Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен сравнительно высокими показателями развития экономики, неравномерным графиком погашения долга и ограниченной гибкостью бюджетных расходов.
Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Неравномерный график погашения долга. Долговая нагрузка бюджета Города достаточно высока: на конец 2019 года долг составил 46% его текущих доходов (83% налоговых и неналоговых доходов, ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов в виде трансфертов, традиционно характерных для бюджетов муниципальных образований. На конец текущего года указанные показатели прогнозируются на уровнях 41% и 73%.
График погашения долга неравномерен по причине регулярного использования краткосрочных банковских кредитов. По состоянию на начало 2020 года 53% долговых обязательств Города были представлены краткосрочными банковскими кредитами (также незначительная часть приходилась на бюджетные кредиты). На момент проведения анализа Нижний Новгород заключил новые кредитные договоры, срок которых, однако, не превышает года; в настоящий момент часть долга рефинансирована. Процентные расходы необременительны: ежегодно они не превышают 4% расходов без учета субвенций.
Нижний Новгород практикует заключение лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка. Обязательства предприятий и организаций, принадлежащих Городу, не создают значимой нагрузки на его бюджет.
Среднемесячные остатки на счетах бюджета Нижнего Новгорода в течение 2019 года не покрывали значительного объема его ежемесячных расходов. Остатки средств на начало года также не покрывали объем долга, подлежащий погашению в 2020 году. В управлении ликвидностью Город использует средства УФК, а для экономии процентных расходов по возможности замещает кредитные средства на более дешевые.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов обусловлена зависимостью от трансфертов. Усредненная1 доля ННД без учета субвенций составит в 2016–2020 годах 67%. Основные поступления ННД в бюджет Нижнего Новгорода обеспечивают НДФЛ (52% в 2019 году), налог на имущество (14%) и доходы от арендных платежей (13%). С октября 2019 года в бюджет Города зачисляется 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В связи с этим с 2020 года поступления по налогам на совокупный доход возрастут более чем в два раза и станут сопоставимыми с поступлениями от налога на имущество.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
На конец 2019 года соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составило 0,08. Усредненное соотношение в 2016–2020 годах также составит 0,08.
Капитальные расходы Города традиционно очень высоки — в указанный выше период составляют 38% расходов без учета субвенций, — однако их основная часть финансируется за счет вышестоящих бюджетов.
Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО. Средняя номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в Городе почти в четыре раза превышает прожиточный минимум Нижегородской области. Безработица, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в Нижегородской области находится на низком уровне.
Ключевые допущения
- стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ;
- возможное сокращение доли капитальных расходов, сопровождающееся снижением трансфертов на капитальные расходы;
- продолжение практики заключения лизинговых договоров для финансирования развития транспортной инфраструктуры Города.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы;
- привлечение кредитных средств с более длинными сроками погашения.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
- изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
- рост долговой нагрузки на бюджет Города.
Рейтинги выпусков
Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.