Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) обусловлен высоким уровнем системной значимости Компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства (согласно методологии АКРА). Кроме того, Компания имеет сильные рыночные позиции, высокий уровень корпоративного управления, сильную географическую диверсификацию, сильную ликвидность и средние показатели оценки бизнес-профиля, размера, рентабельности бизнеса, денежного потока, долговой нагрузки и обслуживания долга. Изменение прогноза на «Негативный» обусловлено высокой неопределенностью перспектив рынка грузового автотранспорта в связи с кризисными явлениями в экономике.
КАМАЗ — лидирующая компания на российском рынке грузовых автомобилей. В 2019 году доля КАМАЗа в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн составила 44%, в том числе на рынке шасси и спецтехники — 64%, самосвалов — 44%, бортовых автомобилей — 78%, седельных тягачей — 27% (в т. ч. магистральных седельных тягачей — 23%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Системная значимость КАМАЗа и степень влияния государства на Компанию оцениваются как высокие. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важном для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, автомобильная отрасль обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов — одно рабочее место в данном секторе создает от десяти и более рабочих мест в смежных отраслях. КАМАЗ относится к градообразующим предприятиям. Компания на постоянной основе получает очень сильную прямую поддержку от государства в виде льготных займов, льгот по налогу на имущество, софинансирования НИОКР, государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, льготного финансирования экспортных контрактов и т. д.
Средние оценки долговой нагрузки и обслуживания долга. В 2018–2019 годах произошло значительное увеличение общего долга Компании, что было связано с ростом ее лизингового портфеля, консолидацией долгов Группы ОАТ (вошедшей в состав КАМАЗа в феврале 2018 года), а также с плановым пиком капитальных расходов. Компания разместила облигационные займы, обеспеченные госгарантией, в 2015–2018 годах в связи с истечением законодательно установленного срока размещения таких облигаций в 2018 году, в результате чего сформировалась избыточная подушка ликвидности. С учетом субсидии по процентным ставкам эффективная процентная ставка по портфелю облигационных займов, обеспеченных госгарантией (на сумму 35 млрд руб., 35% долгового портфеля Компании) составляет на текущий момент 3,5%, что оправдывает хранение избыточных денежных средств на неснижаемом остатке на расчетных счетах, ставка по которым существенно выше. К концу 2019 года значительно вырос портфель облигационных займов, привлеченных для финансирования лизинговых платежей (28,4 млрд руб., 28,4% долгового портфеля), что было обусловлено быстрым увеличением лизингового портфеля Компании (продажи автомобилей в лизинг выросли с 1,8 тыс. шт. в 2017-м до 4,5 тыс. шт. в 2019-м). В связи со значительной долей долга, привлеченного для финансирования лизинга, АКРА учитывает доходы от лизинга в составе FFO при расчете показателей долговой нагрузки и обслуживания долга.
В 2019 году продажи автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью свыше 8 тонн снизились до 35,5 тыс. шт. по сравнению с 38,4 тыс. шт. в 2018-м, что стало в значительной степени результатом переноса сроков принятия решения по субсидиям на газомоторный транспорт и привело к снижению FFO Компании. Также Компания недополучила субсидии на газомоторный транспорт, что отразилось и на ее рентабельности. В то же время ожидается, что недополученные субсидии за 2019 год будут выплачены в текущем году, в связи с чем АКРА учитывает данные субсидии в составе FFO за 2019 год.
Кризис, вызванный распространением коронавируса, отразится на продажах Компании в 2020 году. Продажи автомобилей грузоподъемностью свыше 14 тонн на российском рынке снизятся до 40 тыс. шт. (63 тыс. шт. в 2019-м), в то же время доля рынка КАМАЗа в этом сегменте вырастет с 44 до 56%. Это будет обусловлено повышением цен на импортную технику в результате валютной переоценки, а также значительным периодом остановки производства в Европе (при этом мощности КАМАЗа в рамках карантинных мер были приостановлены всего на одну неделю, после чего возобновили производство с полной загрузкой). Полное восстановление объемов рынка (до 65 тыс. шт.) ожидается в 2022 году.
Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2017 по 2022 год составит, по оценкам АКРА, 8,6х. Очень высокое значение этого показателя при оценке долговой нагрузки компенсируется очень высокой качественной оценкой долга (он имеет очень высокую дюрацию, т. к. погашение порядка 27% долга приходится на период после 2029 года) и наличием госгарантий по значительной части долгового портфеля. Кроме того, АКРА учитывает средний показатель отношения общего долга Компании к капиталу (средневзвешенный за 2017–2022 годы показатель составит 1,8х). По значительной части долга предусмотрены государственные субсидии по процентным платежам (от 70 до 90% ключевой ставки), а также льготные процентные ставки по ряду займов, благодаря чему средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (за вычетом субсидий) в период с 2017 по 2022 год составит 1,8х. С учетом экономически обоснованной избыточной подушки ликвидности при оценке уровня обслуживания долга АКРА ориентируется на средневзвешенный показатель отношения FFO до чистых процентных платежей к чистым процентным платежам (за вычетом субсидий), который в период с 2017 по 2022 год, по оценке Агентства, составит 2,4х.
Сильная ликвидность поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах Компании, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям. Данные источники более чем на 100% покрывают объем погашения долга вплоть до 2029 года. Качественная оценка ликвидности также определяется как высокая благодаря комфортному графику погашения долговых обязательств в среднесрочной перспективе и диверсифицированным источникам финансирования.
Средний уровень денежного потока Компании определяется значительным объемом капитальных вложений, поскольку в настоящее время КАМАЗ проходит пик инвестиционного цикла. При оценке денежного потока АКРА учитывает запланированную государственную поддержку для финансирования инвестиций Компании на период с 2020 по 2022 год и для снижения долговой нагрузки. Агентство оценивает средневзвешенную рентабельность Компании по FCF на уровне от 0% за период с 2017 по 2022 год при средневзвешенном отношении капитальных расходов к выручке на уровне 5,7%.
Ключевые допущения
- сохранение высокого уровня постоянной господдержки;
- снижение продаж на внутреннем рынке автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью свыше 8 тонн с 35,5 тыс. шт. в 2019-м до 26,4 тыс. шт. в 2020-м и последующий рост до 36,5 тыс. шт. в 2022-м;
- успешная реализация экспортной стратегии Компании, рост экспортных продаж грузовых автомобилей и сборочных комплектов до 7,5 тыс. к 2022-му (на 50% по сравнению с 2019 годом).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост объема продаж Компании ежегодно на 20% по сравнению с прогнозными уровнями на 2020, 2021 и 2022 годы.
- снижение средневзвешенного отношения общий долг/FFO до чистых процентных платежей ниже 5,0х;
- рост средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи выше 5,0х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня постоянной поддержки со стороны государства;
- снижение объема продаж Компании ежегодно на 10% по сравнению с прогнозными уровнями на 2020, 2021 и 2022 годы.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Поддержка: государство — ОСК+3.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-07, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-08, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-09, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-10, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-11, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П01, срок погашения — 04.02.2022, объем выпуска — 7 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П02, срок погашения — 25.03.2022, объем выпуска — 6 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П03, срок погашения — 10.06.2022, объем выпуска — 7 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П04, срок погашения — 06.07.2022, объем выпуска — 3 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П05, срок погашения — 19.10.2022, объем выпуска — 5 млрд руб., — А+(RU).
Ключевые характеристики выпуска серии БО-П06
Заемщик | ПАО «КАМАЗ» |
Кредитный рейтинг эмитента | A+(RU), прогноз «Негативный» |
Фактический эмитент | ПАО «КАМАЗ» |
Тип ценной бумаги | Облигации биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П06 |
Рег. номер / ISIN | 4B02-06-55010-D-001P / RU000A101FR5 |
Объем эмиссии | 1,999 млрд руб. |
Дата начала размещения | 20.02.2020 |
Дата погашения | 19.08.2021 |
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПАО «КАМАЗ». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий БО-П01, БО-П02, БО-П03, БО-П04, БО-П05 и БО-П06 приравнивается к кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ» — А+(RU).
По выпускам эмиссий серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 предусмотрена государственная гарантия на основную сумму долга, в связи с чем АКРА относит данный вид обязательств к I категории возмещения потерь, что подразумевает повышающую корректировку кредитного рейтинга эмиссий на одну ступень относительно кредитного рейтинга ПАО «КАМАЗ» — до уровня AА-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «КАМАЗ» и облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» был опубликован 23.04.2018, кредитный рейтинг выпусков серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 — 14.05.2018, кредитный рейтинг выпуска БО-П01 — 08.02.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П02 — 29.03.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П03 — 13.06.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П04 — 10.07.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П05 — 23.10.2019. Кредитный рейтинг выпуску БО-П06 был присвоен впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «КАМАЗ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «КАМАЗ» принимало участие в процессе их присвоения.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «КАМАЗ», не выявлены.
Показатель обслуживания долга оценивался с отступлением от методологии: с учетом экономически обоснованной избыточной подушки ликвидности при оценке уровня обслуживания долга АКРА использовало показатель отношения FFO до чистых процентных платежей к чистым процентным платежам.
АКРА не оказывало ПАО «КАМАЗ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.