Изменение прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлено стабильными показателями долгового профиля и макроэкономической конъюнктурой, которая в краткосрочной перспективе может ограничить возможности экономического роста и улучшения бюджетного профиля Региона.
Рейтинг Области определяется умеренной долговой нагрузкой на бюджет, высокой долей капитальных расходов и достаточно большим запасом ликвидности.
Рязанская область входит в состав Центрального федерального округа. В административном центре — городе Рязани — проживает почти половина населения Области. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценке АКРА, доля крупнейшего — государственного — сектора экономики составляет около 17% налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. В структуре продукции, отгруженной в 2017–2018 годах, доля произведенных нефтепродуктов составила 15–18%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают сравнительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям. Однако в текущих условиях перспектив роста экономических показателей, которые могли бы позитивно сказаться на финансовом профиле Региона, не наблюдается.
В 2015–2018 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму в Регионе составляло почти 300%, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Усредненные темпы роста ВРП на душу населения Области в 2017–2018 годах оказались ниже темпов роста данного показателя в указанном периоде.
Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена федеральными трансфертами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций), и в среднем1 за период с 2016 по 2020 год она составит 76%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2016–2020 годах составит 21%. В среднем Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, остальная часть расходов финансируется за счет собственных средств. Усредненное отношение баланса текущих операций к текущим доходам за рассматриваемый период составляет 16%, что свидетельствует о достаточном уровне текущих доходов для покрытия текущих расходов. На протяжении 2016–2019 годов показатель модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) был положительным, однако с 2018 года наблюдается его снижение и в 2020 году значение МБД станет отрицательным. Усредненное отношение МБД к текущим доходам также снижается: в 2018 году оно составило 5,6%, в 2020 году оно понизится до 2,1%, а в 2022 году достигнет отрицательного значения, что указывает на повышение вероятности роста долга и снижения остатков на бюджетных счетах.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Стабильный уровень долговой нагрузки с умеренным риском рефинансирования. На конец 2019 года отношение долга к текущим доходам Области составило 43%. АКРА ожидает, что в 2020 году это соотношение значительно не изменится, несмотря на прогнозируемый дефицит бюджета, который будет профинансирован остатками средств, сформированными на конец года.
По состоянию на конец 2019 года государственный долг Области был представлен бюджетными (57%) и банковскими кредитами (43%).
Максимальный объем выплат/рефинансирования долга приходится на 2021 год (29%). В ближайшие три года Региону предстоит погасить или рефинансировать 71% долга.
Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).
Долговая нагрузка муниципальных образований (далее — МО) в 2016–2019 годах возросла, но находится на безопасном уровне (отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов МО выросло с 10% в 2016 году до 15% в 2019 году). Абсолютное значение долга МО увеличилось на 1,6 млрд руб. в указанном периоде.
Значительный объем накопленной ликвидности на начало текущего года. В течение 2019 года ежемесячные потребности Области в средствах покрывались исключительно за счет остатков на счетах на начало месяца (за исключением декабря). В октябре 2019 года Область начала размещать остатки бюджетных средств на банковских депозитах. Объем накопленной на начало 2020 года ликвидности в 1,2 раза превышает объем платежей, предусмотренных графиком погашения долга в 2020 году. Согласно действующим законам о бюджете Области, часть накопленных средств будет направлена на финансирования бюджетных дефицитов будущих периодов.
Ключевые допущения
- использование накопленной ликвидности на финансирование дефицита бюджета в текущем году;
- сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики;
- сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями;
- рост собственной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;
- снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Рязанской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.