АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Венгрии (далее — Венгрия или страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне BBB и в национальной валюте — BBB;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Негативный», в национальной валюте — «Негативный».

«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Изменение прогноза по суверенным кредитным рейтингам отражает повышенный риск глубокого спада в экономике в связи с существенной зависимостью экономического роста в стране от внешнего спроса, который резко упал из-за пандемии COVID-19. В силу ограниченности пространства для фискального маневра до начала кризиса, значительного размера объявленного правительством фискального пакета для борьбы с последствиями распространения коронавируса в экономике, а также высокой потребности в валовом финансировании в текущем году, существуют риски сохранения устойчивости системы государственных финансов Венгрии. Предметом обеспокоенности является также ограниченный размер международных резервов. Агентство будет внимательно следить за развитием ситуации.

Суверенный кредитный рейтинг Венгрии на уровне BBB обусловлен исторически высокими темпами роста ВВП, которые, вероятно, резко снизятся в краткосрочной перспективе, существенным сокращением валютных рисков (хотя они остаются относительно высокими по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)) и сбалансированностью фундаментальных показателей банковского сектора. Сдерживающими рейтинг факторами являются слабая бюджетная позиция страны и повышенная потребность в финансировании, высокий уровень долга расширенного правительства, а также ограниченный экономический потенциал. Еще одним сдерживающим фактором являются относительно слабые институциональные факторы.

После роста ВВП в 2019 году на 4,9% экономика Венгрии, чей показатель ВВП на душу населения по ППС составляет 70% от среднего значения в ЕС, перейдет в 2020 году в глубокую рецессию. По прогнозам АКРА, снижение ВВП страны ожидается в диапазоне 6,5–10%. По мнению Агентства, экономика страны серьезно пострадает в этом году из-за ее открытости и зависимости от стран — членов еврозоны, которые являются ее основными торговыми партнерами (особенно Германия). При среднем отношении экспорта и импорта к ВВП на уровне 90,8% в 2019 году экономика Венгрии является одной из самых открытых в ЦВЕ. Согласно последнему прогнозу МВФ, ВВП стран еврозоны может упасть на 7,5% в 2020 году, а ВВП Германии — на 7%. Временная остановка работы автопроизводителями в стране, которые лишь недавно возобновили производство, оказала серьезное негативное влияние на экономику, доминирующую роль в которой играет производственный сектор и особенно производство автомобилей. В 2019 году доля производственного сектора в валовой добавленной стоимости (ВДС) страны составила 21,6%.

Фактором, немного сглаживающим эффект от экономического спада, является чуть более низкая, чем в других странах ЦВЕ, доля малых и средних предприятий в структуре ВВП. В 2019 году в этом сегменте экономики были заняты 68,9% всех работников (среднее значение в ЦВЕ — 72,5%), а его доля в ВДС по факторным издержкам составила 53,9% (при среднем значении в ЦВЕ на уровне 61,8%). Этот сектор больше всех пострадал от карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса. Важным нивелирующим фактором является широкий диапазон антикризисных мер, принятых центральным банком Венгрии (Венгерский национальный банк, ВНБ) и правительством страны, общий размер которых составляет 20% ВВП.

АКРА считает, что в средне- и долгосрочной перспективе восстановлению экономики в Венгрии будут препятствовать неблагоприятная демографическая ситуация, ожидаемое снижение финансирования со стороны ЕС и более низкая доля расходов на НИОКР в ВВП, чем в среднем в ЕС. Что касается автомобильной индустрии, то в долгосрочной перспективе помимо кризиса ей предстоит столкнуться с такими вызовами, как электромобили, развитие экономики совместного пользования и появление беспилотных автомобилей.

Проводимая ВНБ политика была одной из самых мягких среди всех стран ЦВЕ: ключевая ставка оставалась на уровне 0,9% с 2016 года до настоящего времени. В ответ на кризис ВНБ принял ряд традиционных и нетрадиционных мер. ВНБ одновременно предоставляет ликвидность и пытается избежать обесценения национальной валюты. Среди мер по увеличению объема ликвидности: расширение списка объектов залога, программа покупки государственных и ипотечных облигаций (что удержит средне- и долгосрочные доходности на низком уровне), а также перезапуск программы кредитования в рамках схемы стимулирования роста. Для снижения объема ликвидности в национальной валюте ВНБ запустил недельные депозитные аукционы, повысил ставки по залоговым кредитам с 0,9 до 1,85% и проводит операции «валютный своп», предоставляя иностранную валюту в обмен на национальную. ВНБ не исключает повышения ключевой ставки, а также объявил об отмене нормативов буфера капитала для системно значимых банков.

Существуют риски сохранения устойчивости системы государственных финансов Венгрии в условиях вызванного пандемией шока. По состоянию на конец 2019 года соотношение госдолга к ВВП составило 66,8% (один из самых высоких показателей в ЦВЕ), что указывает на меньшее пространство для фискального маневра в сравнении со другими странами региона. По оценкам АКРА, к концу 2020 года соотношение долга расширенного правительства к ВВП вырастет.

Согласно оценкам правительства, в 2020 году дефицит бюджета расширенного правительства увеличится до 2,7% ВВП при изначально запланированном дефиците на уровне 1,0% ВВП. По мнению АКРА, дефицит бюджета в 2020 году может быть выше из-за более сильного падения ВВП, чем прогнозирует правительство (3% ВВП), и превалирования в пакете помощи мер, которые непосредственно влияют на уровень дефицита бюджета в текущем году.

В состав фискального пакета входят меры, которые непосредственно скажутся на балансе бюджета. В их числе, например, компенсация 70% зарплаты сотрудникам пострадавших от коронавируса компаний, возобновление выплаты тринадцатой пенсии в году, субсидирование кредитов в размере 4,3% ВВП (2 трлн венгерских форинтов), поддержка туристической отрасли в размере 1,3% ВВП (600 млрд форинтов) и поддержка инвестиций в размере 1,0% ВВП (450 млрд форинтов). Сопоставимый эффект на бюджет могут оказать и налоговые льготы. Объем государственных гарантий составил лишь 1,1% ВВП, и эффект от них на дефицит бюджета в текущем году, вероятно, будет ограниченным. Среди мер, которые могут снизить потребности правительства в финансировании долга, введение единовременного налога на банки и налогов в отношении розничных компаний-нерезидентов.

Рост потребностей в финансировании усугубляется краткосрочностью государственного долга Венгрии. До начала кризиса валовые потребности в финансировании в 2020 году составляли 15% ВВП. В прошлые годы правительство во многом полагалось на население, которое финансировало государство по ставкам выше рыночных. С момента начала кризиса спрос со стороны населения снизился, а основными покупателями госдолга стали институциональные инвесторы. Их способность наращивать спрос будет также зависеть от присутствия ВНБ на вторичном рынке. По мнению АКРА, риск рефинансирования вырастет, поскольку для финансирования дефицита бюджета правительство предпочитает размещать кратко- и среднесрочный долг.

Кроме того, высокая доля облигаций с плавающей ставкой (около 16% национального долга) в структуре госдолга Венгрии подвергает правительство процентному риску, особенно с учетом текущей волатильности на рынке. Реализация процентного риска может привести к росту коэффициента обслуживания долга, который и так находится на высоком уровне (5,2% доходов бюджета в 2019 году).

Из-за кризиса банковскому сектору страны предстоит пройти проверку на прочность. До начала кризиса банковская отрасль демонстрировала стабильные фундаментальные показатели. Банки Венгрии обладали достаточным капиталом, демонстрировали низкий уровень просроченных кредитов и выполняли необходимые требования к уровню ликвидности. За счет снижения валютных рисков банков и превышения их валютных активов над пассивами банковский сектор был нетто-кредитором. Тем не менее внезапная остановка экономической активности в связи с пандемией может привести к снижению доходов населения и росту безработицы. Эти факторы негативно отразятся на способности граждан погашать долги, что будет способствовать повышению просроченной задолженности.

Внешняя позиция Венгрии вызывает некоторую обеспокоенность. По состоянию на конец 2019 года объем внешнего долга Венгрии был одним из самых высоких в ЦВЕ (95,3% ВВП). В краткосрочной перспективе уязвимость страны для внешних шоков будет невысокой благодаря покрытию валютного долга к погашению в 2020 году резервами на 155%, однако в долгосрочной перспективе проблема покрытия внешнего долга резервами останется актуальной. По итогам 2019 года золотовалютные резервы страны покрывали лишь 20,1% внешнего долга и 28,3% внешнего долга в иностранной валюте (по состоянию на третий квартал 2019 года). Это один из самых низких уровней покрытия долга резервами среди стран региона. Чистая международная инвестиционная позиция страны по состоянию на конец 2019 года составила -50%, что ниже значений этого показателя в других странах ЦВЕ.

С момента начала кризиса обесценение национальной валюты было умеренным и сопоставимым с обесценением польского злотого и чешской кроны (около 5% к евро). С начала года резервы ВНБ снизились на 3,5 млрд долл. США (11,9%). Сокращение резервов может быть связано с операциями «своп», в рамках которых ВНБ временно предоставляет участникам рынка иностранную валюту в обмен на национальную. По мере истечения своп-контрактов уровень резервов восстановится, но риски, связанные с достаточностью покрытия долга резервами, сохранятся, если относительно высокая зависимость от внешних факторов будет оказывать давление на национальную валюту в течение продолжительного времени.

Согласно индикаторам качества государственного управления Всемирного банка, оценка институциональных факторов Венгрии относительно слабая. Почти все индикаторы указывают на снижение качества институтов в стране. Ухудшение качества институтов может негативно сказаться и на уровне государственных инвестиций, поскольку Еврокомиссия может учитывать этот показатель при распределении средств из структурных фондов ЕС. Недавнее решение Суда Европейского союза в отношении отказа Венгрии принимать мигрантов, а также наделение премьер-министра страны дополнительными полномочиями для борьбы с кризисом могут привести к снижению значений этих индикаторов.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Венгрии определен на уровне А-. Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;
  • устойчивость экономического роста;
  • условные обязательства;
  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • долговая устойчивость;
  • уязвимость платежного баланса;
  • устойчивость внешнего долга.

Модификаторов, которые могли бы дать основания для повышения Индикативного кредитного рейтинга, не выявлено.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Венгрии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне BBB. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ВВВ.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Резкое увеличение государственного долга;
  • Рост уязвимости для внешних шоков в силу привлечения нового долга и/или сокращения международных резервов;
  • Реализация условных обязательств.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Сдержанный спад и быстрое и устойчивое восстановление экономики;
  • Устойчивое восстановление фискальной позиции после кризиса;
  • Снижение потребностей в финансировании.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги был присвоены Венгрии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Венгрии были опубликованы АКРА 28.10.2019. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Венгрии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало Правительству Венгрии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.