Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,05 (максимальная оценка — 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,14 |
Итоговая оценка |
0,17 (максимальная оценка — 0,30) |
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,23 (максимальная оценка — 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,18 |
Итоговая оценка |
0,20 (максимальная оценка — 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,15 (максимальная оценка — 0,15) |
Кредитный рейтинг |
АА(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
Краткая информация о регионе
Челябинская область (далее — Челябинская область, Область, Регион) находится в Уральском федеральном округе (далее — УФО). Численность населения Области составляет 3,5 млн человек (чуть более 2% населения РФ). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2018 года был равен 1,52 трлн руб. Столица Региона — Челябинск, население которого составило 1,2 млн человек на 01.01.2019. Область граничит с Республикой Башкортостан, Свердловской, Курганской и Оренбургской областями и с Республикой Казахстан. На территории Области осуществляют деятельность ПАО «ММК» (один из крупнейших мировых производителей стали; 12,7 млн т стали по итогам 2018 года) и ПАО «ЧТПЗ» (один из крупнейших российских производителей трубной продукции; 1,9 млн т труб по итогам 2018 года).
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
При утверждении закона о бюджете на будущий период Область придерживается консервативного подхода к прогнозированию налоговых и неналоговых доходов (ННД): с 2015 по 2018 год фактические поступления превышали первоначально утвержденные в среднем на 18%. Консервативный характер оценки будущих доходов позволяет защитить бюджет Области от увеличения расходных обязательств, финансирование которых будет зависеть от конъюнктуры рынка металлов.
В 2015–2018 годах фактические расходы расходились с первоначально утвержденными в среднем на 7%. АКРА положительно отмечает повышение качества планирования расходной части бюджета Региона. Если в 2015 и 2016 годах фактическое исполнение расходной части превышало плановые показатели на 10% и 12% соответственно, то в 2017 и 2018 годах превышение составило 3% и 2% соответственно.
В 2015–2018 годах Область утверждала закон о бюджете с консервативным прогнозом, предусматривавшим дефицит на среднем уровне 11% утвержденных ННД. При этом максимальный уровень дефицита, зафиксированный в указанном периоде, не превышал 0,4% ННД (0,4 млрд руб. по итогам 2015 года). Бюджет в 2017 и 2018 годах был исполнен с профицитом 6% и 8,5% ННД соответственно.
Доля ННД в бюджетах муниципальных образований (далее — МО, муниципалитеты) с 2015 по 2018 год в среднем составляла 30%, что говорит о невысокой самодостаточности местных бюджетов. Отмечается постепенный рост доли ННД в полученных муниципалитетами доходах, что связано с увеличением поступлений по НДФЛ на 35% в течение указанного периода (+5,3 млрд руб.). Объем трансфертов в бюджеты МО увеличился на 28% за 2015–2018 годы. Основными источниками собственных доходов муниципалитетов традиционно являются НДФЛ и налог на имущество, которые в среднем за указанный период составляли 53% и 15% ННД соответственно.
Относительная долговая нагрузка МО снижается: за указанный период совокупный долг муниципалитетов сократился на 4% (211 млн руб.) и на конец 2018-го составил 12% совокупных собственных доходов (против 17% на конец 2015-го). Большая часть долговых обязательств традиционно приходится на кредиты коммерческих банков: за четыре года их доля увеличилась на 20% и достигла 85%. Процентные расходы МО составляют порядка 0,3% их совокупных ежегодных расходов.
За анализируемый период большая часть долга муниципалитетов приходилась на Челябинск, долг которого составлял в среднем 80% (порядка 4 млрд руб.) совокупного долга МО.
Умеренно развитая экономика с высокой концентрацией на металлургической промышленности
Экономические показатели Области, оцениваемые АКРА, характеризуют уровень ее социально-экономического развития как средний относительно других регионов РФ. В 2017 году ВРП Региона составил 1,349 трлн руб. (1,8% суммарного ВРП российских регионов). С 2013 по 2018 год ВРП на душу населения Области увеличился с 67 до 80% от среднероссийского уровня, при этом АКРА ожидает дальнейшего роста данного показателя в среднесрочной перспективе. Среднедушевые доходы в Регионе растут темпом ниже среднестранового и по итогам 2018 года составили 73% от среднероссийского уровня. Безработица в Области в 2015–2018 годах примерно на четверть превышала средний уровень по стране, но с 2016 года показатель безработицы начал сокращаться и с 2016 по 2018 год снижение составило 1,5%. Несмотря на относительно высокий уровень безработицы в Регионе в анализируемый период (в сравнении со среднероссийским уровнем), рост поступлений по НДФЛ в региональный бюджет в среднем превосходил рост совокупных поступлений по НДФЛ по всем регионам на 16% (средний прирост поступлений по НДФЛ в Челябинской области составил 11,9%, а совокупный прирост НДФЛ по РФ — 10,3%).
Рисунок 1. Показатели социально-экономического развития Челябинской области
* Прогнозное значение ВРП на 2018 год (РФ — прогноз АКРА, Регион — прогноз Челябинской области).
Источник: Челябинская область, Росстат, расчеты АКРА
Индекс промышленного производства Области характеризуется большей волатильностью по сравнению со средними индексами УФО и РФ, что связано с зависимостью экономики Области от цен на продукцию металлургической отрасли. Нефтегазодобывающие регионы УФО во многом определяют динамику индексов промышленного производства как самого УФО, так и РФ, а Челябинская область, специализирующаяся на металлообработке, не может обеспечить темпы прироста индекса, соответствующие показателям добывающих регионов.
Рисунок 2. Индекс промышленного производства Челябинской области
Источник: Росстат
Экономика Области и доходная часть ее бюджета характеризуются низкой степенью диверсификации. Основа экономики — обрабатывающая промышленность, главным образом металлургическое производство, на долю которого в 2016–2018 годах приходилось в среднем 54% общего объема отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства». Обрабатывающая промышленность формировала в среднем 34% регионального ВРП с 2013 по 2017 год. Второй по размеру доли в ВРП Региона отраслью является оптовая и розничная торговля — в среднем 13% за анализируемый период. Структура ВРП Региона стабильна, некоторая волатильность доли металлургической промышленности (рост или снижение в годовом сопоставлении) объясняется колебаниями рублевой стоимости сырья.
Рисунок 3. Отраслевая структура ВРП Региона в 2017 году
Источник: Челябинская область, Росстат, расчеты АКРА
Отраслевая структура налоговых поступлений в бюджет Региона слабо диверсифицирована. По оценке АКРА, за период с 2015 по 2018 год в среднем почти четверть налоговых поступлений приходилась на металлургическое производство. Сектор оптовой и розничной торговли, отчасти связанный с производством и продажей продукции металлургической отрасли, является вторым по значимости (порядка 10–11%) в структуре налоговых поступлений за указанный период. Существенная доля налоговых поступлений формировалась секторами «Транспортировка и хранение» (в среднем 8% за период) и «Финансовая деятельность» (около 6%). Отрасли бюджетной сферы («Здравоохранение», «Образование» и «Государственное управление») суммарно генерировали порядка 14% общих налоговых поступлений Региона.
Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых поступлений в 2018 году*
* При расчете использовались данные за 2018 год по налогу на прибыль, НДФЛ, транспортному налогу и налогу на имущество.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Крупнейшие по объему выручки предприятия Челябинской области в большинстве своем ориентированы на обработку черных и цветных металлов, а также на производство металлургической продукции. По итогам 2018 года десять крупнейших налогоплательщиков Региона суммарно сформировали порядка 31% всех налоговых поступлений в региональный бюджет. Помимо предприятий, занятых обработкой металлов, в Области развиваются компании, связанные с торговлей продукцией металлургической отрасли, а также предприятия агропромышленного комплекса. Присутствие в Челябинской области крупнейших налогоплательщиков в лице финансово устойчивых компаний обрабатывающего сектора, имеющих на ее территории значительный имущественный комплекс и осуществляющих обработку и транспортировку продукции на территории Области, создает основу для стабильной налоговой базы.
Таблица 1. Десять крупнейших по объему выручки предприятий*, зарегистрированных на территории Челябинской области, 2018 год
Предприятие |
Вид деятельности |
Владелец |
Выручка, млн руб. |
Прибыль до уплаты налогов, млн руб. |
---|---|---|---|---|
ПАО «ММК» |
Производство чугуна, стали и ферросплавов |
Частная компания |
458 218 |
96 605 |
ПАО «ЧТПЗ» |
Производство стальных труб, полых профилей и фитингов |
Частная компания |
127 014 |
4 481 |
ПАО «ЧМК» |
Производство чугуна, стали и ферросплавов |
ПАО «Мечел» |
124 372 |
3 943 |
АО «ЧЭМК» |
Производство ферросплавов |
ООО «УСМК» |
60 102 |
9 141 |
ООО «Торговый дом ММК» |
Торговля оптовая черными металлами в первичных формах |
ПАО «ММК» |
58 802 |
18 |
ООО «НОВАТЭК- Челябинск» |
Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами |
ПАО «НОВАТЭК» |
58 398 |
203 |
ООО «ОРБИТА» |
Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями |
Частная компания |
36 861 |
640 |
ПАО «ЧЦЗ» |
Производство свинца, цинка и олова |
NF Holdings B.V. |
33 781 |
3 310 |
ООО «Мечел-Кокс» |
Производство кокса |
ПАО «Мечел» |
31 051 |
1 529 |
ООО «Группа «Магнезит» |
Производство огнеупорных изделий |
АО «МАГ ХОЛДИНГЗ С.А.» |
26 687 |
3 882 |
* Филиалы не учтены в выборке.
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»
Доля инвестиций в основной капитал за 2014–2017 годы в среднем составляла 18% ВРП, что существенно ниже среднего показателя по РФ (24%) и УФО (26%). Это объясняется отсутствием масштабных программ по модернизации крупных металлообрабатывающих предприятий Области, которые могли бы ощутимо повлиять на объем инвестиций. В 2014–2017 годах более трети всех инвестиций приходилось на обрабатывающие производства, но в 2018 году структура инвестиций изменилась: резко выросла доля металлодобывающего сектора, достигнув четверти совокупных инвестиций (против среднего показателя на уровне 8% с 2014 по 2017 год), при небольшом росте инвестиций в обрабатывающий сектор. Отчасти это объясняется разработкой АО «ЮГК» новых золоторудных месторождений.
С 2004 по 2018 год население Области сократилось на 2%. По итогам 2018 года в Регионе проживает 3,5 млн чел. Область характеризуется высоким показателем урбанизации: 82% населения проживает в городах (Челябинск — 1,2 млн человек, Магнитогорск — 413 тыс. человек, Златоуст — 165 тыс. человек, Миасс — 151 тыс. человек, Копейск — 148 тыс. человек.
Сбалансированная бюджетная политика при высокой зависимости налоговых поступлений от металлургического сектора
Доля обязательных расходов в составе бюджета в 2017–2020 годах прогнозируется на высоком уровне и в среднем будет составлять 77%. Агентство отмечает стабильность данного показателя в 2015–2020 годах. Согласно методологии АКРА, значительная доля обязательных расходов в составе бюджета соответствует низкой степени контроля над расходной частью бюджета.
С 2015 по 2018 год операционный баланс в среднем составлял 24% регулярных доходов. Максимального значения (28%) данный показатель достиг по итогам 2018 года. Исходя из утвержденных бюджетных назначений Области на 2019 год, АКРА полагает, что операционный баланс составит порядка 19% на фоне роста обязательных расходов Региона. Проект закона о бюджете на 2020–2022 годы предполагает дальнейшее снижение показателя до 13% регулярных доходов.
Доля капитальных расходов в общих расходах бюджета Региона высока: по оценке АКРА, за 2015–2018 годы она в среднем составляла порядка 22%. Исходя из утвержденных назначений областного бюджета на 2019 год, АКРА ожидает, что доля капитальных расходов останется примерно на том же уровне. Проект закона о бюджете на 2020–2022 годы предполагает дальнейшее снижение данного показателя до 19% от общей суммы расходов бюджета. АКРА положительно отмечает факт того, что большую часть (более 60%) капитальных расходов Челябинская область финансирует самостоятельно.
Доля собственных доходов в составе бюджета (за исключением субвенций) с 2015 по 2018 год не опускалась ниже 84%; среднее значение за анализируемый период — 86%. Тем не менее, согласно прогнозируемым Областью параметрам исполнения бюджета на 2019 год, доля собственных доходов снизится до 82% в связи с увеличением доли федеральных трансфертов в составе бюджета. Рост объема трансфертов будет главным образом обусловлен увеличением иных межбюджетных трансфертов с 2,5 млрд руб. по итогам 2018 года до 10,5 млрд руб. по плановым характеристикам бюджета на 2019 год.
Рисунок 5. Структура ННД Области
Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА
Основной вклад в ННД формирует налог на прибыль: его доля росла с 2015 года и по итогам 2018-го достигла 40%. По оценке АКРА, в 2019–2020 годах доля налога на прибыль в собственных доходах Региона вырастет до 41–42%, однако в абсолютном значении налог на прибыль не увеличится по причине стагнации цен на продукцию металлургической промышленности. Рост его доли будет связан со снижением доли поступлений по налогу на имущество с 14 до 11% в связи с изменением законодательства. Доля поступлений по НДФЛ в бюджет Региона стабильна и составит в среднем 35% за период с 2015 по 2020 год.
В 2015–2018 годах поступления по налогу на прибыль в среднем росли на 19% в год. Таким образом, за указанный период налог на прибыль вырос на 68%, с 33 до 55 млрд руб., благодаря высоким ценам на продукцию металлургической отрасли. В связи со снижением цен на металлургическую продукцию1 в 2019 году АКРА ожидает, что поступления по налогу на прибыль сократятся примерно на 5%. По итогам десяти месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го сокращение поступлений по налогу на прибыль составило 8% (3,7 млрд руб.). В связи с изменением законодательства поступления по налогу на имущество снизились на 9% (1,2 млрд руб.). Для компенсации выпадающих доходов федеральное правительство приняло решение об изменении пропорции распределения акцизов. НДФЛ вырос на 6% (2,4 млрд руб.) за указанный период. По прогнозу АКРА, ННД Региона в 2019-м сократится только на 0,6% (порядка 880 млн руб.) относительно высокой базы 2018-го.
1 Более подробная информация представлена в прогнозе АКРА «Кому торговая война, а кому прибыль одна: черные металлы сопротивляются падению цен, сохраняя кредитоспособность отрасли» от 17 декабря 2018 года.
Безвозмездные поступления в бюджет Области в среднем составляли 19% бюджетных доходов (27 млрд руб. ежегодно) в 2015–2018 годах. Наибольшую долю в структуре трансфертов по итогам 2018 года занимали дотации (49%), половина из них — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. По итогам 2019 года Регион ожидает увеличения суммы безвозмездных поступлений, в первую очередь иных межбюджетных трансфертов (+8 млрд руб.), на 36%, до 40 млрд руб., в связи с реализацией национальных проектов, которые софинансируются из федерального бюджета.
По итогам 2019 года Область ожидает увеличения доходной части бюджета на 6% (10 млрд руб.) по сравнению с 2018 годом, что связано преимущественно с приростом безвозмездных поступлений, тогда как ННД ожидаемо покажет снижение на 0,6%.
Рисунок 6. Динамика основных налоговых доходов бюджета по видам (млн руб.) в сопоставлении с динамикой цен на продукцию* металлургического комплекса (руб./т без НДС)
Источник: Минфин России, Челябинская область, прогноз и расчеты АКРА
* Цены на горячекатаный лист и арматуру были выбраны в качестве индикаторов цен на продукцию металлургического комплекса.
В 2014–2018 годах расходная часть бюджета Региона ежегодно росла в среднем на 8%. В течение этого периода примерно две трети общего объема расходов Челябинской области приходилось на три социально значимые статьи расходов: образование, здравоохранение и социальную политику. Это отчасти обуславливает высокую долю обязательных расходов в составе бюджета. По уточненным оценкам исполнения бюджета Области, в 2019 году расходная часть бюджета составит 183,8 млрд руб., то есть вырастет на 27 млрд руб. (+17%) по сравнению с 2018 годом.
Доля расходов на выплаты персоналу и соцобеспечение населения стабильна и в среднем составляла 20% общего объема расходов Региона с 2015 по 2018 год. АКРА полагает, что этот показатель останется неизменным и по итогам 2019–2020 годов.
По уточненным оценкам Области, на конец года сформируется дефицит в 5,1 млрд руб. (3,7% ННД), который будет профинансирован за счет накопленной ликвидности Региона. В проекте закона о бюджете на период 2020–2022 годов плановое значение дефицита составляет 22 млрд руб. (15,8% ННД); его финансирование предполагается осуществлять за счет накопленных средств и привлечения заемных средств.
Долговые показатели характеризуются минимальным уровнем риска
Соотношение долга и операционного баланса по итогам 2018 года составило 36% и снизилось вдвое по сравнению с 2015-м. Исходя из оценки исполнения бюджета Области в 2019-м, Агентство не исключает возможности роста данного показателя до 85% в случае выдачи Регионом всей запланированной на 2019 год суммы гарантий. Плановые параметры бюджета Области на 2020 год предполагают возможное увеличение показателя долга относительно операционного баланса до 176% в связи с ростом плановых расходов бюджета и финансированием возможного дефицита, что, по методологии АКРА, соответствует среднему уровню риска.
По итогам 2018 года процентные расходы составили 0,02% операционного баланса Региона, что является минимальным значением за 2015–2018 годы. В 2019 году соотношение практически не изменится, а на конец 2020 года может увеличиться до 1,8%, что, тем не менее, соответствует минимальному уровню риска по методологии Агентства.
По итогам 2018 года операционный баланс за вычетом процентных расходов многократно превысил объем погашения долга в текущем периоде. По итогам 2019 года показатель ожидается на уровне не ниже 9,5, по итогам 2020 года — выше 20, что будет связано с незначительными объемами ежегодного погашаемого долга. Все значения данного показателя соответствуют минимальному уровню риска.
С 2015 по 2018 год долг Области сократился на 16,8 млрд руб. и по итогам 2018 года составил 16,6 млрд руб. К 2017 году Область полностью погасила банковские кредиты, и ее долговая книга в течение последних двух лет состоит из бюджетных кредитов и гарантий. Закон о бюджете на 2019 год (в редакции от 07.11.2019) предусматривает рост долговой нагрузки Челябинской области за счет увеличения объема выданных гарантий с 7,4 млрд руб. до 19,7 млрд руб. АКРА полагает, что такой сценарий маловероятен, поскольку выдача значительной части гарантий была предусмотрена на международные мероприятия, которые были отменены. Исходя из проекта закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, долг Области вырастет в 2020 году до 40,4 млрд руб. за счет планируемых к размещению облигаций (7 млрд руб.) и банковских кредитов (5,4 млрд руб.). Выдача гарантий предусмотрена в объеме 250 млн руб.
Рисунок 7. Структура государственного долга Челябинской области
* С учетом исполнения бюджета в 2019 году по утвержденным назначениям от 07.11.2019.
** С учетом исполнения бюджета в 2020 году по проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА
По состоянию на 01.11.2019 государственный долг Региона составил 16,6 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами и государственными гарантиями (56% и 44% соответственно). Благодаря такой структуре долга расходы на его обслуживание в 2019-м и в 2020-м не превысят 2% операционного баланса. Основной объем долга (порядка 45%) Области подлежит погашению после 2024 года.
Рисунок 8. График погашения* долга Челябинской области на 01.11.2019
* Погашение гарантий указано без учета амортизации.
Источник: Челябинская область, расчеты АКРА
В структуре выданных госгарантий по принципалам доминируют предприятия пищевой промышленности: объем таких гарантий составляет 4,5 млрд руб. (порядка 62% от общего объема гарантий). Основная часть выданных гарантий имеет срок погашения после 2022 года. По оценкам АКРА, вероятность исполнения областным бюджетом выданных государственных гарантий является несущественной.
В ближайшие четыре года погашению подлежит не более 12% совокупного объема долга ежегодно, поэтому риски рефинансирования минимальны.
Высокий уровень ликвидности и стабильно растущие остатки на счетах
В течение последних 24 месяцев остатки на счетах в Федеральном казначействе примерно в полтора раза превышали месячные расходы Региона. Дополнительно к имеющимся на счетах в Федеральном казначействе средствам Регион размещает депозиты, которые по состоянию на 01.11.2019 в 1,8 раза превосходили объем совокупного долга Области. Совокупные остатки на счетах (на депозитах и в Федеральном казначействе) превосходили объем долга более чем в два раза.
Рисунок 9. Баланс ликвидности* Челябинской области
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца, %.
Источник: Челябинская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Доходы Области от размещения бюджетных средств были равны 1,2 млрд руб. в 2018 году и, по оценке АКРА, составят порядка 1,8 млрд руб. на конец 2019 года, что будет связано с ростом объема размещаемой ликвидности. Среднемесячная сумма размещенных на депозитах средств на начало месяца за 11 месяцев 2019 года составляла порядка 27 млрд руб., что в 1,7 раза превысило аналогичный показатель за 11 месяцев 2018 года.
Рисунок 10. Динамика доходов от размещения бюджетных средств и расходов на обслуживание долга, млн руб.
*Фактическое исполнение доходов от размещения средств бюджета за десять месяцев 2019 года.
Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА
Область не привлекает кредиты от Управления Федерального казначейства. На момент проведения рейтингового анализа у Региона отсутствовали открытые кредитные линии в банках.
По данным Области, объем просроченной кредиторской задолженности бюджета на 01.10.2019 был незначителен.
АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств и случаев получения экстраординарной поддержки от вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Аналитические корректировки
- положительная корректировка оценки региональной экономики (за финансовое состояние предприятий Региона и за темпы роста экономики);
- положительная корректировка оценки долговой нагрузки Области (за график погашения долга).
Ключевые допущения
- сохранение консервативной бюджетной политики, при которой темпы роста расходов (в том числе текущих) не превышают темпов роста собственных доходов;
- сохранение консервативной долговой политики;
- исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом не более 5% ННД.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост показателей бюджетной дисциплины;
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса при росте обязательных расходов;
- длительный период роста относительной долговой нагрузки
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
03.12.2019 — АА(RU), прогноз «Стабильный».
14.06.2019 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».
25.12.2018 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».
26.06.2018 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».
26.12.2017 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.
АКРА оказывало Правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели Челябинской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (Оценка) |
2019 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
1 209 243 |
1 271 133 |
1 348 565 |
1 520 465 |
1 583 310 |
Темп прироста ВРП |
22% |
5% |
6% |
13% |
4% |
ВРП на душу населения, руб. |
345 597 |
363 023 |
385 560 |
н/д |
н/д |
ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране) |
77% |
77% |
76% |
н/д |
н/д |
Безработица, % |
7,0% |
7,1% |
6,6% |
5,6% |
5,3% |
Безработица (% от среднего уровня по стране) |
125% |
129% |
127% |
117% |
н/д |
Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц |
24 654 |
23 657 |
23 576 |
24 201 |
н/д |
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
81% |
77% |
74% |
73% |
н/д |
Степень диверсификации экономики Региона (расчетное значение), в том числе: |
|||||
Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение |
36% |
35% |
35% |
н/д |
н/д |
Доля налоговых поступлений от крупнейшего сектора/налогоплательщика |
26% |
23% |
24% |
28% |
н/д |
Источник: Росстат, ФНС, Челябинская область, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Челябинской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Оценка АКРА) |
2020* (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
125 909 |
132 600 |
144 161 |
168 590 |
178 706 |
175 434 |
Расходы бюджета |
-126 324 |
-132 766 |
-137 126 |
-156 811 |
-183 831 |
-197 439 |
ННД |
99 070 |
108 184 |
117 092 |
139 257 |
138 377 |
139 630 |
в том числе: |
||||||
Налоги |
95 610 |
105 445 |
114 271 |
136 040 |
н/д |
н/д |
Из них: |
||||||
Налог на прибыль |
32 798 |
37 179 |
45 279 |
55 053 |
н/д |
н/д |
НДФЛ |
35 367 |
38 244 |
40 945 |
48 800 |
н/д |
н/д |
Налоги на товары |
5 845 |
8 177 |
7 513 |
8 264 |
н/д |
н/д |
Налоги на имущество |
15 863 |
15 613 |
16 588 |
19 289 |
н/д |
н/д |
Прочие поступления |
3 460 |
2 739 |
2 821 |
3 217 |
н/д |
н/д |
Трансферты |
26 839 |
24 416 |
27 069 |
29 333 |
40 329 |
35 803 |
Регулярные доходы |
121 767 |
129 805 |
140 050 |
165 398 |
175 189 |
173 930 |
Обязательные расходы |
-95 917 |
-102 543 |
-106 399 |
-119 130 |
-143 526 |
-150 982 |
Операционный баланс |
25 850 |
27 262 |
33 652 |
46 268 |
31 663 |
22 948 |
Процентные расходы |
-1 807 |
-883 |
-190 |
-10 |
-9 |
-403 |
Процентные доходы |
1 378 |
469 |
742 |
1 255 |
1 522 |
0 |
Прочие расходы |
237 |
-1 073 |
-2 279 |
-1 884 |
-1 968 |
-9 527 |
Прочие доходы |
2 716 |
2 286 |
3 337 |
1 868 |
1 942 |
1 448 |
Расходы капитального характера |
-28 836 |
-28 266 |
-28 259 |
-35 788 |
-38 327 |
-36 527 |
Капитальные доходы |
49 |
39 |
32 |
69 |
53 |
55 |
Дефицит/профицит |
-415 |
-166 |
7 035 |
11 779 |
-5 124 |
-22 006 |
Привлечение долга |
5 467 |
15 325 |
1 913 |
0 |
12 709 |
24 361 |
Погашение долга |
-7 659 |
-17 234 |
-6 159 |
-417 |
-13 126 |
-12 765 |
* По проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Челябинской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Оценка АКРА) |
2020 (Оценка АКРА) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
13 021 |
4 878 |
0 |
0 |
0 |
12 431 |
Нерыночный долг |
2 806 |
9 040 |
9 672 |
9 255 |
8 838 |
8 003 |
Гарантии выданные |
17 619 |
14 615 |
5 935 |
7 360 |
19 706 |
19 953 |
Совокупный объем долга |
33 446 |
28 533 |
15 606 |
16 615 |
28 544 |
40 387 |
Остатки на счетах на конец периода |
1 900 |
363 |
8 209 |
15 856 |
н/д |
н/д |
Чистый долг |
31 546 |
28 170 |
7 398 |
759 |
н/д |
н/д |
Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Челябинской области
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Оценка АКРА) |
2020* (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
||||
Доля собственных доходов в бюджете |
87% |
85% |
86% |
82% |
85% |
Темп прироста собственных доходов |
9% |
8% |
19% |
-1% |
1% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
98% |
97% |
98% |
98% |
99% |
Темп прироста регулярных доходов |
7% |
8% |
18% |
6% |
-1% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
81% |
82% |
82% |
73% |
79% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
77% |
78% |
76% |
78% |
76% |
Темп прироста обязательных расходов |
7% |
4% |
12% |
20% |
5% |
Операционный баланс (% от регулярных доходов) |
21% |
24% |
28% |
18% |
13% |
Динамика операционного баланса |
5% |
23% |
37% |
-32% |
-28% |
Доля капитальных расходов бюджета |
21% |
21% |
23% |
21% |
19% |
Долговые коэффициенты |
|
||||
Темп прироста рыночного долга |
-63% |
-100% |
Неприменимо |
Неприменимо |
Неприменимо |
Темп прироста совокупного долга |
-15% |
-45% |
6% |
72% |
41% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
1,82% |
0,82% |
0,16% |
0,01% |
0,01% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
6,99% |
3,24% |
0,56% |
0,02% |
0,03% |
Соотношение долга и операционного баланса |
1,29 |
1,05 |
0,46 |
0,36 |
0,90 |
Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде |
н/д |
н/д |
>300% |
>300% |
>300% |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
2,2% |
1,2% |
1,1% |
н/д |
н/д |
Темп прироста процентных расходов |
-51% |
-78% |
-95% |
-4% |
Более 100% |
* По проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.|
Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА