Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Область, Регион) обусловлен контролируемой долговой нагрузкой, которую в текущем году Регион может отчасти нарастить без ухудшения оценки долгового профиля. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.
«Позитивный» прогноз обусловлен тем, что Регион располагает возможностями по использованию накопленной ликвидности для финансирования расходов при минимальном росте долга, а сами показатели долга и ликвидности могут восстановиться уже в 2021 году.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). По данным за 2018 год, на Область приходилось 19% электроэнергии, производимой в ЦФО — второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии в ЦФО.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Область имеет резерв снижения расходов, в том числе капитальных. Доходы областного бюджета выросли в 2019 году на 11%. Данный прирост на 80% обеспечен трансфертами, в том числе значительно возросшими трансфертами на капитальные расходы. Несмотря на существенный рост расходов (+16% к прошлогоднему уровню), 2019-й был завершен с профицитом в 8,5% налоговых и неналоговых доходов (ННД), что позволило снизить долг на 6% и увеличить остатки средств на счетах. АКРА допускает вероятность того, что в 2020 году ННД Области могут снизиться на 15% относительно уровня 2019 года. В таком случае АКРА ожидает, что расходы областного бюджета будут пересмотрены в сторону уменьшения (в первую очередь, за счет капитальных расходов).
За период с 2016 по 2020 год усредненная1 доля ННД в составе доходов бюджета Области (без учета субвенций) составит порядка 79% (в анализируемом временном интервале данный показатель достаточно стабилен). Доля капитальных расходов в зависимости от года варьируется от 8 до 14% совокупных расходов (без учета субвенций). АКРА исходит из предположения, что в связи с потенциальным снижением ННД в 2020 году капитальные расходы Области могут оказаться значительно ниже уровня, запланированного текущей версией закона о бюджете, — 8 против 18%.
Баланс текущих операций в последние пять лет был положительным и преимущественно составлял двузначную величину от текущих доходов, то есть у Региона оставались ресурсы для финансирования капитальных расходов и погашения долга. АКРА полагает, что в 2020-м этот показатель будет отрицательным. Модифицированный бюджетный дефицит также окажется отрицательным впервые за долгое время. Показатели бюджетного профиля в 2021 году будут зависеть от возможностей Региона сохранить приемлемый уровень долговой нагрузки и ликвидность, сократив расходы текущего года.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Накопленная ликвидность позволит Региону исполнять обязательства по расходам в условиях, когда налоговые поступления снизятся. На начало 2020 года остатки на счетах бюджета Области на две трети покрывали ее долг и составляли примерно 1/6 расходов, запланированных на 2020-й. В текущих условиях запас ликвидности позволит Региону финансировать расходы два года подряд при умеренном росте долга.
Даже при увеличении долговой нагрузки и снижении объема ликвидных средств Регион в течение двух лет поддержит текущий уровень кредитного качества. Меньший негативный эффект от снижения ННД и меньший дефицит при сдерживании бюджетных расходов приведут к росту показателей профиля долга и бюджета.
В управлении ликвидностью Регион использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений.
Область создала для себя возможности пройти период снижения доходов без значительного увеличения долга. За последние несколько лет долговая нагрузка на бюджет Региона существенно снизилась. На начало 2020 года соотношение долга и текущих доходов областного бюджета составляло 37%, соотношение долга и ННД — 47%. АКРА полагает, что в 2020 году данные процентные соотношения могут возрасти до 48 и 66% соответственно, учитывая временные изменения бюджетного законодательства. В случае преимущественного финансирования дефицита с использованием остатков средств на счетах долговая нагрузка может измениться не столь значительно.
На начало текущего года большая часть долга (58%) была представлена бюджетными кредитами, остальное приходилось на банковские займы. Пик погашений (рефинансирования), почти равный 30% долга, приходился на 2021–2022 годы.
На момент проведения рейтингового анализа банковские кредиты Региона были погашены с целью экономии процентных расходов. Области доступен кредит Управления Федерального казначейства, однако эти средства за истекший период 2020 года еще не привлекались.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП не превышает 60% среднестранового показателя, заработные платы в среднем составляют не более 2,8 регионального прожиточного минимума.
Налоговые поступления в бюджет Области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2019 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24%). Почти четверть этих поступлений обеспечило производство прочих транспортных средств и оборудования. Производство электроэнергии, а также отрасли «Торговля», «Деятельность в области информации и связи» и «Транспортировка и хранение» формируют по 8–13% налоговых доходов каждая.
Ключевые допущения
- капитальные расходы областного бюджета в 2020 году будут существенно ниже запланированного уровня;
- снижение ННД Региона не превысит 15% от уровня 2019 года;
- Регион будет частично использовать накопленную ликвидность для финансирования дефицита бюджета в ближайшие три года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- сохранение долговой нагрузки в 2020 году благодаря сокращению расходной части бюджета и использованию остатков средств на счетах;
- меньшее, чем предполагается на данный момент, снижение ННД, а следовательно, меньший дефицит, финансирование которого не приведет к использованию большей части ликвидных остатков.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- более резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сократить расходы бюджета;
- сокращение капитальных расходов темпами, превышающими ожидания АКРА;
- рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.