Тренинг по СФ, 15–16 июня

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Магаданской области на уровне BBB-(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне BBB-(RU)

Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Область, Регион) обусловлен высокой долей краткосрочного долга, низкой диверсификацией экономики и средним уровнем операционной эффективности бюджета. Кредитный рейтинг ограничен невысоким социально-экономическим развитием Региона и высокой долговой нагрузкой.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП по итогам 2018 года составил порядка 0,2% суммарного российского ВРП. В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно слабый бюджетный профиль с сохраняющейся потребностью в долговом финансировании. Область завершила 2019 год с профицитом 96 млн руб., что эквивалентно 0,4% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). В совокупности ННД увеличились на 15% (2,9 млрд руб.), при этом поступления по налогу на прибыль выросли на 20% (1,2 млрд руб.), а по НДФЛ — на 11% (0,8 млрд руб.). Рост безвозмездных поступлений составил 18% (2,3 млрд руб.) по сравнению с показателем 2018 года. Расходная часть бюджета увеличилась на 12% (4,1 млрд руб.).

Усредненное значение показателя1 операционной эффективности бюджета Региона в прошлом году оказалось на уровне 3% (по прогнозам АКРА, этот показатель в 2020-м будет умеренно низким). Гибкость бюджетных расходов оценивается как низкая, но данный показатель имеет тенденцию к росту. Усредненное значение доли капитальных расходов за 2016–2020 годы составит порядка 6% совокупных расходов бюджета (по итогам прошлого года показатель был равен 5%).

В 2016–2020 годах усредненная доля ННД в доходах2 (без учета субвенций и безвозмездных поступлений3 от ПАО «РусГидро») составит 65%. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020-м сохраняется на минимально отрицательном уровне, следовательно, при сохранении текущих параметров бюджета у Региона может возникнуть потребность в привлечении долгового финансирования в незначительном объеме. По оценке Области, 2020 год станет бездефицитным.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
2 Здесь и далее доходы и расходы не учитывают субвенции и безвозмездные поступления от ПАО «РусГидро».
3 Трансферты, перечисляемые ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.

График погашения долга создает риски рефинансирования. На начало 2020-го долг Региона составил 14,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (59% и 34% соответственно), а также облигациями Области (7%). Пик погашения долга (5,6 млрд руб., или 40% долгового портфеля) приходится на 2021 год, а его большая часть представлена банковскими кредитами. В 2020 году Региону необходимо погасить или рефинансировать 3,4 млрд руб. (24% совокупного объема долга). Учитывая исторически небольшой для Региона объем остатков на счетах и параметры бюджета, не предполагающие профицита в текущем году, АКРА ожидает, что Регион предпримет необходимые шаги по рефинансированию долга.

На конец 2019 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 39%. Прогноз АКРА по данному показателю на 2020 и 2021 годы — около 36%. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета.

По итогам 2019 года отношение долга к собственным доходам было равно 61%, что соответствует обязательствам, принятым Регионом в рамках рефинансирования бюджетных кредитов. В 2020-м Область обязана сохранить долговую нагрузку на уровне не выше 67%. Просроченная кредиторская задолженность на конец 2019-го увеличилась на 13% (до 3,5 млрд руб.), что оценивается АКРА негативно.

Невысокий объем ликвидности бюджета. Низкая оценка ликвидности обусловлена небольшим объемом средств Региона на счетах Федерального казначейства наряду с незначительным размером доступных банковских кредитных линий со сроком выборки более года. На 01.01.2020 остатки на счетах и объем неиспользованных банковских лимитов не превышали в совокупности 0,4 млрд руб. В последние 18 месяцев остатки на счетах (по состоянию на конец месяца) в среднем составляли 14% от объема ежемесячных расходов областного бюджета. Для покрытия кассовых разрывов Область активно использует короткие кредиты от Управления Федерального казначейства (УФК).

Экономический профиль Региона определяется высокой зависимостью от добычи цветных металлов. Основной вид деятельности — добыча цветных металлов — обеспечивает около 42% налоговых поступлений в бюджет Региона, по оценке АКРА. Пять крупнейших налогоплательщиков Области по итогам 2019 года работают в этой сфере. Соотношение усредненной заработной платы и прожиточного минимума в Регионе превышало 400% в 2015–2018 годах. Исторически средний уровень зарплаты в Области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется из-за высоких цен, связанных с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток: с 2005 года по начало 2020-го численность населения здесь сократилась почти на 20%. При этом высокий уровень зарплат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет. Усредненный показатель ВРП на душу населения Области в 2015–2018 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. 

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2020 году без дефицита при сохранении текущих параметров доходной части;
  • исполнение Регионом обязательств перед Минфином России по снижению долговой нагрузки (установлены правилами о реструктуризации бюджетных кредитов).

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;
  • удлинение сроков погашения долга и сокращение долговой нагрузки наряду со снижением уровня просроченной кредиторской задолженности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки без удлинения сроков погашения долга;
  • снижение доли собственных доходов бюджета;
  • снижение показателя модифицированного бюджетного дефицита.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), дата погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб. — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.