Правительству Республики Беларусь (далее — Беларусь) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне Bи в национальной валюте — B+;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне и в национальной валюте — B.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».

Обоснование кредитного рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Беларуси на уровне B+ оказывают относительно высокий уровень благосостояния, умеренный уровень государственного долга, стабилизирующаяся инфляция, положительные изменения в структуре экономики за счет развития частного сектора, а также высокое качество человеческого капитала. Сдерживающими рейтинг факторами являются слабая внешняя позиция, высокий уровень долларизации экономики, а также невысокий потенциал ее роста.

Беларусь занимает третье место среди стран СНГ по уровню благосостояния: в 2018 году ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения составил 20 тыс. международных долларов. Благосостояние в целом равномерно распределено между населением: значение коэффициента Джини, рассчитываемого Всемирным банком, одно из самых низких среди стран, для которых рассчитывается данный показатель. Достигнутый уровень благосостояния и относительная равномерность его распределения среди населения говорит о достаточном налоговом потенциале экономики Беларуси.

АКРА отмечает положительные структурные изменения в белорусской экономике, в частности, стремительное развитие таких отраслей, как информационные технологии (ИТ), туризм и т. д. Так, в 2019 году рост реального ВВП был практически наполовину обеспечен за счет сектора информации и связи, куда входит сектор ИТ (0,5 п. п. из 1,2% г/г). Стоит отметить, что успешному функционированию некоторых из указанных секторов способствуют специальные меры поддержки со стороны правительства, такие как льготное налоговое законодательство, строительство технопарков с особым правовым статусом и т. д. Эти тенденции делают экономику более устойчивой к внешним шокам и могут способствовать увеличению ее потенциала в будущем.

Положительным фактором рейтинговой оценки является стабилизация инфляции, которая в декабре 2019 года составила 4,7% г/г. Это произошло благодаря проведению правительством и НБРБ взвешенной макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение макроэкономической, ценовой и финансовой стабильности. Устойчивость курса национальной валюты как один из результатов проведения данной политики на фоне низкой инфляции в России также способствовали низким темпам роста цен в Беларуси.

По оценкам АКРА, экономика Беларуси находится вблизи своего потенциала, который сейчас составляет 1,5–2% г/г. Некоторые структурные факторы, в частности относительно высокая доля государственного сектора в экономике, прогнозируемое сокращение численности рабочей силы (отчасти компенсируемое хорошим уровнем образования), а также зависимость от внешних источников энергоресурсов, ограничивают потенциал экономического роста. Правительство предпринимает ряд мер (к примеру, ужесточение мягких бюджетных ограничений для государственных компаний и улучшение делового климата), направленных на устранение данных структурных ограничений.

Относительно высокая степень открытости и зависимости белорусской экономики от экономики РФ, на которую приходится около половины внешнего товарооборота Беларуси, может оказывать сдерживающее влияние на темпы роста ее ВВП в кратко– и среднесрочной перспективе. По оценкам АКРА, в 2020 году экономический рост Беларуси составит около 1% г/г, что ниже ее потенциала. Среди сдерживающих факторов Агентство отмечает умеренный экономический рост в России, который в 2020 году ожидается на уровне 0,8–1,5% г/г, а также налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, предполагающий постепенное снижение экспортных пошлин на нефть к 2024 году и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр, по мнению АКРА, отрицательно скажется на прибыльности белорусских нефтеперерабатывающих заводов в связи с повышением цен на импортируемую российскую нефть и ограничит возможности фискального стимулирования экономики ввиду сокращения доходов бюджета от экспортных пошлин.

Уровень долга центрального правительства Беларуси оценивается как умеренный: на конец 2019 года данный показатель составил 33,7% ВВП, тогда как консолидированный долг (с учетом долга местных органов управления и самоуправления и гарантий всех уровней бюджета), по оценкам АКРА, был на уровне 40–42% ВВП. В 2018 году консолидированный бюджет Беларуси был сведен с профицитом на уровне 3,8% ВВП. По итогам 2019-го также ожидается профицит. Однако в 2020 году, по прогнозу Министерства финансов Беларуси, профицит консолидированного бюджета сменится дефицитом и составит около 1% ВВП (отчасти из-за выпадения некоторой доли доходов в результате проведения налогового маневра в России), что может привести в некоторому увеличению госдолга. Тем не менее существенные остатки средств на счетах бюджета могут стать источником для частичного покрытия ожидаемого дефицита.

Госдолг Беларуси состоит в основном из межгосударственных кредитов и кредитов международных организаций, что объясняет относительно невысокие процентные платежи по нему. На начало 2019 года более 90% госдолга номинировано в инвалюте, что делает его уязвимым к колебаниям курса национальной валюты. Снижение доходов бюджета, в том числе из-за уменьшения поступлений от экспортных пошлин на нефть, приведет к незначительному увеличению госдолга к концу 2020 года.

Существуют риски реализации условных обязательств, связанных с компаниями и банками. Состояние банковского сектора страны в целом оценивается как стабильное, однако высокий уровень долларизации повышает риски, связанные с колебанием валютного курса. Правительство и НБРБ принимают меры по дедолларизации экономики: так, НБРБ повысил нормативы резервирования от привлеченных в иностранной валюте средств и сократил ряд разрешенных случаев использования иностранной валюты в расчетах между резидентами. На фоне стабильной инфляции и курса белорусского рубля это должно снизить уровень долларизации экономики, повысить доверие к национальной валюте и объем сбережений в ней.

В кратко- и среднесрочной перспективе этот процесс может осложниться из-за ожидаемого ухудшения баланса текущего счета (в связи с сокращением вторичных доходов вследствие проводимого в России налогового маневра).

Относительно слабая оценка внешней позиции Беларуси связана с высокой долей внешнего долга и его неполным покрытием международными резервами. По данным на первое октября 2019-го внешний долг составлял 61% ВВП, а в его структуре преобладал долг государства и компаний/банков с госучастием. При этом на долю краткосрочного долга приходится лишь треть совокупного показателя. Резервные активы, учитывая остатки на счетах правительства, частично (на 53%) покрывают все предстоящие платежи по внешним обязательствам на эту дату. Это повышает зависимость заемщиков от рефинансирования долга в иностранной валюте.

Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) в целом соответствуют индексам стран СНГ и государств со схожим уровнем индикативного кредитного рейтинга. Индекс контроля над коррупцией (Control of corruption) улучшался в стране в течение последних десяти лет и на сегодняшний день является одним из самых высоких в СНГ. Индекс качества регулирования (Regulatory quality) также растет, что в том числе говорит о положительных эффектах стимулирующей политики государства для развития частного сектора.

Высокое качество человеческого капитала Беларуси обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).  

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Беларуси определен на уровне BB-. Один из модификаторов в коррекционной части модели, определенный Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг:

  • эффективность структурной, экономической и монетарной политики.

Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:

  • потенциал экономического роста;
  • условные обязательства и риск их реализации;
  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • доступ к рынку и источники фондирования;
  • уязвимость платежного баланса;
  • устойчивость внешнего долга.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается на 1 ступень. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне B+.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.
  • Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.
  • Снижение риска реализации условных обязательств благодаря эффективным структурным реформам в государственном секторе.
  • Ускорение экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Увеличение государственного долга при сохранении высокой доли валютного долга.
  • Существенное увеличение доли краткосрочного государственного долга.
  • Возникновение серьезных внешних шоков, способных оказать давление на национальную валюту.  

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, информации предоставленной Республикой Беларусь, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.