АКРА подтвердило кредитный рейтинг Пензенской области на уровне BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики и стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают риски рефинансирования долга при ограниченных источниках ликвидности.

Область входит в состав Приволжского федерального округа, объем валового регионального продукта (ВРП) близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,9% населения страны.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Стабильные показатели бюджетного профиля. Область завершила 2019 год с небольшим дефицитом — в 2% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД): расходы увеличились на 6%, а доходы — только на 4%. ННД приросли на 1%, при этом поступления по налогу на прибыль сократились на 6%. Основной вклад в прирост доходов бюджета внесли безвозмездные поступления, увеличившиеся на 9% (1,9 млрд руб.) по сравнению с показателем 2018-го. Поступления по НДФЛ, занимающие наиболее существенную долю в налоговых доходах Региона, выросли в 2019-м на 5%.

Показатель операционной эффективности бюджета в прошлом году составил 10%, и в 2020-м, по прогнозам АКРА, умеренный уровень операционной эффективности бюджета Региона сохранится. Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне. Усредненное значение1 за 2016–2020 годы составит 15%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

В 2016–2020 годах усредненная доля ННД в доходах (без учета субвенций) будет на уровне 65%. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020-м сохраняется на минимальном положительном уровне, а значит, при сохранении текущих параметров бюджета у Региона не возникнет потребности в долговом финансировании. По оценке Области, дефицит бюджета в 2020 году составит порядка 2% ННД и будет профинансирован преимущественно за счет источников, не предусматривающих долговое финансирование.

График погашения долга создает риски рефинансирования. На начало 2020 года долг Региона составил 20,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (55% и 45% соответственно). Выданные Регионом гарантии составляют менее 1% его долгового портфеля. Пик погашения долга (7,5 млрд руб., или 38% совокупного показателя) приходится на 2021 год, а его большая часть приходится на банковские кредиты. Учитывая исторически небольшой объем остатков на счетах и параметры бюджета, не предполагающие профицит в текущем году, АКРА ожидает, что Регион предпримет необходимые меры для рефинансирования долга (в 2020 году погасить предстоит только 4% совокупного долга).

На конец 2019 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 38%. В 2020 и 2021 годах, по прогнозу АКРА, данный показатель составит 37 и 35% соответственно (в абсолютном значении долг будет на уровне 20,3 и 19,4 млрд руб.). Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

По итогам 2019 года отношение долга к собственным доходам — 58%, что соответствует принятым обязательствам в рамках рефинансирования бюджетных кредитов. В 2020-м Регион обязан сократить долговую нагрузку до 55% в соответствии с параметрами, заложенными в Закон о бюджете Области. АКРА полагает, что возможное отклонение в меньшую сторону налоговых поступлений от плановых параметров бюджета Области может повлечь за собой нарушение обязательств перед Минфином России.

Ликвидность бюджета Региона ограничена из-за незначительного объема остатков на счетах. Оценка ликвидности обусловлена небольшим объемом средств на счетах Федерального казначейства в совокупности с незначительным объемом невыбранных банковских кредитных линий со сроком выборки более года. В последние 18 месяцев остатки на счетах (по состоянию на конец месяца) составляли в среднем 13% от объема ежемесячных расходов областного бюджета. У Области заключен договор с Управлением Федерального казначейства (УФК) на предоставление бюджетного кредита.

Умеренные показатели развития экономики с диверсифицированной структурой налоговых поступлений. С точки зрения поступления налогов основной отраслью в Регионе является оптовая и розничная торговля (в 2018 году восемь из десяти наиболее крупных региональных предприятий по объему выручки работали в сфере торговли). Тем не менее значительной концентрации налоговых поступлений от этой отрасли не наблюдается: по оценкам АКРА, в период с 2016 по 2019 год на данную сферу приходилось порядка 13% налоговых поступлений Области. По итогам 2019-го 8,8% налоговых поступлений обеспечила отрасль «Транспортировка и хранение», 5,7% — «Сельское хозяйство», 4,9% — производство пищевых продуктов, напитков и табака. ВРП на душу населения Области в 2014–2017 годах составлял в среднем 54–55% среднестранового показателя. Соотношение усредненной заработной платы и прожиточного минимума в Регионе в 2015–2018 годах превышало 280%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 2% ННД при сохранении текущих параметров доходной части бюджета;
  • исполнение Регионом обязательств перед Минфином России по сокращению долговой нагрузки, установленных правилами о реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;
  • удлинение сроков погашения долга и сокращение долговой нагрузки;
  • рост параметров, характеризующих уровень развития экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки без удлинения сроков погашения долга;
  • снижение доли собственных доходов бюджета;
  • снижение модифицированного бюджетного дефицита до отрицательных значений.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.