Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и средним уровнем долговой нагрузки при высоком уровне ликвидности бюджета.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (4,2 трлн руб. в 2018 году, или порядка 5% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Потенциальный рост долговой нагрузки нивелируется высоким уровнем ликвидности бюджета. На конец 2019 года долг Области составил 30% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен облигациями (49%), банковскими кредитами (42%) и бюджетными кредитами (9%). По оценкам АКРА, в 2020 году вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Области и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете, соотношение долга Области и ее текущих доходов может увеличиться до 45%. Усредненныйуровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. В 2020 году погашению подлежит 21% долговых обязательств Области, в 2021 году — 33%. Риски рефинансирования долга компенсируются высоким уровнем ликвидности областного бюджета: по состоянию на 01.01.2020 остатки на счетах Области покрывали 79% ее долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 году. Область регулярно размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах. Процентные доходы от операций по управлению ликвидностью за последние четыре истекших года покрывают не менее половины объема процентных расходов Области.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2016–2020 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит 92%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 13%. В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 4%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -8%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2019 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2019 году средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,9 раза). ВРП Области растет быстрее, чем в среднем по России: в 2018 году рост ВРП Области составил 3,2% при среднестрановом показателе 2,8%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2019 годах значительно опережали среднероссийский показатель (не менее 10% в год при среднестрановом уровне 2–3%).

Ключевые допущения

  • снижение ННД Области в 2020 году не более чем на 15%;
  • сохранение дефицита областного бюджета на уровне не более 10% ННД;
  • сохранение долговой стратегии, не предполагающей рост долговой нагрузки на бюджет Области выше 50% ННД;
  • сохранение остатков на счетах в объеме, покрывающем половину среднемесячных расходов областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение долговой нагрузки ниже 30% текущих доходов областного бюджета;
  • увеличение среднего срока долгового портфеля Области выше 3,5 лет.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки Области выше 50% текущих доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3 , RU000A100XP4, RU000A101988) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019 и 23.12.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.