АКРА подтвердило следующие рейтинги Словацкой Республики (далее — Словаки) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A+ и в национальной валюте — A+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1;
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Негативный», в национальной валюте — «Негативный».
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12-18 месяцев.
Изменение прогноза по суверенному кредитному рейтингу обусловлено существенной зависимостью экономического роста в стране от спроса на внешних рынках, который замедляется в связи с пандемией коронавируса (COVID-19). Масштабы итогового влияния на экономику Словакии будут зависеть от продолжительности замедления национальной экономики и степени приостановки экономической активности. АКРА отмечает возможность предоставления помощи ЕС, которая может частично компенсировать ожидающееся снижение доходов и рост государственных расходов. АКРА будет пристально следить за ситуацией.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенные кредитные рейтинги Словакии на уровне A+ обусловлены относительно высоким уровнем благосостояния экономики, которая в последние несколько лет росла быстрыми темпами, сильным состоянием государственных финансов, умеренным уровнем госдолга, устойчивой внешней позицией и сильными институциональными факторами. Однако, перспективы роста ВВП страны вызывают обеспокоенность в силу высокого уровня концентрации экономики в автомобильной промышленности, что несет в себе отраслевые риски и риски, связанные с напряженностью в мировой торговле. Более того, экономический потенциал страны сдерживается сокращением численности рабочей силы и снижением уровня ее качества, а также небольшим размером и существенной степенью открытости ее экономики. Последний фактор делает страну крайне подверженной негативным последствиям пандемии COVID-19.
До начала пандемии экономическая конъюнктура складывалась для Словакии благоприятно. В последние пять лет темпы роста экономики превышали 3% (3,3%, при среднем показателе в ЕС на уровне 2,1% в год). Благодаря стремительной индустриализации, стратегически выгодному положению в центре Европы, большому притоку прямых иностранных инвестиций, избытку дешевой и квалифицированной рабочей силы, доступу к структурным фондам ЕС, уровень благосостояния в Словакии сравнялся со средним уровнем в странах ЕС. По этому показателю страна в настоящее время находится на третьем месте (36 640 международных долларов) среди других стран ЕС в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Благодаря росту экономики опережающими темпами безработица снизилась до рекордных значений, а инфляция превысила наблюдаемый в странах ЕС средний уровень. Однако, согласно недавно опубликованному Национальным банком Словакии (НБС) среднесрочному прогнозу, к концу этого года от 75 000 до 130 000 человек, или от 2,7% до 4,7% рабочей силы в стране, могут остаться без работы.
АКРА ожидает, что экономический рост в стране замедлится и в 2020 году будет отрицательным на уровне 5-10%. В первую очередь это обусловлено рисками, связанными с пандемией COVID-19, которая затрагивает экономику страны и ее основных торговых партнеров. Степень открытости экономики Словакии является самой высокой из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ): среднее соотношение экспорта и импорта к ВВП в 2019 году составило 93%. Более того, экономика страны характеризуется высоким уровнем концентрации на автомобильной отрасли, которая серьезно пострадала от пандемии. Остановка производства на некоторых автозаводах в стране негативно сказывается на экономике Словакии. В более долгосрочной перспективе автопроизводители в Словакии столкнутся с такими серьезными изменениями в отрасли, как рост использования электромобилей, развитие экономики совместного пользования и появление беспилотных автомобилей. Отсутствие реакции на эти вызовы со стороны игроков автомобильной отрасли страны может привести к существенным негативным последствиям для экономического роста и уровня занятости в Словакии в долгосрочной перспективе.
Еще одним долгосрочным фактором является качество и численность рабочей силы, которая может сократиться в силу негативных демографических тенденций. Отрицательными факторами, сказывающимися на качестве рабочей силы, являются «утечка мозгов», более слабая система образования по сравнению с другими странами ЦВЕ, а также недостаточный уровень расходов на НИОКР. Все это несет в себе риски для конкурентоспособности страны.
Благоприятная экономическая конъюнктура, членство в еврозоне и строгое соблюдение бюджетного правила на уровень госдолга оказали положительное влияние на государственные финансы Словакии. Высокие темпы роста ВВП в последние несколько лет привели к снижению соотношения консолидированного долга расширенного правительства к ВВП (54,7% в 2013 году). Значение этого показателя по состоянию на конец 2019 года нами оценивается на уровне 49%.
Тем не менее, в 2020 году ожидается ухудшение состояния государственных финансов. Сокращение налоговых доходов вследствие отрицательного роста ВВП в сочетании с ростом социальных расходов и снижением налогов перед парламентскими выборами в феврале 2020 года, вероятно, приведут к увеличению соотношения долга к ВВП Словакии до 50%-60% по итогам 2020 года в зависимости от продолжительности и степени снижения экономической активности. Согласно последнему прогнозу Совета по бюджетной дисциплине, дефицит бюджета в 2020 году может вырасти до 8,7% ВВП вследствие снижения налоговых поступлений и пакета фискальных мер на уровне 1% ВВП в месяц на период пандемии, о введении которых объявило правительство для поддержки экономики страны. АКРА отмечает, что в итоге размер дефицита может быть меньше благодаря трансфертам из ЕС, размер которых может превысить 4 млрд евро (остаток средств из фондов ЕС, выделенных Словакии, но не использованных страной).
Несмотря на высокую долю нерезидентов среди держателей госдолга (около 58% на конец 3 кв. 2019 года), мы не считаем это поводом для обеспокоенности. Это связано с тем, что Словакия является членом монетарного союза, валюта которого обладает статусом резервной. К тому же, запущенная ЕЦБ в 2012 году программа прямых денежных операций (ОMT) предусматривает наличие условных гарантий по государственным облигациям.
Риски реализации условных обязательств находятся под контролем. Размер государственных гарантий является одним из самых низких в странах ЦВЕ, но в период вызванного пандемией кризиса может вырасти не более чем на 0,5 млрд евро в месяц. Риски реализации условных обязательств в банковском секторе нивелируются высокой достаточностью капитала и высоким качеством активов. Кроме того, эффективные макропруденциальные меры, принимаемые Национальным банком Словакии (НБС), и рост доходов домохозяйств, сопровождавшийся сопоставимым ростом цен на недвижимость, сдерживают увеличение соотношения долга домохозяйств к ВВП. Риск реализации условных обязательств нефинансового сектора оценивается как низкий. В сравнении с другими странами ЦВЕ и в среднем с ЕС доля долга нефинансовых компаний в Словакии ниже.
Поскольку евро обладает статусом резервной валюты, внешний долг страны выражен преимущественно в национальной валюте. Поэтому внешняя позиция Словакии остается устойчивой. При этом рост внешнего долга, который достиг отметки 112% ВВП в 2019 году (85% ВВП в 2015 г.), был в основном связан с увеличением объема иностранных депозитов в НБС. Счет текущих операций Словакии и чистая инвестиционная позиция страны в 2019 году были умеренно отрицательными (-2,9% ВВП и -66% ВВП, соответственно). Однако, такие показатели скорее характерны для принятой модели роста экономики, основанной на активном привлечении прямых иностранных инвестиций, нежели являются результатом отрицательного сальдо торгового баланса.
По используемой АКРА шкале институциональные факторы оцениваются на уровне выше среднего, но находятся при этом ниже, чем у стран с аналогичным уровнем кредитоспособности. Самым сильным сдерживающим фактором для Словакии является относительно низкая оценка по показателю контроля над коррупцией (Control of Corruption) — один из рассчитываемых Всемирным банком индикаторов качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators). Согласно результатам опроса Всемирного экономического форума в 2017-2018 гг., 19,1% респондентов назвали коррупцию самым проблемным фактором в ведении бизнеса. Словакия в 2018 году также занимала 50-е место (первое место соответствует самому низкому уровню коррупции) в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной неправительственной организацией Transparency International для 180 стран.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Словакии определен на уровне A+. Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста.
Присвоенный кредитный рейтинг на уровне A+ совпадает с Индикативным, так как суммарный эффект положительных корректировок нивелирован суммарным эффектом отрицательных. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Сокращение государственного долга;
- Рост числа резидентов среди держателей государственного и частного долга;
- Существенное повышение качества государственного управления.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Увеличение государственного долга;
- Возникновение потенциально серьезных внешних или отраслевых шоков и обстоятельств, которые могут привести к снижению темпов экономического роста;
- Риск выхода отдельных стран из еврозоны.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Словакии по международной шкале на основе Методология присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале , а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Словакии были опубликованы АКРА 25 октября 2019 года. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Словакии не принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало суверенному правительству Словакии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.