Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

2

Оценка финансового профиля

Итоговая оценка финансового профиля2

4

Кредитный рейтинг

AА-(RU)

Прогноз

«Стабильный»


1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Новосибирская область (далее — Новосибирская область, Область, Регион) входит в состав Сибирского федерального округа, граничит с Казахстаном и четырьмя субъектами РФ. В Области проживает почти 2% населения РФ (2,8 млн человек на 01.01.2019). В 2018 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 1 252 млрд руб. (1,5% совокупного ВРП российских регионов). 58% населения Области проживает в городе Новосибирске.

Экономика Региона диверсифицирована, основной вклад в региональный ВРП вносят транспортно-логистический и научно-производственный сегменты. По результатам 2018 года Область заняла шестое место среди регионов РФ по объему затрат на научные исследования и разработки и пятое по численности персонала, занятого в данной сфере.

Факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика с перспективой коммерциализации научного потенциала

В 2018 году ВРП на душу населения в Области составил 449 тыс. руб. (77,5% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015–го по 2018 год составило 79%. С 2000 года динамика реального ВРП Области преимущественно превышает темпы роста среднестранового показателя. В 2018 году ВРП Региона увеличился на 3,4%, тогда как рост ВРП в среднем по России составил 2,8%.

Экономика Области диверсифицирована: в структуре ВРП отсутствует доминирующая отрасль. Наибольший вклад в ВРП вносят предприятия оптовой и розничной торговли и ремонта (16% в 2018 году). Оборот оптовой торговли в Области в сопоставимых ценах вырос на 23,5% в 2018 году, рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 4,5% при среднестрановом показателе на уровне 2,8%. Крупнейшим предприятием, зарегистрированным в Области с данным видом деятельности, является АО НПК «Катрен» (дистрибьютор крупнейших производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения).

Сектор «Транспорт и хранение» формирует 14% ВРП. Новосибирская область — крупный транспортно-распределительный и транзитный узел Сибири и Дальнего Востока: в Регионе функционирует крупнейший сибирский аэропорт Толмачево с пассажиропотоком порядка 6,6 млн человек в год (данные за 2019 год), а также базируется авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines).

Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП Области в 2018 году составила 14%. В указанном году 28% отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» пришлось на производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, 15% — на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 11% — на производство оборудования различного назначения, машин и транспортных средств.

Рисунок 1. Структура ВРП Новосибирской области в 2018 году

Источник: Росстат

Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мировых рынков сырья низкая, однако имеет тенденцию к росту. В 2017 и 2018 годах индекс промышленного производства в добывающей отрасли составил 150% и 128% соответственно. Доля добычи полезных ископаемых в ВРП Области увеличилась с 1,6% в 2016 году до 4% в 2018–м. В структуре отгруженной продукции добывающей промышленности наибольшая доля приходится на добычу угля (89% в 2018 году).

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Новосибирской области, в 2018 году

Предприятие

Вид деятельности

Выручка, млрд руб.

АО НПК «Катрен»

Торговля оптовая фармацевтической продукцией

193,9

АО «Авиакомпания «Сибирь»

Перевозка воздушным пассажирским транспортом

145,1

АО «Сибантрацит»

Добыча антрацита открытым способом

62,4

АО «Новосибирскэнергосбыт»

Торговля электроэнергией

41,1

ООО «ГЛОБУС»

Перевозка воздушным пассажирским транспортом

37,5

ООО «БКС Консалтинг»

Вложения в ценные бумаги

35,5

ООО «Разрез Восточный»

Добыча антрацита открытым способом

34,5

ООО «Восточная техника»

Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием

33,2

АО «СИБЭКО»

Производство электроэнергии тепловыми электростанциями

28,0

ООО «Углетранс»

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги
по перевозкам

24,9

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Новосибирская область — крупный научный центр (вклад данного вида деятельности в ВРП Региона в 2018 году составил 5%). Свое развитие Область связывает с реализацией и отчасти с коммерциализацией научного потенциала. Однако коммерциализация научно-технических разработок, предполагающая достижение той стадии, когда они начинают оказывать влияние на рост налоговой базы Региона, занимает длительное время. Данный фактор ограничивает экономический рост Региона.

Более половины текущих затрат на научные исследования и разработки в Области приходится на фундаментальные исследования (для сравнения: в среднем по России данный показатель составляет не более 20%).

Область развивает НПК (научно-производственный кластер) «Сибирский наукополис». В рамках НПК сформированы технопарки и индустриальные парки в сфере приборостроения, информационных технологий, биотехнологий и биомедицины, нанотехнологий и новых материалов.

Безработица в Области (по методологии Международной организации труда) в 2019 году составила 6,1% при среднестрановом показателе 4,6%. Средняя заработная плата в Регионе в 2019 году превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

В 2010–2018 годах численность населения Области ежегодно росла на 0,2–0,8%. Основной вклад в увеличение численности населения внес миграционный прирост, который в указанном периоде составлял от 3 до 8 человек на 1 000 жителей. Коэффициент естественного прироста населения в Области в период с 2012–го по 2016 год был положительным (в среднем 1 человек на 1 000 жителей), однако в 2017–2018 годах он стал отрицательным. Несмотря на то, что доля трудоспособного населения уменьшилась с 62,2% в 2010 году до 55,7% в 2018–м, она все еще превышает среднестрановой уровень на 0,3 п. п.

Рисунок 2. Динамика и факторы изменения численности населения Новосибирской области

Источник: Росстат

Регион характеризуется достаточно высокой степенью урбанизации (79% населения проживает в городах) и высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Умеренно высокий уровень самодостаточности бюджета и гибкости его расходной части

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов4 (ННД; собственные доходы) Области в общем объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2016 по 2020 год составит порядка 80–85%. В то же время АКРА отмечает, что она имеет тенденцию к снижению. В 2019 году собственные доходы превысили уровень 2016 года на 24%, а трансферты из федерального бюджета — более чем вдвое, прежде всего за счет увеличения субсидий (в 2,5 раза) и иных межбюджетных трансфертов (более чем в 4 раза).


4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.

Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Новосибирской области

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

До 2017 года наибольшая доля собственных доходов регионального бюджета приходилась на поступления по НДФЛ, в 2018 и 2019 году — на поступления по налогу на прибыль. В 2019 году поступления по налогу на прибыль составили 33% ННД, поступления по НДФЛ — 32%. По оценке АКРА, в 2020 году доля поступлений по налогу на прибыль в ННД Области опустится ниже 30% на фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Более половины поступлений по налогам на товары и услуги, составивших в 2016–2019 годах в среднем 14% ННД, формируют акцизы на пиво и алкогольные напитки. Доля региональных налогов5 в указанный период составила в среднем порядка 12% собственных доходов. Снижение поступлений по налогам на имущество в 2019 и 2020 годах обусловлено отменой налога на движимое имущество юридических лиц.

Уровень диверсификации налоговых поступлений в бюджет Региона по секторам экономики оценивается как высокий. Структура данных поступлений близка к структуре ВРП. Значительную долю собственных доходов областного бюджета составляют поступления по НДФЛ от государственного сектора (государственное управление, образование и здравоохранение).

По данным Области, налоговая база по крупным налогоплательщикам также хорошо диверсифицирована: в 2019 году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось не более 20% доходов консолидированного бюджета.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2016–2020 годах составит 15%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне от -1 до 0%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на невысокую потребность в привлечении заемных средств на цели финансирования капитальных расходов.


5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов6 Новосибирской области в 2019 году


6 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2016–2020 годах оценивается на уровне около 18–20%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка 75% капитальных расходов. АКРА рассматривает их в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.

Подход властей Региона к бюджетному планированию можно охарактеризовать как взвешенный. В период с 2016 по 2018 год фактические ННД превышали прогнозный показатель, предусмотренный первоначальной редакцией закона о бюджете, в среднем на 8%, а поступления по налогу на прибыль, которые традиционно являются одним из наиболее волатильных источников дохода региональных бюджетов, — на 15%. В 2019 году фактические ННД оказались ниже первоначального прогноза на 2%, а поступления по налогу на прибыль — на 6%. В 2016–2019 годах фактические расходы областного бюджета ежегодно превышали запланированный уровень (отклонение в среднем составило 5%).

Доля собственных доходов муниципальных образований Области в 2016–2019 годах в среднем составила 36%. Поступления по НДФЛ формируют более половины собственных доходов муниципальных образований. Властями Области установлены дополнительные нормативы отчислений по НДФЛ в пользу местных бюджетов.

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки

Управление долгом Области основано на привлечении долгосрочных ресурсов с длительным сроком погашения и мягкими условиями по сроку выборки и размеру транша (облигаций, кредитных линий, преимущественно возобновляемых). Для снижения процентных расходов по возобновляемым кредитным линиям Регион также использует кредиты Управления Федерального казначейства (УФК).

Соотношение долга и текущих доходов Новосибирской области уменьшилось до 29% на конец 2019 года по сравнению с 31% годом ранее. По оценкам АКРА, на конец 2020 года указанное соотношение может возрасти до 36% вследствие возможного снижения собственных доходов Области, что, тем не менее, соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки.

Рисунок 5. Структура государственного долга Новосибирской области, млн руб.

Источник: Минфин России, Новосибирская область, расчеты АКРА

По состоянию на 01.01.2020 40% долга Региона составляли бюджетные кредиты со сроком погашения до 2034 года, 36% — облигации, оставшаяся часть — банковские кредиты. В начале 2020 года Область заместила банковский долг кредитом УФК. Таким образом, долг Области на 01.03.2020 был представлен только бюджетными кредитами (66%) и облигациями (34%).

В связи с высокой долей бюджетных кредитов и привлечением в течение года кредитов УФК, процентная ставка по которым составляет 0,1% годовых, доля процентных расходов в совокупных расходах областного бюджета находится на стабильно низком уровне (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 1,6% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).

Средний срок до погашения долговых обязательств на начало 2020 года составил порядка трех лет. В 2020 году Области предстоит выплатить (рефинансировать) 21% своих долговых обязательств, в 2021–м — 34%.

На 01.01.2020 у Области отсутствовали выданные государственные гарантии. Закон об областном бюджете предусматривает предоставление в 2020 году государственных гарантий на сумму до 650 млн руб.

В 2016–2019 годах относительная долговая нагрузка муниципальных образований Области оставалась стабильной. Соотношение их долга и собственных доходов в указанном периоде составляло 62–64%. В абсолютном выражении долг муниципалитетов Региона увеличился на 26% в 2019 году по сравнению с 2016–м и составил 22,9 млрд руб. Подавляющая часть (97%) долговых обязательств приходится на город Новосибирск.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Новосибирской области на 01.01.2020, млн руб.

Источник: Новосибирская область, расчеты АКРА

Финансовый долг и кредиторская задолженность организаций государственного сектора Области составляют менее 130 млн руб. и не представляют угрозы с точки зрения предоставления существенного объема финансовой помощи со стороны областного бюджета.

По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Поскольку остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, Регион может испытывать потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов.

В целях покрытия возможных кассовых разрывов Область открывает в банках возобновляемые кредитные линии. На 01.01.2020 неиспользованные лимиты в рамках открытых кредитных линий со сроком возврата более 1 года покрывали свыше 60% среднемесячных расходов бюджета Региона в 2019 году. Остатки на счетах на начало 2020 года с учетом указанных лимитов в 1,2 раза превышали объем долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 году.

Новосибирская область удовлетворяет требованиям, предусмотренным статьей 236 Бюджетного кодекса РФ для размещения временно свободных средств бюджета на депозитах. Однако, поскольку Область регулярно привлекает кредиты УФК с целью минимизации процентных расходов, она не размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах.

Аналитические корректировки

Положительная корректировка к оценке экономического профиля (за более высокие темпы роста ВРП по сравнению со среднестрановыми и положительный миграционный прирост населения).

Ключевые допущения

  • снижение налоговых поступлений в 2020 году не более чем на 15% в годовом сопоставлении;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 5% ННД;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности бюджета;
  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
  • рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше 10% собственных доходов;
  • рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Новосибирская область, 34017 (ISIN RU000A0JWUV3), срок погашения — 03.10.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34018 (ISIN RU000A0ZYBD3), срок погашения — 27.09.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34019 (ISIN RU000A0ZZPB4), срок погашения — 15.10.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34020 (ISIN RU000A1011Q3), срок погашения — 13.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Новосибирской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Новосибирской области.

Рейтинговая история

01.04.2020 — АА-(RU), прогноз «Стабильный»

18.10.2019 — АА-(RU), прогноз «Стабильный»

29.04.2019 — АА-(RU), прогноз «Стабильный»

08.11.2018 — А+(RU), прогноз «Стабильный»

10.05.2018 — А+(RU), прогноз «Стабильный»

09.11.2017 — А+(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Новосибирской области и выпусков облигаций Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Новосибирской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3) были опубликованы АКРА 09.11.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZZPB4) — 15.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1011Q3) — 14.11.2019.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новосибирской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новосибирской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Новосибирской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новосибирской области, не выявлены.

АКРА оказывало правительству Новосибирской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

30 151

32 287

35 686

38 365

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

11 061

11 404

11 441

12 081

ВРП на душу населения, руб.

377 812,4

412 480,0

448 658,8

 

ВРП, млн руб.

1 046 879

1 148 427,6

1 252 258,7

 

Безработица, %

7,4%

6,0%

6,7%

6,1%

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

2,5%

9,7%

9,0%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

1,1%

3,8%

3,4%

 

Источник: Новосибирская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Доходы бюджета

117 176,23

124 677,06

147 464,95

159 634,41

144 003,88

ННД

100 649,52

106 637,14

122 568,61

125 160,93

106 775,61

Налоговые доходы7

98 502,19

104 298,41

120 202,77

122 848,25

104 739,15

Налог на прибыль организаций

30 056,23

32 869,60

41 550,97

41 121,44

28 785,01

Налог на доходы физических лиц

32 673,57

33 631,22

36 953,38

39 729,92

35 756,93

Налоги на товары (включая акцизы)

16 554,94

15 063,00

15 128,84

16 232,74

18 981,43

Налоги на совокупный доход

6 617,08

8 057,85

9 929,03

10 383,05

7 268,13

Налоги на имущество

12 208,28

13 923,65

15 574,99

14 201,80

13 100,13

Неналоговые доходы

2 147,33

2 338,74

2 365,84

2 312,68

2 036,46

Безвозмездные поступления

16 526,71

18 039,91

24 896,34

34 473,48

37 228,27

Расходы бюджета

118 387,05

121 282,25

140 054,29

165 915,22

149 342,66

Текущие расходы

99 295,57

99 831,64

115 388,71

122 048,52

126 586,97

Расходы капитального характера

16 688,22

19 679,76

22 963,35

42 324,80

19 068,03

Процентные расходы

2 403,26

1 770,85

1 702,23

1 541,90

3 687,66

Дефицит (-) / профицит (+)

(-)1 210,83

3 394,81

7 410,65

(-)6 280,82

(-)5 338,78

Текущие доходы

112 888,56

119 990,22

140 397,96

151 165,15

136 640,05

Баланс текущих операций

13 592,99

20 158,59

25 009,25

29 116,63

10 053,08

Модифицированный бюджетный дефицит

(-)318,27

3 450,50

7 433,00

(-)6 267,81

(-)5 274,79

 

7 В табл. 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Новосибирская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

7,83%

13,40%

16,03%

18,07%

14,89%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

87,15%

88,20%

87,22%

84,35%

83,70%

Усредненная доля капитальных расходов

15,31%

16,66%

16,74%

21,93%

18,48%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

-5,45%

-0,43%

3,21%

-0,65%

-0,48%

Источник: Новосибирская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

47 859,64

47 135,83

44 220,17

44 219,31

48 522,12

Облигации, млн руб.

15 550,00

16 100,00

16 750,00

15 750,80

17 000,80

Банковские кредиты, млн руб.

14 320,00

11 940,00

9 120,00

10 864,00

14 758,13

Бюджетные кредиты, млн руб.

17 989,64

19 095,83

18 350,17

17 604,51

16 113,19

Государственные гарантии, млн руб.

-

-

-

-

650,00

Краткосрочный долг, млн руб.

19 427,81

11 165,19

6 095,66

2 495,66

9 241,32

Доля краткосрочного долга в совокупном

42%

23%

13%

6%

21%

Источник: Новосибирская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

42,40%

39,28%

31,50%

29,25%

35,51%

Соотношение долга и ВРП

4,4%

4,3%

3,9%

3,6%

3,5%

Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

2,06%

1,80%

1,49%

1,16%

1,62%

Коэффициент ликвидности

 

 

184%

97%

75%

Источник: Новосибирская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.