Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и стабильными показателями бюджетного профиля, характеризующегося умеренно высокими долями собственных доходов и капитальных расходов. Давление на рейтинг оказывают зависимость бюджета от металлургического комплекса и отрицательный модифицированный бюджетный дефицит в прогнозном периоде.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ). По оценке Региона, ВРП в 2019 году составил 912 млрд руб. (порядка 1% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Гибкость расходной части бюджета и низкая потребность в привлечении долгового финансирования позволят сбалансировать бюджет в условиях возможного сокращения доходов. По итогам 2019 года дефицит бюджета Области составил 2% (1,8 млрд руб.) налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД, собственные доходы). Собственные доходы бюджета выросли на 5% во многом благодаря поступлениям по НДФЛ, которые показали значимый прирост в 16% (2,6 млрд руб.), а также поступлениям от акцизов, которые выросли на 13% (0,8 млрд руб.). Трансферты из федерального бюджета выросли на 21% (4,2 млрд руб.) по сравнению с 2018 годом. В истекшем году доходы бюджета в совокупности увеличились на 9%, а расходы — на 21% (18,1 млрд руб.).
Закон об областном бюджете предусматривает рост собственных доходов и расходов по итогам 2020 года на 4% и 6% соответственно. По прогнозам АКРА, в 2020 году из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры сокращение налоговых поступлений может составить порядка 15%. АКРА ожидает, что в таком случае Область сократит расходную часть бюджета, чтобы сохранить дефицит на уровне не более 10% ННД.
Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная1 доля собственных доходов в 2016–2020 годах составит 80%. В качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета могут выступить капитальные расходы, усредненная доля которых в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне порядка 19–20%. В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 15%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается близким к 0%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на невысокую потребность в привлечении заемных средств на цели финансирования капитальных расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки. По итогам 2019 года долг Области составил 29,7 млрд руб., что на 10% (3,3 млрд руб.) меньше показателя прошлого года. При этом соотношение долга и текущих доходов Белгородской области уменьшилось с 36% до 31%. Согласно плановым параметрам областного Закона о бюджете, долг Региона сократится еще на 12% (3,5 млрд руб.), что позволит снизить уровень долговой нагрузки до 28%. Однако, по оценкам АКРА, на конец 2020 года вследствие возможного снижения собственных доходов Области соотношение долга и текущих доходов может возрасти до 33%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
На начало 2020 года 44% долга Региона составляли облигации, 31% — бюджетные кредиты, 14% — банковские кредиты, оставшаяся часть — гарантии. Доля процентных расходов в совокупных расходах бюджета находится на стабильно низком уровне (2%). В 2020 году Области предстоит выплатить (рефинансировать) 26% своих долговых обязательств (7,8 млрд руб.), в 2021-м — 20% (5,8 млрд руб.). По состоянию на 01.04.2020 Область погасила банковские кредиты со сроком погашения в этом году в общей сумме 3 млрд руб. Остатки на счетах на начало 2020 года были сопоставимы с объемом долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 году.
Умеренно диверсифицированная экономика с концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от секторов добычи металлических руд и металлургического производства составил 38% в 2016-2019 годах. В 2019 году три крупнейших налогоплательщика Региона, связанных с металлургическим сектором, формировали 33,6% налоговых поступлений. АКРА отмечает риски, связанные с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий металлургического комплекса на фоне изменения макроэкономической ситуации. В то же время, АКРА полагает, что бюджетная и долговая политика Области позволят ей преодолеть кратковременное снижение ННД на 15% от уровня 2019 года без изменения кредитного качества.
В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 98% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 годы. В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
- снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 15% относительно показателя 2019 года;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 10% налоговых и неналоговых доходов;
- сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня ликвидности бюджета;
- достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
- достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше 10% собственных доходов;
- рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области;
- существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные ниже облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области — AA-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019 и 16.10.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.