Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой с минимальным риском рефинансирования.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). ВРП Республики по итогам 2018 года составил 2,9% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкая долговая нагрузка наряду с некоммерческим характером долга. На 01.01.2020 совокупный долг Республики составил 93,7 млрд руб. (35% текущих доходов). Исходя из параметров закона о бюджете, по итогам 2020 года данный показатель снизится до 33%.
В долговом портфеле Региона 90% приходится на бюджетные кредиты, основная доля которых (порядка 70%) погашается после 2024 года. Оставшиеся 10% долга — это гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. Учитывая плавный график погашения долга Республики, риски рефинансирования обязательств оцениваются как минимальные. Расходы на обслуживание долга в 2020-м сохранятся на уровне 2019 года и не превысят 0,03% от совокупных расходов.
Значительный объем ликвидности бюджета. Высокая оценка ликвидности обусловлена существенным объемом средств на счетах Республики: на 01.01.2020 остатки на счетах и объем средств, размещенных на депозитах, составили в совокупности 36,7 млрд руб. За последние 18 месяцев остатки на счетах (по состоянию на конец месяца) в среднем двукратно превышали объем ежемесячных расходов бюджета Региона. Доходы от размещения средств бюджета по итогам 2019 года составили порядка 4,2 млрд руб., что более чем втрое превышает аналогичный показатель 2018 года.
Накопленной Республикой ликвидности достаточно для погашения долга в ближайшие шесть лет, однако ее закон о бюджете предполагает использование накопленных средств для финансирования дефицита республиканского бюджета, запланированного на 2020 год.
Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. В течение последних трех лет бюджет Республики исполнялся с профицитом. По итогам 2019-го профицит составил 5% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), что эквивалентно 13,7 млрд руб.
Доходы бюджета за 2019 год выросли на 3% (9,2 млрд руб.). Прирост ННД составил 6% и был обеспечен поступлениями по налогу на прибыль, увеличившимися на 7% (7,4 млрд руб.) к показателю 2018 года, поступлениями по НДФЛ (+6%, или 3,1 млрд руб.) и возросшими на 9% (3,0 млрд руб.) поступлениями от уплаты акцизов. Безвозмездные поступления в региональный бюджет сократились по итогам года на 11% (5,0 млрд руб.), а расходы бюджета увеличились на 0,04% (108 млн руб.).
Усредненная1 доля собственных доходов в 2017–2019 годах достигла 88% и в период с 2020 по 2022 год практически не изменится. Доля капитальных расходов Республики составит в среднем 38% в 2016–2020 годах и не претерпит существенных изменений до 2022 года. Такое высокое значение показателя говорит о возможностях Республики маневрировать расходами бюджета. Модифицированный бюджетный дефицит преимущественно положителен, а значит Регион не испытывает потребности в привлечении дополнительного долгового финансирования.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
По прогнозам Республики, в 2020 году ННД сократятся на 6%, а расходы вырастут на 13%. В результате ожидается дефицит бюджета в 15% ННД, который планируется полностью финансировать за счет накопленной ликвидности. В таком случае будут использованы все накопленные Регионом средства, что АКРА расценивает как маловероятный сценарий (в базовом сценарии АКРА закладывает дефицит на уровне 10% ННД).
В среднесрочной перспективе, по оценкам АКРА, вероятность возникновения потребности в адресной финансовой поддержке компаний и финансовых организаций, имеющих стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящих от ее бюджета, не является высокой.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2018 по 2019 год порядка 32% налоговых поступлений в бюджет Республики обеспечивает добыча нефти и газа. По итогам 2018-го девять из двадцати крупнейших по выручке предприятий Региона были задействованы в этой сфере. Порядка 7% налоговых поступлений приходится на производство химических веществ и химических продуктов, а 10% — обеспечиваются оптовой и розничной торговлей.
Усредненный ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 109%. АКРА отмечает, что реальный и подушевой ВРП Республики в 2014–2018 годах в целом росли быстрее, чем в среднем по стране. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах превышало 350%. По итогам 2019-го усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 3,4%.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета Республики с дефицитом не более 10% ННД по итогам 2020 года;
- отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- возникновение необходимости предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
- нарушение Республикой правил реструктуризации бюджетных кредитов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.