Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

4

Оценка финансового профиля

Итоговая оценка финансового профиля2

3

Кредитный рейтинг

A+(RU)

Прогноз

«Стабильный»

Краткая информация о регионе

Алтайский край (далее — Алтайский край, Край, Регион) расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами РФ и Казахстаном. В 2018 году в Регионе проживало 1,6% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составлял 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ.

По объему отгруженной продукции сельского хозяйства Край занимает первое место среди российских регионов, расположенных восточнее Уральских гор. На территории Региона создан и развивается туристско-рекреационный кластер «Белокуриха». В Алтайском крае расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — «Новоалтайск» и «Заринск».

Крупнейшие города — Барнаул (27% населения Края), Бийск (9%) и Рубцовск (6%).


1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Факторы рейтинговой оценки

Высокая доля аграрного сектора в экономике Края при отставании показателей его социального-экономического развития от среднестрановых

В 2018 году ВРП Алтайского края составил 550 млрд руб. (0,7% суммарного ВРП субъектов РФ), а ВРП на душу населения — 235 тыс. руб. (41% от среднестранового показателя). Соотношение усредненного3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 42%. За период с 2015 до 2019 года соотношение среднемесячной заработной платы в Крае и регионального прожиточного минимума увеличилось с 2,1 до 2,6 раза.

Невысокие показатели социально-экономического развития в Регионе отчасти объясняются высокой долей аграрного сектора в его экономике. В частности, невысокая доля добавленной стоимости, генерируемой сельскохозяйственной отраслью, обуславливает низкий уровень среднедушевого ВРП.

По объему отгруженной сельскохозяйственной продукции в 2018 году Алтайский край занял девятое место среди всех российских субъектов и первое место среди субъектов РФ, расположенных восточнее Уральских гор. Основу сельского хозяйства Края составляют производство зерновых, крупяных и технических культур и животноводство. Алтайский край является лидером по размеру посевных площадей в Российской Федерации. По поголовью крупного рогатого скота и производству молока в 2018 году Край занял четвертое место среди российских регионов.

Наибольший вклад в ВРП Региона вносят обрабатывающие производства — 19% в 2018 году. В указанном году на производство пищевых продуктов и напитков пришлось 35% отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства». Среди остальных обрабатывающих производств можно выделить производство кокса, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий (24%), машиностроение (13%) и химическое и фармацевтическое производство (7%). Торговля и ремонт и сельское хозяйство в 2018 году сформировали 15% и 13% ВРП Края соответственно.


3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Рисунок 1. Структура ВРП Алтайского края в 2018 году

Источник: Росстат

Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мирового рынка сырья является низкой. В 2018 году на добычу полезных ископаемых, главным образом цветных металлов, пришлось менее 1% ВРП Края. Благодаря наращиванию мощностей индекс промышленного производства в добывающей отрасли Края в 2018-м составил 142%, в 2019-м — порядка 120%. Дальнейшему росту объемов добычи будет способствовать завершение проекта по освоению Корбалихинского месторождения полиметаллических руд.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Алтайском крае, 2018 год

Предприятие

Вид деятельности

Владелец

Выручка, млрд руб.

ООО «Розница К-1»

Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

Частная компания

87,3

АО «Алтай-Кокс»

Производство кокса

ПАО «НЛМК»

58,2

ООО «ПКФ ДиПОС»

Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием

Частная компания

31,8

АО «Алтайвагон»

Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов

Частная компания

28,0

АО «Алтайэнергосбыт»

Распределение электроэнергии

ПАО «Интер РАО»

14,2

ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах

ПАО «НК «Роснефть»

13,3

ООО «Нортек»

Производство резиновых шин, покрышек и камер

Частная компания

12,9

ООО «Торговый Дом БМЗ»

Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе

ОАО «БМЗ —  управляющая компания холдинга «БМК» (Республика Беларусь)

11,4

АО «Барнаульская генерация»

Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций

АО «СУЭК»

10,0

ООО «ТС Аникс»

Торговля розничная в неспециализированных магазинах

ООО «ТД Аникс»

9,2

Источник: СПАРК-Интерфакс

Безработица в Алтайском крае (по методологии Международной организации труда), несмотря на снижение с 8,6% в 2016-м до 6,1% в 2018-м, значительно превышает среднестрановой уровень, составивший в 2018 году 4,8%. Демографическая ситуация в Крае в 2010–2018 годах характеризуется миграционным оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения устойчиво снижается на 0,3–0,7% в год. Доля трудоспособного населения уменьшилась с 60,5% в 2010 году до 53,1% в 2018-м и отстает от среднестранового уровня на 2 п. п.

Рисунок 2. Динамика и факторы изменения численности населения Алтайского края

Источник: Росстат

Край отличается сравнительно высокой долей сельского населения: свыше 43% в 2018 году. Плотность автомобильных дорог в Регионе в 2018-м составила 215 км на 1 000 кв. км (первое место среди субъектов СФО), а их протяженность — 55 тыс. км (первое место среди всех субъектов РФ). Однако более половины автомобильных дорог в Крае не отвечает нормативным требованиям.

Умеренно высокая операционная эффективность регионального бюджета при высокой доле трансфертов из федерального бюджета

Усредненная доля собственных доходов4 Края в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2016 по 2020 год составит 57% и характеризуется тенденцией к снижению. За период с 2016 по 2019 год рост собственных доходов составил лишь 15%, а трансферты из федерального бюджета увеличились в 1,5 раза, прежде всего за счет увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 58%.


4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.

Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета Алтайского края

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Структура собственных доходов относительно устойчива. Основную часть налоговых поступлений составляет НДФЛ: на него в 2016–2020 годах приходится в среднем треть ННД бюджета Края. Четверть собственных доходов составляют поступления по налогу на прибыль, который в Регионе, в отличие от большинства субъектов РФ, является сравнительно стабильным источником дохода: за период с 2013 по 2019 год наибольшее снижение (на 10%) поступлений было зафиксировано в кризисном 2015 году. Значительную долю поступлений по налогам на товары и услуги, составляющих в 2016–2020 годах в среднем 23% ННД, формируют акцизы на пиво и алкогольные напитки. Доля региональных налогов составит в указанный период порядка 12% собственных доходов. Снижение поступлений по налогам на имущество в 2019 году обусловлено отменой налога на движимое имущество юридических лиц.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Структура данных поступлений близка к структуре ВРП Алтайского края: максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Значительную долю собственных доходов составляют поступления по НДФЛ от государственного сектора (государственное управление, образование и здравоохранение).

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2016–2020 годах составит 16%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является положительным (1,3%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и об отсутствии потребности в привлечении заемных средств в указанном периоде.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов5 Алтайского края, 2019 год

5 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составляют 19% совокупных расходов бюджета, порядка 75% капитальных расходов финансируется за счет собственных доходов Края.

Подход властей Региона к бюджетному планированию можно охарактеризовать как консервативный. В период с 2016 по 2019 год фактические ННД превышали прогнозный показатель, предусмотренный первоначальной редакцией закона о бюджете, в среднем на 13%. В указанный период запланированные поступления по налогу на прибыль были в среднем на четверть меньше фактического уровня. Отклонение фактических расходов краевого бюджета от запланированного уровня невелико: в указанный период в среднем не более 4%.

Доля собственных доходов муниципальных образований в Алтайском крае снизилась с 43% в 2016 году до 34% в 2019-м за счет высоких темпов роста безвозмездных поступлений, которые в 2019 году превысили уровень 2016 года на 70%. Для Края характерна значительная дифференциация муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности. Краем на законодательном уровне6 установлены дополнительные нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов в пользу местных бюджетов. В целях повышения эффективности местного самоуправления Край выделяет дотации и гранты муниципалитетам за рост ННД, а также за достижение ими высоких показателей деятельности.


6 Закон Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами».

Низкий уровень долговой нагрузки

Общая сумма долга Алтайского края по отношению к его текущим доходам на конец 2019 года составила 1,8% и на конец 2020 года может составить 3,1%, что соответствует минимальному уровню риска. По оценке АКРА, соотношение долга и собственных доходов Региона в 2020–2022 году останется в пределах целевого уровня, установленного Минфином России при проведении реструктуризации бюджетных кредитов.

По состоянию на 01.01.2020 на бюджетные кредиты со сроком погашения до 2034 года приходилось 99,75% долговых обязательств Региона, незначительную долю (0,25%) составляли государственные гарантии Края. Законом о краевом бюджете предусмотрено привлечение коммерческого долга в 2020 году как посредством выпуска облигаций, так и за счет банковских кредитов.

Рисунок 5. Структура государственного долга Алтайского края, млн руб.

Источник: Минфин России, Алтайский край, расчеты АКРА

Поскольку долг Края представлен главным образом бюджетными кредитами, процентная ставка по которым составляет 0,1% годовых, расходы на его обслуживание минимальны (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 0,03% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).

Средний срок погашения долговых обязательств Алтайского края на начало 2020 года составил порядка пяти лет. График погашения является комфортным: ежегодно Краю предстоит выплачивать не более 16% своих долговых обязательств.

На 01.01.2020 действовала лишь одна гарантия Края на сумму 4,7 млн руб., выданная для строительства животноводческого комплекса. В 2019 году Алтайским краем в рамках реализации приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации» была предоставлена гарантия на сумму 57,8 млн руб. по обязательствам принадлежащего Краю ООО «Алтайские авиалинии». Законом о краевом бюджете предусмотрено предоставление в пользу указанного общества гарантии на сумму до 60 млн руб. Согласно указанному закону предельная сумма гарантий, которые могут быть предоставлены Краем в 2020 году, составляет 260 млн руб.

Рисунок 6. График погашения государственного долга7 Алтайского края на 01.01.2020, млн руб.


7 Без учета государственных гарантий, предоставленных Краем.
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА

Совокупный долг муниципальных образований Края за период с 2016 по 2019 год сократился почти вдвое. Соотношение их долга и собственных доходов снизилось за тот же период с 15 до 6%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки. Власти Края осуществляют мониторинг уровня муниципального долга в целях оптимизации расходов на его обслуживание. Муниципальные образования, получающие бюджетные кредиты из краевого бюджета, обязуются привлекать банковские кредиты по ставкам не выше ключевой ставки Банка России плюс 1 п. п.

Финансовый долг предприятий госсектора Региона составляет порядка 5 млрд руб., более трех четвертей приходится на принадлежащий Краю «СИБСОЦБАНК» ООО. В рамках рейтингового анализа задолженность предприятий госсектора не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Края.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Края, способных повлиять на уровень его кредитоспособности, отсутствуют.

По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2019 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Края просроченных долговых обязательств и случаев получения им экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Высокий уровень ликвидности

Бюджет Региона характеризуется высоким уровнем собственной ликвидности: остатки на счетах по учету средств регионального бюджета на конец 2019 года превысили долг Региона почти в девять раз и почти вдвое — среднемесячные расходы в 2019 году. Ввиду высокой доли безвозмездных поступлений (за вычетом субвенций) из федерального бюджета в консолидированном бюджете Края, он не вправе размещать временно свободные средства краевого бюджета на банковских депозитах.

Начиная с 2016 года Край ежегодно заключает договор с Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю о предоставлении последним бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета Края. Стоит отметить, что по факту такой кредит Краем не привлекался ввиду отсутствия потребности в краткосрочном заемном финансировании.

Рисунок 7. Баланс ликвидностиАлтайского края, млрд руб.


8 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Алтайский край, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • следование консервативной долговой политике;
  • сохранение в 2020 году объема ННД Региона на уровне 2019 года;
  • увеличение трансфертов из федерального бюджета на 10% в 2020 году по сравнению с 2019-м;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
  • дальнейший устойчивый рост средней заработной платы относительно регионального прожиточного минимума;
  • рост уровня самодостаточности краевого бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета Края, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 30%;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

19.03.2020 — А+(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг Алтайского края был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Алтайского края, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

21 202

22 743

25 519

27 956

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

9 483

9 708

9 809

10 662

ВРП на душу населения, руб.

211 658,1

217 765,1

234 885,9

 

ВРП, млн руб.

501 889,3

513 463,9

549 972,9

 

Безработица, %

8,6%

6,9%

6,1%

 

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

2,9%

2,3%

7,1%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

(-)1,0%

0,5%

2,2%

 

Источник: Алтайский край, Росстат, расчеты АКРА


Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка)

Доходы бюджета

83 045,09

84 964,93

102 028,95

107 487,72

112 416,94

ННД

50 065,37

49 394,52

54 248,23

57 460,25

56 756,94

Налоговые доходы9

48 772,43

47 822,32

52 788,06

55 906,86

55 157,53

Налог на прибыль организаций

12 898,27

12 256,77

14 077,84

14 787,35

13 705,96

Налог на доходы физических лиц

14 750,87

15 657,82

17 649,27

19 435,98

20 074,90

Налоги на товары (включая акцизы)

13 263,46

11 371,42

11 644,10

12 454,01

12 624,52

Налоги на совокупный доход

1 462,62

1 719,36

2 058,28

2 370,81

2 415,35

Налоги на имущество

6 215,69

6 627,71

7 154,59

6 606,85

6 105,57

Неналоговые доходы

1 292,94

1 572,20

1 460,17

1 553,40

1 599,41

Безвозмездные поступления

32 979,72

35 570,41

47 780,72

50 027,46

55 660,00

Расходы бюджета

77 865,18

83 524,34

93 245,30

107 728,85

118 080,54

Текущие расходы

61 993,92

69 031,44

77 030,70

86 209,52

98 668,10

Расходы капитального характера

15 863,50

14 490,70

16 212,60

21 517,40

19 320,40

Процентные расходы

7,77

2,20

2,00

1,92

92,04

Дефицит (-) / профицит

5 179,91

1 440,59

8 783,65

(-)241,13

(-)5 663,60

Текущие доходы

79 723,88

82 787,72

98 861,61

102 013,06

108 685,33

Баланс текущих операций

17 729,96

13 756,28

21 830,90

15 803,54

10 017,24

Модифицированный бюджетный дефицит

4 764,47

1 445,52

8 846,54

-124,18

-5 706,60

9 В таблице 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

17,34%

17,06%

19,86%

17,85%

16,18%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

59,74%

61,09%

58,67%

57,84%

57,19%

Усредненная доля капитальных расходов

21,78%

20,07%

19,18%

20,17%

19,19%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

2,41%

2,12%

6,20%

2,89%

1,33%

Источник: Алтайский край, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка)

Совокупный объем долга, млн руб.

2 198,39

2 010,72

1 934,14

1 857,57

3 409,70

Облигации, млн руб.

-

-

-

-

350,00

Банковские кредиты, млн руб.

-

-

-

-

1 100,00

Бюджетные кредиты, млн руб.

2 193,67

2 005,99

1 929,42

1 852,85

1 699,70

Государственные гарантии, млн руб.

4,72

4,72

4,72

4,72

260,00

Краткосрочный долг, млн руб.

 

 

81,30

81,30

157,87

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

 

 

4,04%

4,20%

8,50%

Источник: Алтайский край, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка)

Соотношение долга и текущих доходов

2,76%

2,43%

1,96%

1,82%

3,14%

Соотношение долга и ВРП

0,45%

0,42%

0,38%

0,35%

0,41%

Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

0,03%

0,01%

0,01%

0,003%

0,03%

Коэффициент ликвидности

 

 

205,39

50,63

2,83

Источник: Алтайский край, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.