Компоненты кредитного рейтинга

Вес

Отраслевой риск-профиль

Умеренный риск

0%

Операционный риск-профиль

a

48%

Рыночная позиция

Средняя

Бизнес-профиль

Сильный

Географическая диверсификация

Сильная

Корпоративное управление

Средний уровень

Финансовый риск-профиль

a-

52%

Размер

Крупный

Рентабельность

Высокая

Долговая нагрузка

Средняя

Обслуживание долга

Среднее покрытие

Ликвидность

Средняя

Денежный поток

Слабый

ОСК

a-

Аналитические корректировки

0

Финальная ОСК

a-

Поддержка

3

Государственная поддержка

3

Групповая поддержка

0

Иностранная поддержка

0

Кредитный рейтинг

AA-(RU)

Краткая информация о компании

АО «ОДК» (далее — Группа, Компания, ОДК) — государственный холдинг, консолидирующий предприятия в сфере производства двигателей (специализация Компании по продуктовым сегментам представлена в разделе «Профиль Группы»). Контролирующим акционером ОДК является Государственная корпорация «Ростех» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), которой принадлежит 91,5% акционерного капитала Компании; 6% контролирует государство через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, оставшиеся 2,5% приходятся на АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».

Сильные стороны компании

  • Высокая вероятность экстраординарной поддержки со стороны государства.
  • Высокие барьеры для входа в отрасль двигателестроения (как на внутреннем рынке, так и на внешнем), обуславливающие более сильные рыночные позиции Компании.
  • Дальнейший рост военных расходов у ряда стран и сохранение высокого спроса на военные самолеты и вертолеты российского производства.
  • Крупный размер Компании и высокая рентабельность бизнеса.
  • Сильный бизнес-профиль и высокая географическая диверсификация.
  • Средний уровень долговой нагрузки, обслуживания долга и ликвидности.

Слабые стороны компании

  • Слабые денежные потоки.
  • Средний уровень корпоративного управления и невысокая финансовая прозрачность.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • усиление системной значимости Компании для экономики РФ и значительное увеличение господдержки.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • существенное снижение уровня системной значимости ОДК для экономики РФ.

Профиль Группы

В состав Группы входят предприятия, занимающиеся разработкой, испытаниями, производством и обслуживанием следующих видов продукции:

  • газотурбинных авиационных двигателей (для гражданского и военного авиастроения);
  • двигателей для вертолетов;
  • наземных газотурбинных установок для нефтегазовой промышленности;
  • ракетных двигателей;
  • морских газотурбинных двигателей (доля данного сегмента незначительна).

Основным направлением деятельности Группы с точки зрения продуктовых сегментов является выпуск двигателей для авиации и вертолетов (также предоставляются услуги по их послепродажному обслуживанию и ремонту). Двигатели ОДК используются преимущественно для техники военного назначения.

В последние несколько лет более 70% выручки ОДК формируется за счет реализации новых двигателей, а оставшаяся доля (большая ее часть) — от послепродажного обслуживания.

Отраслевой риск-профиль

Отраслевой риск-профиль Компании характеризуется средним уровнем риска.

Оценка отраслевого риск-профиля Группы проводится на основе оценки рисков сектора машиностроения. Базовый риск данной отрасли, по мнению АКРА, находится на среднем уровне: характерные для сектора циклические колебания спроса нивелируются благодаря долгосрочной контрактной базе, а высокие капитальные затраты создают барьеры для входа в различные сегменты машиностроения. Государство оказывает компаниям отрасли регулярную поддержку с помощью законодательных мер по защите внутреннего рынка, прямых субсидий, софинансирования НИОКР и инвестиционных программ. Отраслевой риск ОДК ниже базового риска сектора машиностроения в связи с достаточно большим объемом государственных заказов, которые отличаются меньшей волатильностью и рискованностью. Компания выполняет в том числе госзаказы для вооруженных сил, а в сегменте поставок двигателей для военной авиации занимает монопольное положение. Группа поставляет продукцию как на внутренний рынок, так и на международный. В связи с этим при анализе отраслевого риск-профиля Компании учитываются тренды мирового рынка двигателей, а также рынков конечных продуктов, для производства которых используются двигатели ОДК.

Спрос на двигатели для гражданских самолетов в течение последних лет рос примерно на 8% ежегодно, что во многом связано с потребностью авиакомпаний в моделях самолетов и двигателей с большей топливной эффективностью. Среди основных трендов сегмента гражданской авиации, влияющих как на ведущие авиакомпании и компании-производители гражданских аиадвигателей, так и на развитие линейки гражданских двигателей ОДК, можно выделить ожидаемую положительную динамику темпов роста авиационного трафика, показателей выручки на пассажирокиллометр и занятости кресел. По прогнозам Airbus, среднегодовые темпы прироста трафика могут составить около 4% в течение ближайших 20 лет.

Сдерживающее влияние на развитие отрасли могут оказывать проблемы с технологическими особенностями эксплуатации двигателей (бывают даже у ведущих мировых компании). При этом технологии в секторе совершенствуются довольно быстро, а в ряде стран ведется разработка адаптивных двигателей нового поколения. ОДК также развивается в данном направлении, о чем свидетельствует, например, перспектива использования аддитивных технологий.

При анализе тенденций рынка авиаперевозок и динамики показателей использовались данные, приведенные в исследовании АКРА «Перевозки — на пике, финансы — в пике» от 20 июня 2019 года.

Мировой спрос на двигатели для военных самолетов, по прогнозам АКРА, в ближайшие два-три года будет расти примерно на 5% в связи с необходимостью замены устаревшего парка самолетов и вертолетов, растущей геополитической напряженностью, а также программами ремонта и замены двигателей.

Спрос в сегменте двигателей для вертолетов также будет расти, что обусловлено потребностью в военных вертолетах на мировом рынке и ростом спроса на гражданские вертолеты на российском рынке.

Таблица 1. Распределение отраслей российской экономики по группам риска

1 группа

(вес 10%)

Электроэнергетика: сети

Транспорт:
инфраструктура

Телекоммуникации

2 группа

(вес 5%)

Нефтегазовая
и химическая отрасли

Металлургия

Электроэнергетика: генерация

3 группа

(вес 0%)

ВПК

Розничная торговля

Добыча полезных ископаемых

Транспорт: перевозчики

Машиностроение

Сельское хозяйство

Пищевая промышленность

Здравоохранение

IT & медиа

4 группа

(вес 15%)

Недвижимость

Лесная
и деревообрабатывающая промышленность

Нефтесервисные
компании

5 группа

(вес 30%)

Инфраструктурное

строительство

Жилищное
строительство

Трейдинг

Источник: АКРА

Операционный риск-профиль

Рыночная позиция

Рыночная позиция Компании оценивается как средняя.

Двигатели для военной авиации. ОДК является монополистом на внутреннем рынке поставок двигателей для военной авиации (выпускает двигатели в том числе для Су-27, Су-30, МиГ-29, Су-24, Ан-26 и L-39), а на мировом рынке доля Компании оценивается в 8–12%. По техническим характеристикам выпускаемой продукции ОДК конкурирует с мировыми лидерами рынка.

Двигатели для гражданской авиации. Доля ОДК на международном рынке коммерческих двигателей незначительна (от 1 до 1,5%1), поскольку за пределами РФ гражданские самолеты российского производства широко не представлены, а национальные авиакомпании сокращают их использование из соображений энергоэффективности. Дочерние и совместные предприятия ОДК поставляют двигатели для Ту-214, Ил-76МД-90А, Ил-76/78, Ил-96-300/400 (самолетов полностью российского производства). В случае успешной реализации проекта МС-21 и увеличения продаж SukhoiSuperjet 100 возможен рост спроса на продукцию ОДК.


Данные Компании и Commercial Engines 2018, Turbofan focus, Flight Global report

Вертолетные двигатели. Доля ОДК на мировом рынке двигателей для вертолетов в 2018 году составляла 8–12%, а на российском — порядка 70,5%. В основном Компания поставляет двигатели для вертолетов, выпускаемых холдингом «Вертолеты России» (доля на мировом рынке — 4%, на российском — около 90%).

Ракетные двигатели. Жидкостные ракетные двигатели производства ОДК устанавливаются на первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз» и являются единственными моделями данного типа для ракет-носителей с пилотируемыми космическими аппаратами (доля ОДК в этом сегменте на отечественном рынке равна 100%). На мировом рынке ракет-носителей доля Компании составляет 11,6%.

Промышленные газотурбинные двигатели. ОДК активно развивает направление по выпуску наземных газотурбинных установок. Это направление бизнеса перспективно, поскольку газотурбинные газоперекачивающие агрегаты и энергетические станции Компании занимают существенное место в газотранспортной системе РФ (доля ОДК на внутреннем рынке на конец 2018 года — 50%, а на международном рынке в своем классе мощности — около 3%). Однако в совокупной выручке Компании доля данного сегмента незначительна.

Бизнес-профиль

Бизнес-профиль Компании оценивается как средний.

Относительная стабильность объема выручки и контрактной базы

АКРА отмечает относительную стабильность выручки и контрактной базы ОДК, несмотря на волатильность продаж продукции Компании в последние годы. По итогам 2018-го выручка ОДК составила 244,8 млрд руб., тогда как в 2017-м показатель увеличился на 24% в годовом сопоставлении, а в 2018-м — на 4%.

Даже при незначительной доле долгосрочных контрактов в портфеле заказов (такие контракты у Компании есть на поставку продукции в Индию и Китай) клиентская база ОДК достаточно стабильна, чему способствует устойчивый спрос на ведущие модели российской военной авиации и вертолетов. Кроме того, следует отметить стабильность объема предоставляемых услуг по послепродажному и ремонтному обслуживанию в период с 2017 по 2018 год.

Более половины портфеля заказов ОДК приходится на госзаказ, что положительно сказывается на выручке Компании, учитывая прозрачность и устойчивость механизма ценообразования данной продукции. Цены на продукцию военного назначения — а это основная часть производства ОДК — достаточно стабильны, на внутреннем рынке их устанавливает государство1 (гарантированная рентабельность по формуле «20+1»: обеспечение 20% доходности на собственные затраты, понесенные Компанией, и 1% по плановым привнесенным затратам2). Цены для поставок военной продукции на внешний рынок регулируются Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 года № 732 «О государственном регулировании внешнеторгового ценообразования в отношении продукции военного назначения». Возможности повышения цен на продукцию военного назначения ограничены:
на внутреннем рынке — индексами цен производителей, на внешнем — уровнями, предварительно согласованными Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ.


1 Федеральный закон от 19.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; приказ Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа».
2 Привнесенные затраты — затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов).

Достаточно высокая независимость производства от субподряда и иностранных поставщиков комплектующих

Основная доля затрат при производстве двигателей ОДК приходится на закупку металла (30% себестоимости двигателя). Все основные поставщики комплектующих ОДК — российские производители (большая часть их не аффилирована с Компанией). Доля иностранных поставщиков незначительна (7,16%), как и зависимость производственного процесса ОДК от них.

Рынки сбыта и географическая диверсификация

Географическая диверсификация Компании оценивается как сильная.

Основными рынками сбыта продукции Компании являются Россия, Китай и Индия: эти страны обеспечивают более 80% выручки ОДК. В общей структуре продаж Компании более половины приходится на экспорт.

Объем военных расходов России в 2019–2021 годах, по официальным данным, останется примерно на уровне 2018 года: государство планирует увеличить расходы на статьи, связанные с национальной обороной (финансирование основной части оборонных расходов, исключая военные пенсии и некоторые госпрограммы), лишь на 2,8% (что ниже уровня прогнозируемой инфляции), в то время как общие объемы расходов РФ на оборону возрастут на 6,6%. После 2021 года вероятно постепенное сокращение гособоронзаказа. Примерно 24% от общего объема расходов, предусмотренных в рамках «Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы» (ГПВ-2020), планировалось направить на перевооружение военно-воздушных сил РФ. Стоит отметить, что структура военных расходов в авиационном сегменте в будущем изменится: поскольку в последние годы в рамках ГПВ-2020 закуплено большое количество истребителей, вероятно снижение объема закупок боевых самолетов и вертолетов и рост закупок военных транспортных самолетов.

На мировом рынке вооружений Россия — один из ведущих экспортеров (доля около 22%), а ключевыми потребителями российской продукции военного назначения являются Индия (35%), Китай (12%) и Вьетнам (10%). Темпы роста рынка вооружения КНР замедляются, но все же остаются значительными (5–6% в год), а в дальнейшем Китай планирует наращивать военные расходы в связи с потребностью в модернизации вооруженных сил и сохраняющейся геополитической напряженностью. Индия продолжает программу военной модернизации в том числе в связи с противостоянием с Китаем и Пакистаном. Под влиянием указанных факторов спрос на продукцию военного назначения со стороны Индии и Китая сохранится, а серьезные изменения в структуре выручки ОДК вряд ли произойдут.

Корпоративное управление

Уровень корпоративного управления Компании оценивается как средний.

Стратегия управления

При реализации Стратегии развития до 2035 года АО «ОДК» успешно продолжает работы по расширению линейки двигателей для гражданской авиации. К таким проектам относятся, в том числе, двигатель ПД-14 для самолета МС-21, двигатель ТВ7-117СТ/СТ-01 для турбовинтовых самолетов (легкого транспортного Ил-112В и пассажирского Ил-114-300 соответственно), двигатель ПД-8 для региональных самолетов SSJ нового поколения и самолетов Бе-200, а также перспективный двигатель ПД-35 для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов и комплексов военно-транспортной авиации.

Финансовая стратегия Компании формализована не в полной мере, однако определена предельная долговая нагрузка: она не должна превышать отношения долга к EBITDA на уровне 3х (превышение данного показателя допускается при обосновании экономической необходимости). Стратегией Компании предусмотрена реализация проекта «Трансформация корпоративного контура ОДК на 2019–2021 годы», предполагающего реорганизацию юридических лиц, приобретение и консолидацию акций основных дочерних обществ ОДК, отчуждение непрофильных активов и ребрендинг дочерних и зависимых компаний.

Управление рисками

Система управления рисками ОДК регламентирована, а политика по управлению рисками и внутреннему контролю разработана на основе типовой политики Государственной корпорации «Ростех». В Компании есть подразделение по управлению рисками и внутреннему контролю, подотчетное генеральному директору. Одним из ключевых рисков ОДК, связанных с потенциальным ростом затрат, является изменение биржевых цен на металлы, доля которых в себестоимости производства двигателя составляет около 30%.

Что касается валютных рисков, то Компания управляет ими с помощью естественного хеджа (лимиты на открытые валютные позиции составляют 10 млн долл. США — для длинной позиции 5 млн долл. США — для короткой); на валютный долг ОДК приходится около 16% совокупного долгового портфеля.

Структура управления

Основными собственниками ОДК являются Государственная корпорация «Ростех» (91,5%), Российская Федерация через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (6%) и АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (2,5%). В совет директоров Компании входит семь человек: А.В. Артюхов (генеральный директор ОДК), один независимый директор и пять человек, представляющих интересы Государственной корпорации «Ростех». В Компании функционируют комитет по аудиту, комитет по бюджету, комитет по стратегии и комитет по кадрам и вознаграждениям. Разработана и используется система КПЭ для менеджмента.

Структура Группы

В качестве источника прогноза ряда показателей использовалось подготовленное АКРА уточнение прогноза развития экономики России до 2023 года «Напряженность в мировой торговле может перерасти в экономический спад к концу 2019 года» от 23 июля 2019 года.

Наиболее значимыми дочерними организациями Группы по доле в выручке являются: ПАО «ОДК-УМПО» (23%), ПАО «ОДК-Сатурн» (13%), АО «ОДК-Пермские моторы» (7%), АО «ОДК-Климов» (6%). Стратегически важными для ОДК являются все дочерние и зависимые компании по разработке и производству газотурбинных двигателей. Для проблемных активов есть программа финансового оздоровления; имеются сделки со связанными сторонами среди зависимых организаций, однако они носят обоснованный характер.

Финансовая прозрачность

Компания публикует финансовую отчетность по МСФО (публичная версия сокращена, но основная информация в ней раскрыта), аудитор — ООО «Нексиа Пачоли». Учитывая отраслевую специфику Компании и отсутствие в публичном доступе операционных показателей ее деятельности, АКРА оценивает финансовую прозрачность ОДК на среднем уровне.

Финансовый риск-профиль

Основные предпосылки прогнозирования финансовых показателей и принципы их учета в рейтинговой модели

В рамках рейтингового анализа АКРА построило финансовую модель денежных потоков ОДК на период с 2019 по 2022 год. В качестве основных предпосылок для модели использовались как данные Компании, так и оценки Агентства. Для прогнозирования объема производимой продукции был проведен анализ эксплуатационных характеристик двигателей ОДК и моделей военной техники, на которые они устанавливаются. Из общедоступных источников была получена информация по объему рынка самолетов и вертолетов с двигателями, произведенными ОДК. С учетом среднего срока службы до капитального ремонта была спрогнозирована потребность в новых двигателях и в их капитальном ремонте. Был проведен также анализ портфеля крупных заказов (для внутреннего рынка и на экспорт) и технико-экономических характеристик машин, на которые устанавливаются двигатели ОДК, в результате чего были сделаны соответствующие корректировки прогнозного объема производства.

В рамках рейтинговой модели финансовые показатели Компании усреднялись путем взвешивания. Наибольшие веса — по 30% — имели показатели 2019 и 2020 годов; показателям 2018 и 2021 годов были присвоены веса, равные 15%; на показатели 2017 и 2022 годов пришлось по 5%. При расчете коэффициентов ликвидности учитывались только прогнозные показатели 2020-го, 2021-го и 2022-го в соотношении 60%–30%–10% соответственно.

Финансовый риск-профиль Компании оценивается как приемлемый и характеризуется высокими показателями рентабельности и крупным размером бизнеса. Оценку сдерживают слабый денежный поток Компании, средние показатели долговой нагрузки и обслуживания долга, а также ликвидности.

Размер и рентабельность

Размер Компании оценивается как крупный.
Рентабельность Компании оценивается как высокая.

По итогам 2018 года показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов Компании достиг 56 млрд руб., что соответствует крупному размеру бизнеса (по методологии АКРА). Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов в 2016–2018 годах находилась в диапазоне 23–25%, что является высоким показателем с учетом отраслевой принадлежности ОДК. Согласно прогнозу АКРА, в 2019–2022 годах среднее значение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов составит 21%.

Долговая нагрузка и обслуживание долга

Долговая нагрузка Компании оценивается как средняя.
Покрытие процентных платежей Компании оценивается как среднее.

На конец 2018 года отношение долга к FFO до чистых процентных платежей составляло 3,47х, а на конец 2019 года, по оценкам АКРА, долговая нагрузка снизилась до 3,29х (умеренный показатель по методологии АКРА) вследствие погашений, произведенных в 2019 году. Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам по итогам 2018 года составило 4,81х, что оценивается как средний показатель. АКРА ожидает, что в прогнозном периоде (с 2020 по 2022 год) отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам останется на текущем уровне.

Компания озвучила планы по возможному снижению долговой нагрузки в том числе за счет предоставления ей государственной субсидии на погашение проблемных кредитов (что предусмотрено программой финансового оздоровления ОДК). В ближайшие годы, по мнению АКРА, существенный рост долговой нагрузки Компании маловероятен, учитывая значительную долю бюджетных и собственных средств в финансировании инвестиционной программы, а также специфику графика погашения долговых обязательств (пик погашений приходится на 2020-й, а далее этот показатель снижается).

Около 84% кредитного портфеля Компании представлено рублевыми заимствованиями. Основными кредиторами ОДК являются ПАО Сбербанк (AAA(RU), прогноз «Стабильный») и АО АКБ «НОВИКОМБАНК» (A(RU), прогноз «Стабильный»). Компания имеет доступ на рынок облигаций: на облигационные выпуски приходится 15% совокупных долговых обязательств ОДК (около 33 млрд руб.).

Ликвидность и денежный поток

Ликвидность Компании оценивается как средняя.
Денежный поток Компании оценивается как слабый.

В основе подходов к управлению ликвидностью и финансами — регламенты Государственной корпорации «Ростех», утвержденные ОДК. Компания использует систему cash-pooling, при которой остатки денежных средств предприятий Группы на ежедневной основе аккумулируются на мастер-счете ОДК, а впоследствии перераспределяются между предприятиями Группы в соответствии с запланированными ими расходами.

У Компании есть доступ как к внешним, так и к внутренним источникам ликвидности, а объем доступных кредитных лимитов в российских банках составляет 113 млрд руб. Отрицательное давление на показатели Компании оказывает наличие пиков погашений долговых обязательств в 2020 году.

Рисунок 1. График погашения долговых обязательств (млн руб.)

Источник: данные ОДК

Значительный отрицательный свободный денежный поток (FCF) ОДК обусловлен дивидендными выплатами и затратами на инвестиционную программу. Средневзвешенная рентабельность Компании по FCF в период с 2017 по 2022 год находится на уровне -10,5% с переходом в положительную область в 2021–2022 годах. Средневзвешенное отношение капитальных затрат к выручке за 2016–2018 годы составляет 11%, а после 2019 года ожидается снижение данного показателя до 5–6%. За анализируемый период (2016–2022 годы) максимальные инвестиционные затраты пришлись на 2019 год и составили 46 млрд руб. Дивидендная политика Компании определяется ее ключевым акционером — Государственной корпорацией «Ростех». В прогнозном периоде (с 2020 по 2022 год) Компания планирует ежегодно выплачивать дивиденды на уровне от 7 до 8 млрд руб.

Поддержка

Государство

Высокую системную значимость ОДК для государства определяют указанные ниже факторы.

  • Принадлежность к стратегически важным рынкам: предприятия ОДК исполняют контракты в рамках гособоронзаказа, военно-технического сотрудничества и федеральных целевых программ. Благодаря ОДК Россия входит в число нескольких стран в мире, имеющих технологии производства газотурбинных двигателей. Ежегодный объем выручки Группы от выпуска военной продукции (как для внутреннего рынка, так и для внешнего) в течение последних трех лет оценивается более чем в 150 млрд руб.
  • Потенциальное влияние дефолта ОДК на экономику РФ: в случае дефолта Группы у предприятий, входящих в ее состав, возникнут сложности в расчетах с поставщиками и подрядчиками. Это окажет негативное влияние на сектор машиностроения и смежные отрасли.
  • Риски для бюджета: предприятия Группы производят продукцию по международным контрактам, невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических и репутационных рисков.

Общая сумма бюджетного финансирования инвестиционной программы за 2019–2021 годы составляет 23,6 млрд руб. Компанией также были получены субсидии в рамках различных постановлений Правительства РФ, гарантии по выпущенным облигациям (на 33,2 млрд руб. за последние три года) и субсидии на частичное покрытие процентных расходов по ним.

Деятельность Компании напрямую и косвенно (через долю Государственной корпорации «Ростех) контролируется государством. Ключевые решения принимаются в целях обеспечения исполнения государственного оборонного заказа. Уровень цен на продукцию военного назначения определяется государством и гарантирует обеспечение определенного уровня доходности, превышающего понесенные Компанией затраты.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: поддержка государства — паритет с РФ минус 3 ступени.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Рейтинговая история

30.12.2019 — AA-(RU), прогноз «Стабильный».

Ключевые допущения

  • реализация Компанией программы капитальных вложений в объеме 96,5 млрд руб. в период с 2019 по 2021 год;
  • отсутствие резкого снижения спроса на продукцию Компании на внутреннем и внешнем рынках;
  • отсутствие существенного колебания цен на продукцию Компании;
  • поддержание высокого качества продукции и отсутствие значительных технических проблем при эксплуатации двигателей, которые могут привести к снижению контрактной базы и репутационным рискам.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «ОДК» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования пресс-релиза по присвоению кредитного рейтинга.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ОДК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «ОДК» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ОДК», не выявлены.

АКРА не оказывало АО «ОДК» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение 1. Сравнительный анализ

Основной компанией для проведения сравнительного анализа является КАМАЗ (рейтинг АКРА — A+(RU), прогноз «Стабильный»), имеющий сопоставимый с ОДК уровень ОСК (bbb+). Основные различия в оценках ОСК между ОДК и КАМАЗом обусловлены более сильной ликвидностью последнего, сильной рыночной позицией и более высоким уровнем корпоративного управления. В то же время ОДК превосходит КАМАЗ по размеру, бизнес-профилю и рентабельности.

Еще одна компания для сравнительного анализа — «Кировский завод» (рейтинг АКРА — BB+(RU), прогноз «Стабильный»), имеющий ОСК на уровне bb+. «Кировский завод» характеризуется более низкими оценками финансового профиля (из-за размера и рентабельности), но при этом более сильной ликвидностью.
У «Кировского завода» значительно более слабый операционный профиль, что обусловлено средним уровнем бизнес-профиля и географической диверсификации и наличием акционерного конфликта (низкая оценка за корпоративное управление).

Таблица 2. Сравнение с сопоставимыми компаниями

Компоненты кредитного рейтинга

Вес

Компоненты

Вес

Компоненты

Вес

 

ОДК

«Кировский завод»

КАМАЗ

Отраслевой риск-профиль

Умеренный риск

0%

Умеренный риск

0%

Умеренный риск

0%

Операционный риск-профиль

a

48%

b+

50%

a

50%

Рыночная позиция

Средняя

Средняя

Сильная

Бизнес-профиль

Сильный

Средний

Средний

Географическая диверсификация

Сильная

Средняя

Сильная

Корпоративное управление

Средний уровень

Очень низкий уровень

Высокий уровень

Финансовый риск-профиль

a-

52%

bbb

50%

bbb-

50%

Размер

Крупный

Меньше среднего

Средний

Рентабельность

 Высокая

Высокая

Средняя

Долговая нагрузка

Средняя

Средняя

Средняя

Обслуживание долга

Среднее покрытие

Среднее покрытие

Среднее покрытие

Ликвидность

Средняя

Сильная

Сильная

Денежный поток

Слабый

Средний

Слабый

ОСК

a-

bb+

bbb+

Поддержка

паритет - 3

0

3

Кредитный рейтинг

AA-(RU)

BB+(RU)

A+(RU)

Приложение 2. Фактические финансовые и расчетные показатели

 

2016

2017

2018

 

 

 

 

Продажи и рентабельность, млн руб.

 

 

 

Выручка

189 578

236 001

244 790

динамика

 

24,5%

3,7%

Валовая прибыль

65 133

87 559

81 512

рентабельность

34%

37%

33%

FFO до фиксированных платежей и налогов

45 946

63 376

59 514

рентабельность

24%

27%

24%

FFO до чистых процентных платежей и налогов

43 376

59 595

56 143

рентабельность

23%

25%

23%

Чистая прибыль

19 001

33 063

13 660

рентабельность

10%

14%

6%

Баланс, млн руб.

 

 

 

Внеоборотные активы

77 480

122 629

134 090

Чистый оборотный капитал

69199

56 119

113 343

Скорр. денежные средства

33 608

58 355

60 835

Капитал

15944

123 902

164 357

Общий долг

133 144

145 884

186 011

Скорр. общий долг

133 144

147 718

186 935

Денежные потоки, млн руб.

 

 

 

FFO

28 530

45 649

43 044

CFO

35 725

16 951

-35 304

Капитальные затраты + НМА

-17 733

-25 197

-29 570

Выплата дивидендов

-123

-137

-967

FCF

17 869

-8 383

-65 841

рентабельность

9,4%

-3,6%

-26,9%

NFCF

9 978

19 982

1 303

Долговая нагрузка и ликвидность

 

 

 

Общий долг / FFO до чистых процентных платежей

3,3

2,5

3,5

Скорр. общий долг / FFO до фиксированных платежей

3,3

2,6

3,5

FFO до чистых процентных платежей / Процентные платежи

3,3

4,3

4,8

FFO до фиксированных платежей / Фиксированные платежи

3,3

4,3

4,8

Коэффициент краткосрочной ликвидности

 

 

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Антон Гейзе
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 128
Олег Моргунов
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 175
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.