АКРА подтвердило кредитный рейтинг Республики Коми на уровне A-(RU), прогноз «Стабильный», и выпусков облигаций Республики — на уровне A-(RU)

Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен высокой долей собственных доходов бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета от сектора добычи полезных ископаемых, а также ожиданиями роста долговой нагрузки.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 830 тыс. человек (0,6% населения РФ), на долю Республики приходится 0,8% суммарного ВРП субъектов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Самодостаточный бюджет при умеренно высокой операционной эффективности. Бюджет Республики характеризуется высокой степенью самодостаточности (в 2016–2020 годах усредненная1 доля собственных доходов в совокупном объеме доходов Региона без учета субвенций составит 92%). В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 12%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 10% совокупных расходов (без учета субвенций); в среднем Регион финансирует три четверти капитальных расходов за счет собственных доходов и лишь четверть за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2016–2020 годах соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является положительным (2%), так как финансирование капитальных расходов осуществляется преимущественно без привлечения долга.

В 2019 году бюджет Республики был исполнен с профицитом 4,3 млрд руб. Согласно закону о бюджете в 2020 году доходы останутся на уровне 2019–го, тогда как расходы увеличатся на 14% по сравнению с предыдущим годом, дефицит бюджета составит 7,4 млрд руб. (порядка 9,7% собственных доходов). Финансирование дефицита предполагается осуществить посредством привлечения банковских кредитов. По оценке АКРА, поступления по налогу на прибыль в 2020 году могут снизиться на 10–15% относительно уровня 2019 года из-за возможных негативных изменений конъюнктуры на рынке углеводородного сырья.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. Долг Региона, который за 2019 год снизился с 34 до 30% его текущих доходов, на начало 2020–го представлен облигациями (73%) и бюджетными кредитами (26,9%), незначительную долю (0,1%) составляют гарантии. На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов возрастет до 40%, в 2022 году указанный показатель может достичь 44%. Соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета Республики за 2019 год снизилось с 38 до 33%. Несмотря на прогнозируемый рост до 43% на конец 2020 года, значение показателя останется ниже ограничения, предусмотренного соглашениями с Минфином России по реструктуризации бюджетных кредитов. В 2020 году Республике предстоит выплатить 12% своих долговых обязательств, в 2021 году — 25%. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 3% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). АКРА отмечает сохраняющуюся вероятность возникновения необходимости поддержи предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет.

Объем накопленной ликвидности позволяет финансировать расходы бюджета, однако он недостаточен для финансирования прогнозируемого дефицита. Остатки средств на счетах бюджета на начало 2020 года покрывают 107% долговых обязательств Республики, подлежащих погашению в текущем году. Средний ежемесячный остаток средств на счетах Региона в 2019 году был равен 1,4 ежемесячных расходов. С 2019 года Республика размещает временно свободные средства на депозитах. 

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую по итогам 2017 года приходилось 37% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2018 году формировал 70% промышленного производства Республики Коми. ВРП на душу населения является высоким (в 2017 году по данному показателю Республика Коми занимала 11–е место среди субъектов РФ), а соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5 раза в 2018 году. Усредненный уровень безработицы за указанный период составил 7,6%.

Ключевые допущения

  • сокращение расходов бюджета в случае снижения доходов ниже запланированного уровня в 2020 году вместо увеличения объема привлечения заемных средств;
  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета 2020 года с дефицитом не более 3% ННД;
  • снижение соотношения долга и текущих доходов Республики ниже 30%;
  • дальнейший рост средней заработной платы относительно регионального прожиточного минимума;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом более 10% ННД;
  • увеличение текущих расходов бюджета Республики, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
  • увеличение долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;
  • изменение долговой политики в пользу привлечения краткосрочных банковских кредитов.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9), срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.