Кредитный рейтинг АО «МаксимаТелеком» (далее – «МаксимаТелеком», Компания) обусловлен высокой долговой нагрузкой, средним денежным потоком и средним уровнем ликвидности. Поддержку рейтингу оказывают сильный бизнес-профиль, высокая рентабельность и оперирование в регионах с высоким уровнем развития.

АО «МаксимаТелеком» специализируется на реализации проектов цифровизации городской инфраструктуры преимущественно в сфере транспорта. Среди крупнейших проектов Компании — создание и дальнейшая эксплуатация сети Wi-Fi в московском метрополитене. «МаксимаТелеком» монетизирует собственную и партнерские сети Wi-Fi посредством продажи рекламы, демонстрируемой пользователям сетей. Основные собственники компании — группа инвесторов во главе с Сергеем Асланяном.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокий уровень долговой нагрузки. До 2018 года долговая нагрузка «МаксимаТелеком» была предельно высока. С ростом выручки и бизнеса в целом (в том числе обеспеченного высокой долговой нагрузкой) уровень долга постепенно снижается, и по итогам 2018 года отношение общего долга к FFO до процентных платежей составило 4,0x. Учитывая снижение показателя FFO в прошлом году, АКРА допускает рост этого отношения по итогам 2019 года до 6,5x, но ожидает его возвращения в диапазон 3,5-4,1x в 2020–2021 годах, что по-прежнему характеризует долговую нагрузку Компании как высокую. Агентство оценивает покрытие процентных платежей как невысокое: согласно расчетам АКРА, по итогам 2019 года отношение FFO до процентных платежей к процентным платежам ожидается на уровне 1,3x, а в 2020–2022 годах оно может вырасти до 2,0–2,5x.

Долг Компании сформирован за счет рублевых займов, существенная часть которых привлечена по плавающей ставке.

Сильный бизнес-профиль. Деятельность Компании сконцентрирована в двух относительно независимых друг от друга направлениях: рекламный бизнес и цифровизация городской инфраструктуры. АКРА отмечает высокую концентрацию инфраструктурного бизнеса «МаксимаТелеком» на ключевом заказчике — городе Москве. При этом, по мнению Агентства, накопленный опыт реализации проектов по автоматизации различных городских сервисов правильно позиционирует Компанию на рынке решений цифровой трансформации. По мнению АКРА, в ближайшие годы Москва и другие крупные города будут инвестировать значительные суммы в цифровизацию, что позитивно отражается на перспективах этого рынка. Рынок интернет-рекламы в последние годы демонстрировал высокие темпы роста, и при сохранении благоприятных макроэкономических предпосылок он может демонстрировать ежегодный прирост на 10–12% на горизонте 2-3 лет. В 2019 году «МаксимаТелеком» и АО «Газпром-Медиа Холдинг» создали совместное предприятие с целью повышения эффективности деятельности обеих компаний на рынке интернет-рекламы.

Деятельность Компании сконцентрирована в благоприятных для ее бизнеса регионах: основная выручка поступает от проектов, реализуемых в Москве (рейтинг АКРА: AAA(RU), прогноз «Стабильный»); после запуска сети Wi-Fi в петербургском метрополитене определенная часть выручки стала поступать от дочерней компании в Санкт-Петербурге (рейтинг АКРА: AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

Средний уровень ликвидности при среднем денежном потоке. Пик капитальных затрат Компании уже пройден. Так, АКРА оценивает отношение CAPEX к выручке по итогам 2019 года на уровне 11% (14% в 2018 году). В прогнозном периоде (с 2020 по 2022 год) Агентство ожидает, что этот показатель понизится до 5–0%. Снижение капитальных затрат способно вывести свободный денежный поток (FCF) в положительную зону в 2021–2022 годах. Отрицательная величина FCF в 2019-2020 годах, а также наличие существенных выплат по долгу в 2020 и 2022 годах оказывают значительное давление на оценку ликвидности Компании. Поддержку ликвидности оказывают значительный объем открытых кредитных линий.

Высокая рентабельность при небольшом размере Компании. Исходя из консервативных предпосылок, в своей прогнозной модели Агентство учитывало только те проекты, по которым уже подписаны соглашения. По предварительным данным управленческой отчетности, выручка Компании по итогам 2019 году составила 6 млрд рублей, что на 57% выше уровня прошлого года. Рост выручки был обеспечен, прежде всего, инфраструктурными проектами. Это направление, по оценкам Агентства, останется драйвером роста выручки и в 2020 году. На рентабельность по FFO до процентов и налогов оказывают существенное влияние менее маржинальные по сравнению с рекламным бизнесом инфраструктурные проекты. В 2016–2018 годах, когда доля рекламного бизнеса была близка к 100%, рентабельность по FFO была на уровне 18–27%. В 2018 году Компания реализовала первый этап высокомаржинального проекта, тогда как вторая часть этого проекта сдвинулась на 2020-й. В результате, в 2019-м году показатель FFO до процентных платежей и налогов, по оценкам АКРА, мог снизиться на 15–20% до 700-800 млн рублей, а рентабельность — до 15%. По мнению Агентства, после стабилизации выручки по этому направлению можно ожидать восстановления рентабельности до уровня 20–22% и роста FFO до процентных платежей и налогов в 2020–2022 годах до уровня 1,0-1,5 млрд рублей.

Средний уровень корпоративного управления. АКРА позитивно оценивает стратегию Компании: стратегические планы регулярно пересматриваются, фактов существенного отклонения от заявленных приоритетов не было выявлено. С другой стороны, по мнению Агентства, уровень корпоративного управления и риск-менеджмента Компании является средним. Структура группы достаточно проста, что позитивно влияет на рейтинг. Информационная прозрачность Компании оценивается на среднем уровне: отчетность по МСФО готовится два раза в год (аудитор — «КСК Аудит») и не публикуется; операционные показатели Компании также отсутствуют в открытом доступе.

Ключевые допущения

  • Среднегодовой рост выручки от рекламной деятельности на уровне 10% в 2020–2022 годах при сохранении текущего уровня рентабельности;
  • рост выручки от реализации инфраструктурных проектов до 4–6 млрд рублей в 2020 году и сохранение сопоставимого уровня в 2021–2022 годах;
  • положительное значение FCF с 2021 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост отношения FFO до процентных платежей к процентным платежам выше 2,5х;
  • снижение отношения общего долга к FFO до процентных платежей ниже 2,0х;
  • рост рентабельности по FCF выше 2%;
  • «смягчение» графика погашения долга Компании при улучшении доступа к внешним источникам ликвидности;
  • дальнейшее улучшение практик корпоративного управления.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост отношения общего долга к FFO до процентных платежей выше 5,0х;
  • снижение отношения FFO до процентных платежей к процентным платежам ниже 1,0х;
  • снижение рентабельности по FFO ниже 8%;
  • ухудшение доступа к источникам ликвидности.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.

Корректировки: отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «МаксимаТелеком» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «МаксимаТелеком», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «МаксимаТелеком» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «МаксимаТелеком», не выявлены.

АКРА не оказывало АО «МаксимаТелеком» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89
Алексей Корнев
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 126
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.