, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области — Кузбасса, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.