Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень гибкости и сбалансированности бюджета в совокупности с большой долей капитальных расходов и существенные финансовые резервы областного бюджета.

Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. Валовый региональный продукт (ВРП) Области без учета автономных округов составляет 1,5% совокупного ВРП регионов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2016–2018 годах усредненное1 значение данного показателя в 1,4 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2016–2019 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 3,6 раза до 4 раз), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2017–2019 годах был ниже среднероссийского показателя.

Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений; значительная доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности. Бюджет Тюменской области характеризуется высокой долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): в период с 2016 по 2020 год усредненное соотношение указанных показателей составит 97%.

Отношение баланса текущих операций к текущим доходам за рассматриваемый период составляет 25%, что свидетельствует о достаточном уровне текущих доходов для покрытия текущих расходов.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2016–2020 годах составит 29%. Регион финансирует 95% своих капитальных расходов за счет собственных средств.  

Договор, заключенный между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов, регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО

В связи с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой АКРА ожидает снижения налоговых и неналоговых доходов (ННД) Тюменской области, прежде всего поступлений по налогу на прибыль от нефтегазовых предприятий Области, ХМАО-Югры и ЯНАО. Высокая гибкость бюджетных расходов, очень низкий уровень долговой нагрузки и значительный объем накопленной ликвидности окажут поддержку бюджету при реализации негативного сценария.

Минимальный уровень долговой нагрузки. По итогам 2019 года долг Тюменской области составил 3,02 млрд руб., а отношение долга к текущим доходам — 1,7%. АКРА ожидает, что в 2020 году указанное соотношение останется на низком уровне, несмотря на возможное сокращение доходов областного бюджета.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета.

На 01.03.2020 долг Тюменской области составил 2,99 млрд руб. Бюджетный кредит, который подлежит погашению в период с 2025 по 2034 год, составляет 11% долга, оставшаяся часть приходится на государственные гарантии по обязательствам предприятий Области.

Долговая нагрузка муниципальных образований в 2016–2019 годах снижалась, отношение совокупного долга к совокупной величине ННД муниципальных образований в 2019 году составило 0,04%. Абсолютное значение долга муниципальных образований сокращалось при растущих ННД в указанном периоде.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. Тюменская область обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.03.2020 многократно превышает объем совокупного долга и почти в шесть раз превышает среднемесячные расходы бюджета в 2019 году.

Ключевые допущения

  • пересмотр расходных статей бюджета при сокращении поступлений по налогу на прибыль в 2020-м не более чем на 40% относительно планового значения;
  • снижение капитальных расходов на сумму недополученных поступлений;
  • сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;
  • сокращение ликвидности до уровня ниже ежемесячных расходов бюджета;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тюменской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тюменской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.