Компоненты кредитного рейтинга |
|
Оценка экономического профиля |
|
Оценка экономического профиля1 |
4 |
Оценка финансового профиля |
|
Итоговая оценка финансового профиля2 |
3 |
Кредитный рейтинг |
A+(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
Краткая информация о регионе
Алтайский край (далее — Алтайский край, Край, Регион) расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами РФ и Казахстаном. В 2018 году в Регионе проживало 1,6% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составлял 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ.
По объему отгруженной продукции сельского хозяйства Край занимает первое место среди российских регионов, расположенных восточнее Уральских гор. На территории Региона создан и развивается туристско-рекреационный кластер «Белокуриха». В Алтайском крае расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — «Новоалтайск» и «Заринск».
Крупнейшие города — Барнаул (27% населения Края), Бийск (9%) и Рубцовск (6%).
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Факторы рейтинговой оценки
Высокая доля аграрного сектора в экономике Края при отставании показателей его социального-экономического развития от среднестрановых
В 2018 году ВРП Алтайского края составил 550 млрд руб. (0,7% суммарного ВРП субъектов РФ), а ВРП на душу населения — 235 тыс. руб. (41% от среднестранового показателя). Соотношение усредненного3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 42%. За период с 2015 до 2019 года соотношение среднемесячной заработной платы в Крае и регионального прожиточного минимума увеличилось с 2,1 до 2,6 раза.
Невысокие показатели социально-экономического развития в Регионе отчасти объясняются высокой долей аграрного сектора в его экономике. В частности, невысокая доля добавленной стоимости, генерируемой сельскохозяйственной отраслью, обуславливает низкий уровень среднедушевого ВРП.
По объему отгруженной сельскохозяйственной продукции в 2018 году Алтайский край занял девятое место среди всех российских субъектов и первое место среди субъектов РФ, расположенных восточнее Уральских гор. Основу сельского хозяйства Края составляют производство зерновых, крупяных и технических культур и животноводство. Алтайский край является лидером по размеру посевных площадей в Российской Федерации. По поголовью крупного рогатого скота и производству молока в 2018 году Край занял четвертое место среди российских регионов.
Наибольший вклад в ВРП Региона вносят обрабатывающие производства — 19% в 2018 году. В указанном году на производство пищевых продуктов и напитков пришлось 35% отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства». Среди остальных обрабатывающих производств можно выделить производство кокса, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий (24%), машиностроение (13%) и химическое и фармацевтическое производство (7%). Торговля и ремонт и сельское хозяйство в 2018 году сформировали 15% и 13% ВРП Края соответственно.
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Рисунок 1. Структура ВРП Алтайского края в 2018 году
Источник: Росстат
Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мирового рынка сырья является низкой. В 2018 году на добычу полезных ископаемых, главным образом цветных металлов, пришлось менее 1% ВРП Края. Благодаря наращиванию мощностей индекс промышленного производства в добывающей отрасли Края в 2018-м составил 142%, в 2019-м — порядка 120%. Дальнейшему росту объемов добычи будет способствовать завершение проекта по освоению Корбалихинского месторождения полиметаллических руд.
Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Алтайском крае, 2018 год
Предприятие |
Вид деятельности |
Владелец |
Выручка, млрд руб. |
ООО «Розница К-1» |
Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах |
Частная компания |
87,3 |
АО «Алтай-Кокс» |
Производство кокса |
ПАО «НЛМК» |
58,2 |
ООО «ПКФ ДиПОС» |
Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием |
Частная компания |
31,8 |
АО «Алтайвагон» |
Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов |
Частная компания |
28,0 |
АО «Алтайэнергосбыт» |
Распределение электроэнергии |
ПАО «Интер РАО» |
14,2 |
ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт» |
Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах |
ПАО «НК «Роснефть» |
13,3 |
ООО «Нортек» |
Производство резиновых шин, покрышек и камер |
Частная компания |
12,9 |
ООО «Торговый Дом БМЗ» |
Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе |
ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» (Республика Беларусь) |
11,4 |
АО «Барнаульская генерация» |
Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций |
АО «СУЭК» |
10,0 |
ООО «ТС Аникс» |
Торговля розничная в неспециализированных магазинах |
ООО «ТД Аникс» |
9,2 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
Безработица в Алтайском крае (по методологии Международной организации труда), несмотря на снижение с 8,6% в 2016-м до 6,1% в 2018-м, значительно превышает среднестрановой уровень, составивший в 2018 году 4,8%. Демографическая ситуация в Крае в 2010–2018 годах характеризуется миграционным оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения устойчиво снижается на 0,3–0,7% в год. Доля трудоспособного населения уменьшилась с 60,5% в 2010 году до 53,1% в 2018-м и отстает от среднестранового уровня на 2 п. п.
Рисунок 2. Динамика и факторы изменения численности населения Алтайского края
Источник: Росстат
Край отличается сравнительно высокой долей сельского населения: свыше 43% в 2018 году. Плотность автомобильных дорог в Регионе в 2018-м составила 215 км на 1 000 кв. км (первое место среди субъектов СФО), а их протяженность — 55 тыс. км (первое место среди всех субъектов РФ). Однако более половины автомобильных дорог в Крае не отвечает нормативным требованиям.
Умеренно высокая операционная эффективность регионального бюджета при высокой доле трансфертов из федерального бюджета
Усредненная доля собственных доходов4 Края в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2016 по 2020 год составит 57% и характеризуется тенденцией к снижению. За период с 2016 по 2019 год рост собственных доходов составил лишь 15%, а трансферты из федерального бюджета увеличились в 1,5 раза, прежде всего за счет увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 58%.
4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета Алтайского края
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Структура собственных доходов относительно устойчива. Основную часть налоговых поступлений составляет НДФЛ: на него в 2016–2020 годах приходится в среднем треть ННД бюджета Края. Четверть собственных доходов составляют поступления по налогу на прибыль, который в Регионе, в отличие от большинства субъектов РФ, является сравнительно стабильным источником дохода: за период с 2013 по 2019 год наибольшее снижение (на 10%) поступлений было зафиксировано в кризисном 2015 году. Значительную долю поступлений по налогам на товары и услуги, составляющих в 2016–2020 годах в среднем 23% ННД, формируют акцизы на пиво и алкогольные напитки. Доля региональных налогов составит в указанный период порядка 12% собственных доходов. Снижение поступлений по налогам на имущество в 2019 году обусловлено отменой налога на движимое имущество юридических лиц.
Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Структура данных поступлений близка к структуре ВРП Алтайского края: максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Значительную долю собственных доходов составляют поступления по НДФЛ от государственного сектора (государственное управление, образование и здравоохранение).
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2016–2020 годах составит 16%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является положительным (1,3%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и об отсутствии потребности в привлечении заемных средств в указанном периоде.
Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов5 Алтайского края, 2019 год
5 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составляют 19% совокупных расходов бюджета, порядка 75% капитальных расходов финансируется за счет собственных доходов Края.
Подход властей Региона к бюджетному планированию можно охарактеризовать как консервативный. В период с 2016 по 2019 год фактические ННД превышали прогнозный показатель, предусмотренный первоначальной редакцией закона о бюджете, в среднем на 13%. В указанный период запланированные поступления по налогу на прибыль были в среднем на четверть меньше фактического уровня. Отклонение фактических расходов краевого бюджета от запланированного уровня невелико: в указанный период в среднем не более 4%.
Доля собственных доходов муниципальных образований в Алтайском крае снизилась с 43% в 2016 году до 34% в 2019-м за счет высоких темпов роста безвозмездных поступлений, которые в 2019 году превысили уровень 2016 года на 70%. Для Края характерна значительная дифференциация муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности. Краем на законодательном уровне6 установлены дополнительные нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов в пользу местных бюджетов. В целях повышения эффективности местного самоуправления Край выделяет дотации и гранты муниципалитетам за рост ННД, а также за достижение ими высоких показателей деятельности.
6 Закон Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами».
Низкий уровень долговой нагрузки
Общая сумма долга Алтайского края по отношению к его текущим доходам на конец 2019 года составила 1,8% и на конец 2020 года может составить 3,1%, что соответствует минимальному уровню риска. По оценке АКРА, соотношение долга и собственных доходов Региона в 2020–2022 году останется в пределах целевого уровня, установленного Минфином России при проведении реструктуризации бюджетных кредитов.
По состоянию на 01.01.2020 на бюджетные кредиты со сроком погашения до 2034 года приходилось 99,75% долговых обязательств Региона, незначительную долю (0,25%) составляли государственные гарантии Края. Законом о краевом бюджете предусмотрено привлечение коммерческого долга в 2020 году как посредством выпуска облигаций, так и за счет банковских кредитов.
Рисунок 5. Структура государственного долга Алтайского края, млн руб.
Источник: Минфин России, Алтайский край, расчеты АКРА
Поскольку долг Края представлен главным образом бюджетными кредитами, процентная ставка по которым составляет 0,1% годовых, расходы на его обслуживание минимальны (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 0,03% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).
Средний срок погашения долговых обязательств Алтайского края на начало 2020 года составил порядка пяти лет. График погашения является комфортным: ежегодно Краю предстоит выплачивать не более 16% своих долговых обязательств.
На 01.01.2020 действовала лишь одна гарантия Края на сумму 4,7 млн руб., выданная для строительства животноводческого комплекса. В 2019 году Алтайским краем в рамках реализации приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации» была предоставлена гарантия на сумму 57,8 млн руб. по обязательствам принадлежащего Краю ООО «Алтайские авиалинии». Законом о краевом бюджете предусмотрено предоставление в пользу указанного общества гарантии на сумму до 60 млн руб. Согласно указанному закону предельная сумма гарантий, которые могут быть предоставлены Краем в 2020 году, составляет 260 млн руб.
Рисунок 6. График погашения государственного долга7 Алтайского края на 01.01.2020, млн руб.
7 Без учета государственных гарантий, предоставленных Краем.
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА
Совокупный долг муниципальных образований Края за период с 2016 по 2019 год сократился почти вдвое. Соотношение их долга и собственных доходов снизилось за тот же период с 15 до 6%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки. Власти Края осуществляют мониторинг уровня муниципального долга в целях оптимизации расходов на его обслуживание. Муниципальные образования, получающие бюджетные кредиты из краевого бюджета, обязуются привлекать банковские кредиты по ставкам не выше ключевой ставки Банка России плюс 1 п. п.
Финансовый долг предприятий госсектора Региона составляет порядка 5 млрд руб., более трех четвертей приходится на принадлежащий Краю «СИБСОЦБАНК» ООО. В рамках рейтингового анализа задолженность предприятий госсектора не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Края.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Края, способных повлиять на уровень его кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2019 отсутствует.
АКРА не располагает сведениями о наличии у Края просроченных долговых обязательств и случаев получения им экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Высокий уровень ликвидности
Бюджет Региона характеризуется высоким уровнем собственной ликвидности: остатки на счетах по учету средств регионального бюджета на конец 2019 года превысили долг Региона почти в девять раз и почти вдвое — среднемесячные расходы в 2019 году. Ввиду высокой доли безвозмездных поступлений (за вычетом субвенций) из федерального бюджета в консолидированном бюджете Края, он не вправе размещать временно свободные средства краевого бюджета на банковских депозитах.
Начиная с 2016 года Край ежегодно заключает договор с Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю о предоставлении последним бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета Края. Стоит отметить, что по факту такой кредит Краем не привлекался ввиду отсутствия потребности в краткосрочном заемном финансировании.
Рисунок 7. Баланс ликвидности8 Алтайского края, млрд руб.
8 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Алтайский край, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Аналитические корректировки
Отсутствуют.
Ключевые допущения
- следование консервативной долговой политике;
- сохранение в 2020 году объема ННД Региона на уровне 2019 года;
- увеличение трансфертов из федерального бюджета на 10% в 2020 году по сравнению с 2019-м;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
- дальнейший устойчивый рост средней заработной платы относительно регионального прожиточного минимума;
- рост уровня самодостаточности краевого бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост текущих расходов бюджета Края, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
- рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 30%;
- существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
19.03.2020 — А+(RU), прогноз «Стабильный»
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг Алтайского края был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Алтайского края, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
21 202 |
22 743 |
25 519 |
27 956 |
Среднегодовой прожиточный минимум, руб. |
9 483 |
9 708 |
9 809 |
10 662 |
ВРП на душу населения, руб. |
211 658,1 |
217 765,1 |
234 885,9 |
|
ВРП, млн руб. |
501 889,3 |
513 463,9 |
549 972,9 |
|
Безработица, % |
8,6% |
6,9% |
6,1% |
|
Темп прироста ВРП (в текущих ценах) |
2,9% |
2,3% |
7,1% |
|
Темп прироста ВРП (в постоянных ценах) |
(-)1,0% |
0,5% |
2,2% |
|
Источник: Алтайский край, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Доходы бюджета |
83 045,09 |
84 964,93 |
102 028,95 |
107 487,72 |
112 416,94 |
ННД |
50 065,37 |
49 394,52 |
54 248,23 |
57 460,25 |
56 756,94 |
Налоговые доходы9 |
48 772,43 |
47 822,32 |
52 788,06 |
55 906,86 |
55 157,53 |
Налог на прибыль организаций |
12 898,27 |
12 256,77 |
14 077,84 |
14 787,35 |
13 705,96 |
Налог на доходы физических лиц |
14 750,87 |
15 657,82 |
17 649,27 |
19 435,98 |
20 074,90 |
Налоги на товары (включая акцизы) |
13 263,46 |
11 371,42 |
11 644,10 |
12 454,01 |
12 624,52 |
Налоги на совокупный доход |
1 462,62 |
1 719,36 |
2 058,28 |
2 370,81 |
2 415,35 |
Налоги на имущество |
6 215,69 |
6 627,71 |
7 154,59 |
6 606,85 |
6 105,57 |
Неналоговые доходы |
1 292,94 |
1 572,20 |
1 460,17 |
1 553,40 |
1 599,41 |
Безвозмездные поступления |
32 979,72 |
35 570,41 |
47 780,72 |
50 027,46 |
55 660,00 |
Расходы бюджета |
77 865,18 |
83 524,34 |
93 245,30 |
107 728,85 |
118 080,54 |
Текущие расходы |
61 993,92 |
69 031,44 |
77 030,70 |
86 209,52 |
98 668,10 |
Расходы капитального характера |
15 863,50 |
14 490,70 |
16 212,60 |
21 517,40 |
19 320,40 |
Процентные расходы |
7,77 |
2,20 |
2,00 |
1,92 |
92,04 |
Дефицит (-) / профицит |
5 179,91 |
1 440,59 |
8 783,65 |
(-)241,13 |
(-)5 663,60 |
Текущие доходы |
79 723,88 |
82 787,72 |
98 861,61 |
102 013,06 |
108 685,33 |
Баланс текущих операций |
17 729,96 |
13 756,28 |
21 830,90 |
15 803,54 |
10 017,24 |
Модифицированный бюджетный дефицит |
4 764,47 |
1 445,52 |
8 846,54 |
-124,18 |
-5 706,60 |
9 В таблице 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов |
17,34% |
17,06% |
19,86% |
17,85% |
16,18% |
Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций) |
59,74% |
61,09% |
58,67% |
57,84% |
57,19% |
Усредненная доля капитальных расходов |
21,78% |
20,07% |
19,18% |
20,17% |
19,19% |
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов |
2,41% |
2,12% |
6,20% |
2,89% |
1,33% |
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Совокупный объем долга, млн руб. |
2 198,39 |
2 010,72 |
1 934,14 |
1 857,57 |
3 409,70 |
Облигации, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
350,00 |
Банковские кредиты, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
1 100,00 |
Бюджетные кредиты, млн руб. |
2 193,67 |
2 005,99 |
1 929,42 |
1 852,85 |
1 699,70 |
Государственные гарантии, млн руб. |
4,72 |
4,72 |
4,72 |
4,72 |
260,00 |
Краткосрочный долг, млн руб. |
|
|
81,30 |
81,30 |
157,87 |
Доля краткосрочного долга в совокупном долге |
|
|
4,04% |
4,20% |
8,50% |
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Соотношение долга и текущих доходов |
2,76% |
2,43% |
1,96% |
1,82% |
3,14% |
Соотношение долга и ВРП |
0,45% |
0,42% |
0,38% |
0,35% |
0,41% |
Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) |
0,03% |
0,01% |
0,01% |
0,003% |
0,03% |
Коэффициент ликвидности |
|
|
205,39 |
50,63 |
2,83 |
Источник: Алтайский край, расчеты АКРА