Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен стабильными экономическими показателями городской экономики и ограниченными возможностями по увеличению доходной базы бюджета Города. Поддержку кредитному рейтингу оказывают устойчивый поток налоговых поступлений в бюджет от промышленного сектора Города. Рейтинг сдерживается низкой операционной эффективностью бюджета в совокупности с потребностью в привлечении долгового финансирования для обеспечения текущих расходов.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Население города в 2019 году составило 228 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Невысокая долговая нагрузка на фоне рисков рефинансирования и недостаточной ликвидности. По состоянию на 01.01.2020 совокупный объем долга Города составлял 851 млн руб. Долг на 64% состоит из бюджетных кредитов, оставшаяся часть приходится на коммерческие кредиты. Основная часть долга подлежит погашению в 2020–2022 годах. 29% долга подлежит погашению в 2020 году, включая часть бюджетных кредитов, досрочно погашаемую в результате нарушения дополнительных соглашений с Минфином Иркутской области. Братск будет постепенно замещать бюджетные кредиты коммерческим долгом, что увеличит стоимости обслуживания долга.
Долговая нагрузка на городской бюджет невысока: на конец 2019 года долг Города составил 12% его текущих доходов или 34% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований. На конец текущего года указанные показатели прогнозируются на уровнях 16% и 43% соответственно. Процентные расходы необременительны: ежегодно они не превышают 1% расходов без учета субвенций.
Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2019 года не покрывали значительного объема его ежемесячных расходов. Остатки средств на начало года также не покрывали объем долга, подлежащего погашению в 2020 году. Для покрытия кассовых разрывов Город использует средства УФК. Недостаточная ликвидность не позволит избежать возможных рисков рефинансирования долговых обязательств Братска.
Умеренно-слабый бюджетный профиль с низкой операционной эффективностью и отрицательным модифицированным бюджетным дефицитом. По итогам 2019 года бюджет Города был исполнен с дефицитом 5% ННД (121 млн руб.). Доходы и расходы выросли на 15%. ННД Города сократились на 2% (55 млн руб.) в основном из-за снижения поступлений от земельного налога с организаций, связанного с перерасчетом кадастровой стоимости земель. Трансферты увеличились на 26% (1 млрд руб.) по сравнению с показателем 2018 года.
Усредненная1 доля ННД без учета субвенций составит в 2016–2020 годах 67%. Основная часть ННД в бюджете Братска формируется за счет поступлений от НДФЛ (52% в 2019 году), налога на совокупный доход (14%) и налога на имущество (9%).
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Как и в 2016–2020 годах, на конец 2019 года соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составило около нуля. Модифицированный бюджетный дефицит отрицателен, его усредненное значение за период с 2016 по 2020 год составит -0,03.
Решение о бюджете Города предполагает, что в 2020 году дефицит бюджета составит 11% ННД (283 млн руб.). Средства на его финансирование планируется привлечь в виде банковских займов. В результате этого долг по итогам 2020 года может увеличиться на 30% относительно конца 2019 года и достигнуть 1,1 млрд руб.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», ПАО (ПАО «РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 28%).
По итогу 2019 года усредненная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в 3,5 раза превысила прожиточный минимум Иркутской области.
Ключевые допущения
- дефицит бюджета не более 11% ННД по итогам 2020 года;
- сохранение доли капитальных расходов в 2020 году на уровне 2019 года;
- рефинансирование бюджетных кредитов коммерческими займами.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы;
- привлечение кредитных средств с более длинными сроками погашения;
- исполнение бюджета без дефицита по итогам 2020 года;
- значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня операционной эффективности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
- снижение величины модифицированного бюджетного дефицита ниже текущих значений;
- рост долговой нагрузки на бюджет Города.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Братска, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были