Кредитный рейтинг Алтайского края (далее — Алтайский край, Край, Регион) обусловлен относительно высокими показателями бюджетного профиля Региона, низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности его бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают сравнительно невысокие показатели экономического развития Региона и высокая доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в составе доходов Края.
Алтайский край расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами РФ и Казахстаном. В 2018 году в Регионе проживало 1,6% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составлял 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ. По объему отгруженной продукции сельского хозяйства Край занимает первое место среди российских регионов, расположенных восточнее Уральских гор.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкий уровень долговой нагрузки при высоком уровне ликвидности бюджета. Рассчитываемое по методологии АКРА соотношение долга Края и его текущих доходов на конец 2019 года составило 1,8% и на конец 2020 года может достичь 3,1%, что соответствует минимальному уровню риска. По состоянию на 01.01.2020 на бюджетные кредиты со сроком погашения до 2034 года приходилось 99,75% долговых обязательств Региона, незначительную долю (0,25%) составляли государственные гарантии Края. Благодаря такой структуре долга расходы на его обслуживание минимальны (усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 0,03% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). По оценке АКРА, соотношение долга и собственных доходов Региона в 2020–2022 годах останется в пределах целевого уровня, установленного Минфином России для проведения реструктуризации бюджетных кредитов. АКРА отмечает низкую вероятность необходимости оказания поддержки региональным предприятиям госсектора. Бюджет Края характеризуется высоким уровнем ликвидности — остатки на счетах по учету средств регионального бюджета на конец 2019 года превысили долг Региона почти в девять раз, а среднемесячные расходы в 2019 году — почти вдвое.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно высокая операционная эффективность регионального бюджета при высокой доле трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2016 по 2020 год составит 57% и имеет тенденцию к снижению. За период с 2016 по 2019 год рост собственных доходов составил 15%, а трансферты из федерального бюджета увеличились в 1,5 раза прежде всего за счет увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 58%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2016–2020 годах составит 16%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является положительным (1,3%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и отсутствии потребности в привлечении заемных средств в указанном периоде. Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составляют 19% совокупных расходов бюджета и почти на четверть финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, отстающими от среднестрановых. Значимая доля ВРП Региона формируется в аграрном секторе, поэтому величина усредненного подушевого ВРП в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2015—2018 годах составила всего 42%. Наибольший вклад в ВРП вносят обрабатывающие производства; в 2018 году их доля в ВРП Края составила 19%. Предприятия торговли и ремонта формируют 15% ВРП, сельское хозяйство — 13% ВРП. Максимальная доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства (около 21% в 2019 году). За период с 2015 до 2019 года соотношение среднемесячной заработной платы в Крае и регионального прожиточного минимума увеличилось с 2,1 до 2,6 раз. Уровень безработицы в Регионе снизился с 8,6% в 2016 году до 6,1% в 2018-м, однако остается выше среднероссийского показателя.
Ключевые допущения
- следование консервативной долговой политике;
- сохранение в 2020 году объема налоговых и неналоговых доходов Региона на уровне 2019 года;
- увеличение трансфертов из федерального бюджета на 10% в 2020 году по сравнению с 2019-м;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
- дальнейший устойчивый рост средней заработной платы относительно регионального прожиточного минимума;
- рост уровня самодостаточности краевого бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост текущих расходов бюджета Края, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
- рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 30%;
- существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг Алтайского края был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Алтайского края, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.