АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Болгария (далее — Болгария) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A- и в национальной валюте — A-;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1;

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». Мы ожидаем, что в условиях умеренно пессимистичного макроэкономического сценария большинство индикаторов риска сохранят устойчивость. Это оказывает поддержку прогнозу по рейтингам Болгарии. В случае появления новой существенной информации о последствиях распространения коронавируса или состоянии внешней среды АКРА может осуществить пересмотр кредитных рейтингов Республики Болгария и/или прогноза по кредитным рейтингам ранее даты, указанной в Календаре планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Болгарии на уровне А- оказывают низкая долговая нагрузка правительства, высокий уровень бюджетных резервов, использование современных бюджетных правил и устойчивость режима валютного правления.

Согласно прогнозу АКРА, снижение ВВП страны в 2020 году составит от -5% до -12%, а уровень безработицы вырастет с 4,2% в 2019 году до 6-12% в 2020 году.  Наиболее сильное снижение ВВП в связи с экономическими последствиями кризиса, вызванного распространением коронавируса (COVID-19), ожидается в тех странах, которые зависят от притока туристов и таких услуг, оказание которых в удаленном режиме невозможно по определению.  По оценкам АКРА, доля в ВВП Болгарии отраслей, которые прямо или косвенно связаны с внешним и внутренним туризмом, превышает 10%. Зависимость от туризма усугубляется тем фактом, что у Болгарии отсутствует возможность возмещения потерь от снижения объемов внешнего туризма за счет внутреннего потребления, как во Франции или Италии. Чистый приток средств от внешнего туризма в Болгарии, как правило, положительный и составляет около 5% ВВП в год. Вследствие этих обстоятельств Болгария наряду с Хорватией, Португалией, Грецией и Испанией входит в пятерку стран ЕС, наиболее пострадавших от снижения внешнего туристического потока.

По мнению АКРА, благодаря сильной бюджетной позиции правительство Болгарии сможет справиться с экономическим шоком, вызванным пандемией. Низкий уровень государственного долга, который на конец 2019 года оценивался на уровне ниже 22% ВВП, дает Болгарии широкие возможности для применения контрциклической бюджетной политики. АКРА ожидает, что дефицит бюджета расширенного правительства по итогам 2020 года составит минимум 5% ВВП (последняя доступная оценка Министерства финансов страны — около 3%). Прогнозируемый уровень дефицита бюджета, а также необходимость погасить в 2020 году госдолг в размере 0,9-1,2% ВВП приведут к потенциальной необходимости привлечения в текущем году нового долга валовым объемом около 6-9% ВВП. По мнению АКРА, правительству, возможно, удастся обеспечить часть своих потребностей в финансировании за счет средств из фондов ЕС и/или собственных ликвидных активов. Существенный размер счета бюджетных резервов (9% ВВП по состоянию на 29 февраля 2020 года) минимизирует риски рефинансирования обязательств, а непредвиденные расходы могут быть профинансированы за счет привлечения меньшего объема долга. На текущий момент рынок государственного долга для правительства Болгарии остается открытым. 13 апреля 2020 года Министерство финансов возобновило эмиссию ценных бумаг в болгарских левах со сроком обращения 10,5 лет и погашением 21 декабря 2029 года. Первоначально эти бумаги были размещены 21 июня 2019 года. В рамках аукциона состоялось успешное размещение ценных бумаг общей номинальной стоимостью 200 млн болгарских левов по средневзвешенной ставке 0,55%; спрос превысил предложение в 1,25 раза.

По мнению АКРА, повышенный дефицит бюджета в 2020 году и части 2021 года не несет в себе особых рисков для долгосрочной стабильности или системы бюджетных правил в Болгарии, которая, вероятно, останется одной из самых современных в странах-членах ЕС. Бюджетные правила Болгарии предусматривают оговорки (escape clauses) и специальные контрциклические компоненты, благодаря которым правительство страны вправе наращивать расходы в условиях рецессии при снижении ВВП в годовом выражении минимум на 3%. Бюджетные правила регламентируют все наиболее важные элементы бюджетной политики, в том числе охватывают все значимые уровни бюджетов, определяют предельные государственные расходы и различные формулировки сальдо бюджета. Текущая версия правил вступила в силу в 2014 году и случаев нарушения пока не отмечено. С 2016 года бюджетное законодательство Болгарии гармонизировано с нормами фискальной политики ЕС. В прошлом Болгария строго придерживалась бюджетных правил, и АКРА ожидает, что эта тенденция сохранится в будущем.

По мнению АКРА, механизм валютного правления в Болгарии выдержит последствия шока, вызванного пандемией. Во-первых, поддержку ему оказывает более чем достаточный объем золотовалютных резервов Болгарского народного банка (БНБ). На конец января 2020 года объем резервов полностью покрывал размер денежной базы страны, а также 27 месяцев докризисного объема чистого экспорта услуг, падение которого может стать самым большим шоком для платежного баланса Болгарии в 2020 году. Во-вторых, объем золотовалютных резервов центрального банка покрывает 72,6% внешнего долга. По состоянию на конец 2019 года, объем внешнего долга Болгарии составил 56,2% ВВП и почти полностью был номинирован в иностранной валюте (85,4% в евро и 10,3% в долларах США). Несмотря на повышенную долю такого долга АКРА отмечает невысокий уровень валютного риска в силу устойчивости механизма валютного правления. В-третьих, приверженность режиму валютного правления в Болгарии поддерживается намерением текущего правительства страны соответствовать критериям присоединения к Европейскому механизму валютных курсов (ERM II) и Европейскому банковскому союзу (EBU), что может стать предпосылкой на пути к возможному вступлению страны в еврозону в 2022 году. Де-факто страна придерживается текущего механизма валютного правления с неизменными параметрами на протяжении длительного времени — с 1997 года. По оценкам АКРА, изменения в структуре активов БНБ (в основном в международных резервах) в период с конца января до 10 апреля 2020 года были положительными: объем евро вырос на 10%.

Обеспокоенность АКРА вызывает уровень условных обязательств правительства в финансовом секторе, который несколько повышен в связи с относительно высоким уровнем просроченной задолженности у банков страны, а также недостаточностью капитала у двух банков в неблагоприятном сценарии, что было выявлено в ходе стресс-теста ЕЦБ в июле 2019 года. Средняя по банкам доля просроченной задолженности в декабре 2019 года составила 6,5%, что выше среднего значения в странах ЕС (около 2,5%). Тем не менее, уровень просроченной задолженности в локальных банках, доля которых в банковской системе страны превышает 20%, в среднем существенно выше этих значений. Данное обстоятельство является важным фактором, поскольку независимые локальные банки не могут рассчитывать на экстраординарную поддержку от материнских банков. АКРА отмечает, что в среднем уровень резервирования до кризиса был относительно высоким, однако масштабы ожидающегося снижения доходов могут привести к существенному ухудшению качества активов в банковской системе. Сейчас платежи по кредитам населения и компаний, затронутых пандемией COVID-19 и соответствующими ограничениями, могут быть отсрочены на срок до шести месяцев, но не позже чем до 31 декабря 2020 года. 10 апреля 2020 года БНБ принял проект Процедуры отсрочки и погашения обязательств перед банками. Утвержденный мораторий предусматривает возможность изменения графика выплаты процентов и погашения основного долга без необходимости вносить изменения в какие-либо основные параметры кредитных соглашений.

Общий уровень качества институтов в Болгарии сопоставим с другими странами Центральной и Восточной Европы, но все индикаторы оценки государственного управления ниже, чем в среднем в ЕС. Тем не менее наблюдается положительная динамика: в целом ряде сфер правительство страны старается соответствовать стандартам ЕС, которые представляют собой устоявшиеся и общепризнанные ориентиры для развития институциональной базы. Сближение
с законодательством ЕС в будущем может крайне положительно сказаться на долгосрочной кредитоспособности Болгарии. Например, БНБ усилил надзор в ходе внедрения рекомендаций Европейской службы банковского надзора (European Banking Authority) на пути в Европейский банковский союз.

АКРА обращает внимание, что, несмотря на активность политической оппозиции (правящая партия в Болгарии пережила четыре голосования о вотуме недоверия в 2018-2020 годах), все участники политического процесса в стране разделяют приверженность ключевым положениям экономической политики, таким как механизм валютного правления и бюджетные правила. В связи с этим, мы не ожидаем изменений в параметрах данных политик в случае смены политических предпочтений в обществе.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Болгарии определен на уровне A+.

Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • долговая устойчивость.

Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:

  • потенциал экономического роста;
  • устойчивость экономического роста;
  • условные обязательства и риск их реализации;
  • доступ к рынкам и источникам фондирования;
  • уязвимость платежного баланса;
  • устойчивость внешнего долга.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Венгрии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне A-. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Существенное улучшение качества активов в банковском секторе.
  • Успешный переход на евро в качестве официальной валюты страны.
  • Существенное совершенствование систем образования и здравоохранения.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Нарушение обязательств по использованию важных элементов экономической политики: валютный совет, бюджетное правило.
  • Неспособность правительства оказать адекватную поддержку населению и бизнесу, что приведет к затяжному периоду безработицы.
  • Политическая неопределенность, ведущая к приостановке процессов интеграции в еврозону.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Болгарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Болгарии были опубликованы АКРА 31 октября 2019 года. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Болгарии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало суверенному правительству Болгарии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.