Повышение кредитного рейтинга РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (публичное акционерное общество) (далее — РНКБ, Банк) обусловлено улучшением оценки фондирования и ликвидности до адекватной на фоне снижения концентрации ресурсной базы Банка. Также кредитный рейтинг отражает устойчивый, но концентрированный бизнес-профиль РНКБ, его удовлетворительный риск-профиль и сильную позицию по достаточности капитала, что позволит Банку выдерживать дополнительное давление на финансовые показатели из-за ухудшения экономических условий. Кроме того, факторами определения рейтинга являются средняя степень системной значимости Банка для экономики РФ и очень сильное влияние государства на его кредитоспособность согласно методологии АКРА.
Кредитный рейтинг выпуска облигаций (ISIN RU000A101FK0), являющегося инструментом старшего необеспеченного долга Банка, был повышен до уровня A+(RU) в связи с повышением кредитного рейтинга РНКБ.
РНКБ — крупнейшая кредитная организация Крымского региона, доминирующая в Республике Крым и в городе Севастополе по большинству показателей деятельности. Банк находится в собственности Российской Федерации (100%-ный акционерный контроль), номинальный держатель пакета — Росимущество. После присоединения ПАО «Крайинвестбанк» (далее — Крайинвестбанк), находившегося на санации, РНКБ занимает 36-е место по размеру активов среди российских банков.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая вероятность экстраординарной поддержки Банка органами власти. РНКБ является доминирующим игроком на стратегически важном для Российской Федерации рынке — Крымском полуострове. Банкротство Банка может привести к существенному ухудшению экономики Республики Крым и несет определенные риски для населения, поскольку РНКБ, в частности, проводит существенный объем социальных платежей. В то же время дефолт РНКБ не несет существенных рисков для бюджета Российской Федерации и бюджетов иных регионов деятельности кредитной организации ввиду ограниченного вклада Банка в их доходную часть. По мнению АКРА, данные факторы свидетельствуют о средней степени системной значимости РНКБ.
Государство обладает акционерным (100%-ное владение) и операционным (формирование стратегии и предоставление капитала) контролем над деятельностью РНКБ. Кредитуя важные инфраструктурные проекты в Республике Крым и в городе Севастополе, РНКБ участвует в государственной стратегии развития региона. Агентство считает, что государство оказывает очень сильное влияние на деятельность Банка.
Оценка бизнес-профиля учитывает риски региональной специфики деятельности РНКБ. Основным регионом развития РНКБ остается Крымский полуостров, который по-прежнему характеризуется низким уровнем присутствия лидеров банковской отрасли РФ. Это позволяет Банку активно наращивать объем операций, однако ставит его развитие в зависимость от сохранения режима санкций. Усиление позиций в других регионах (в частности, в Краснодарском крае) сопряжено с повышенной конкуренцией. Банк сохраняет высокий уровень диверсификации бизнеса благодаря существенному объему непроцентных поступлений.
РНКБ сохраняет значительный буфер абсорбции потенциальных убытков по регулятивным требованиям (Н1.2 = 19,16% на 01.02.2020, Н20.2 = 13,35% на 01.01.2020). Значительный буфер абсорбции убытков при высоком качестве активов позволяет Банку выдерживать увеличение кредитного риска более чем на 500 б. п. без нарушения норматива достаточности основного капитала (Н1.2).
РНКБ демонстрирует рост способности генерировать новый капитал — значение коэффициента усредненной генерации капитала (КУГК) по итогам 2016–2019 годов составило 98 б. п.; генерация капитала в 2019 году — 165 б. п. Банк осуществляет дивидендные выплаты в рамках требований законодательства к компаниям, находящимся в государственной собственности.
АКРА ожидает, что относительно высокая операционная эффективность поддержит способность Банка к генерации капитала. Значение CTI за 2017–2019 годы составило 50%, значение NIM за тот же период — 6,5%.
Агентство сохраняет удовлетворительную оценку риск-профиля. Доля проблемных требований в собственном кредитном портфеле РНКБ не превышает 5%. Однако, по оценке АКРА, с учетом активов Крайинвестбанка доля проблемных и потенциально проблемных кредитных требований составляет около 15% (без учета требований, покрытых государственными гарантиями). АКРА отмечает, что данные требования, которые включают в себя кредиты, отнесенные к Стадии 3 по МСФО 9, и просроченные векселя, покрыты резервами более чем на 100%.
Несмотря на активное наращивание кредитного портфеля, в том числе за счет увеличения займов, предоставленных розничным клиентам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), концентрация кредитного портфеля Банка, по мнению Агентства, остается высокой. Доля кредитов, выданных 10 крупнейшим группам заемщиков на 01.01.2020 составила свыше 30% всего портфеля (без учета кредитов, по которым предоставлена государственная гарантия).
Повышение оценки ликвидности и фондирования с удовлетворительной до адекватной отражает сокращение зависимости ресурсной базы от средств крупнейших кредиторов (вкладчиков). Доля средств крупнейшего вкладчика — Агентства по страхованию вкладов — составила менее 10% всех обязательств РНКБ, 10 крупнейших кредиторов (вкладчиков) — 25,6%. Агентство не исключает дальнейшего снижения концентрации ресурсной базы по мере роста объема операций Банка.
АКРА отмечает сохранение устойчивых позиций Банка по ликвидности. Значение показателя ПДКЛ на 31.12.2019 составило 30,5 млрд руб. в базовом и -2,7% в стрессовом сценариях АКРА. Показатель ПДДЛ на ту же дату находился на уровне 60%.
Ключевые допущения
- сохранение контроля государства над Банком;
- сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев;
- сохранение высокой диверсификации операционного дохода;
- достаточность основного капитала (Н1.2 и Н20.2) не ниже 12% на горизонте 12–18 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- повышение качества кредитного портфеля при сохранении доли проблемных заемщиков;
- улучшение позиций Банка по ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- ухудшение конкурентной среды в основном регионе присутствия Банка;
- снижение кредитного качества активов;
- падение нормативов достаточности капитала.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Корректировки: влияние государства, +3 ступени к ОСК.
Рейтинги выпусков
Облигации биржевые процентные документарные на предъявителя, серия 01 (RU000A101FK0), срок погашения — 16.02.2023, объем эмиссии — 3 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссия является старшим необеспеченным долгом РНКБ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу РНКБ — A+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги РНКБ Банк (ПАО) и облигационного выпуска РНКБ Банк (ПАО) (ISIN RU000A101FK0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг РНКБ Банк (ПАО) и кредитный рейтинг выпуска облигаций РНКБ Банк (ПАО) (ISIN RU000A101FK0) были опубликованы АКРА 11.04.2017 и 20.02.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу РНКБ Банк (ПАО), а также кредитного рейтинга облигационного выпуска РНКБ Банк (ПАО) (ISIN RU000A101FK0) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании информации из открытых источников, данных РНКБ Банк (ПАО), а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности РНКБ Банк (ПАО) по МСФО и отчетности РНКБ Банк (ПАО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитные рейтинги являются запрошенными, РНКБ Банк (ПАО) принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности РНКБ Банк (ПАО), не выявлены.
АКРА оказывало РНКБ Банк (ПАО) дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.