АКРА подтвердило кредитный рейтинг Новосибирской области на уровне АA-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне AA-(RU)

Кредитный рейтинг Новосибирской области (далее — Новосибирская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем относительной долговой нагрузки и стабильными показателями бюджетного профиля, характеризующегося умеренно высокой долей собственных доходов и растущей долей капитальных расходов, при умеренных показателях развития экономики относительно среднероссийского уровня.

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), граничит с Казахстаном. В Области проживает почти 2% населения РФ. На долю Региона приходится 1,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Новосибирская область — крупный научный центр СФО. Доля данного вида деятельности (деятельность профессиональная, научная и техническая) в структуре ВРП Области составляет порядка 5%.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень относительной долговой нагрузки. Соотношение долга и текущих доходов Новосибирской области уменьшилось до 29% на конец 2019 года с 31% годом ранее. По оценкам АКРА, на конец 2020 года вследствие возможного снижения собственных доходов Области указанное соотношение может возрасти до 36%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. На начало 2020 года 40% долга Региона составляли бюджетные кредиты со сроком погашения до 2034 года, 36% — облигации, оставшаяся часть — банковские кредиты. Новосибирская область в течение года привлекает кредиты Управления Федерального казначейства по ставке 0,1% годовых в целях замещения коммерческого долга, что помогает Региону экономить на процентных расходах, доля которых в совокупных расходах бюджета находится на стабильно низком уровне. В 2020 году Области предстоит выплатить (рефинансировать) 21% своих долговых обязательств, в 2021-м — 34%. Остатки на счетах на начало 2020 года с учетом неиспользованных лимитов по открытым кредитным линиям со сроком погашения более одного года превысили в 1,2 раза объем долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 году.

Гибкость расходной части бюджета достаточна для обеспечения его сбалансированности в условиях возможного сокращения доходов. Закон об областном бюджете предусматривает рост собственных доходов и расходов в 2020 году на 11% и 10% в годовом сопоставлении. По оценкам АКРА, в 2020 году из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры сокращение налоговых поступлений может составить порядка 15%. При этом доля собственных доходов в бюджете Области, несмотря на рост трансфертов из федерального бюджета в 2018–2020 годах, остается умеренно высокой: усредненная1 доля собственных доходов в 2016–2020 годах составит 80–85%. В качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части могут выступить капитальные расходы, усредненная доля которых в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне порядка 18–20%.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 15%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне от -1 до 0%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на невысокую потребность в привлечении заемных средств на цели финансирования капитальных расходов.

Диверсифицированная экономика с высокоразвитыми транспортно-логистическим и научно-производственным сегментами. Первый из упомянутых сегментов заметно влияет на бюджет Региона и вносит ощутимый вклад в его экономику (порядка 14% ВРП и 10% налоговых доходов), второй же оказывает незначительное влияние, так как коммерциализация научно-технических разработок является длительным процессом. АКРА отмечает риски, связанные с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий транспортной отрасли на фоне изменения макроэкономической ситуации. В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 79% от среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель. В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение налоговых поступлений в 2020 году не более чем на 15% в годовом сопоставлении;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 5% налоговых и неналоговых доходов;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности бюджета;
  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
  • рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше 10% собственных доходов;
  • рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Новосибирской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Новосибирской области — AA-(RU).

Новосибирская область, 34017 (ISIN RU000A0JWUV3), срок погашения — 03.10.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34018 (ISIN RU000A0ZYBD3), срок погашения — 27.09.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34019 (ISIN RU000A0ZZPB4), срок погашения — 15.10.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34020 (ISIN RU000A1011Q3), срок погашения — 13.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Новосибирской области и выпусков облигаций Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Новосибирской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3) были опубликованы АКРА 09.11.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZZPB4) — 15.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1011Q3) — 14.11.2019.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новосибирской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новосибирской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Новосибирской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новосибирской области, не выявлены.

АКРА оказывало правительству Новосибирской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.