Правительству Румынии (далее — Румыния или страна) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне BBB− и в национальной валюте — BBB−;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S3 и в национальной валюте — S3.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Понижение рейтинга с BBB до BBB− связано с низкой устойчивостью макроэкономических и бюджетных показателей страны на фоне резкого спада экономической деятельности из-за пандемии COVID-19.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенным кредитным рейтингам Румынии на уровне BBB− оказывают низкий уровень госдолга страны, высокие темпы роста ВВП в последние годы и сокращение объема внешнего долга. Рейтинги сдерживаются такими факторами, как неустойчивость экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе, снижение гибкости бюджетных расходов и низкий уровень покрытия внешнего долга. Еще один сдерживающий фактор — слабость институтов.
Начиная с 2016 года ВВП Румынии рос в среднем на 5,1% ежегодно — это третий по величине показатель в ЕС. Теперь же, как ожидается, уверенный рост ВВП сменится экономическим спадом. По оценкам АКРА, ВВП Румынии в 2020 году сократится на 5–10%, а затем в 2021 году восстановится до 2–4%. Негативная динамика вызвана пандемией COVID-19, которая влияет на экономику как изнутри, в связи с карантинными мерами, так и извне, в связи с ситуацией у торговых партнеров страны. АКРА отмечает, что поскольку экономика Румынии является относительно закрытой, то экономические проблемы крупнейших торговых партнеров Румынии в ЕС, скорее всего, повлияют на нее не так сильно, как на экономику других стран Центральной и Восточной Европы.
Быстрый экономический рост последних лет отчасти был обусловлен разовыми административными мерами, включавшими масштабное повышение зарплат в государственном секторе и увеличение минимального размера оплаты труда, который за период с начала 2016 года вырос вдвое. Поэтому в среднесрочной перспективе мы ожидаем более низких темпов экономического роста, чем до начала пандемии COVID-19. Еще один фактор, способный повредить устойчивости экономического роста, — чрезмерная зависимость от внешнего финансирования. В условиях кризиса это слабое место, поскольку инвесторы могут больше не захотеть финансировать «двойной дефицит» — дефицит бюджета консолидированного правительства Румынии и отрицательное сальдо счета текущих операций страны. Сальдо счета текущих операций в 2020 году, по‑видимому, не изменится, однако же дефицит бюджета, скорее всего, усугубится. Таким образом, по мнению АКРА, без существенного повышения производительности труда возможность устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе по сравнению с предыдущими годами вызывает сомнения.
В долгосрочной перспективе потенциал роста экономики Румынии, вероятно, будет сдерживаться слабыми демографическими показателями, высоким уровнем эмиграции населения и низким инновационным потенциалом экономики страны. Компенсирующим фактором выступит обратный поток румынских мигрантов, ставший заметным после начала пандемии (если он сохранится из-за ухудшения экономических условий в странах эмиграции). По мнению АКРА, в краткосрочной перспективе сильный рост заработной платы, скорее всего, не приведет к существенному снижению конкурентоспособности, поскольку в сравнении с другими странами ЕС в Румынии невелики доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости и номинальная стоимость рабочей силы. Но чтобы поддерживать более высокие темпы роста заработной платы в долгосрочной перспективе, потребуется резко нарастить инновационный потенциал экономики.
Монетарная политика страны, возможно, была в последние годы недостаточно жесткой. По данным Национального института статистики Румынии, инфляция по индексу потребительских цен в декабре 2019 года составила 4% — за пределами верхней границы целевого диапазона (2,5% ± 1 п. п.). Удержание инфляции внутри целевого диапазона в последние годы представляло для Национального банка Румынии (НБР) сложность из-за частой смены налоговых режимов. Однако показатель инфляции при постоянных налоговых ставках, компенсирующий воздействие изменений в налоговом законодательстве, также вышел за верхнюю границу диапазона (3,7% в декабре 2019 г.). Недавно, реагируя на кризис, вызванный пандемией, НБР снизил ставку монетарной политики с 2,5% до 2% и cузил симметричный коридор процентных ставок по депозитам и кредитам постоянного действия с ±1 п. п. до ±0,5 п. п. относительно основной ставки денежно-кредитной политики. Однако, как мы полагаем, это не усилит инфляцию в краткосрочном периоде из-за значительного дезинфляционного эффекта, вызванного резким сокращением спроса. Годовая инфляция в феврале 2020 года снизилась до 3,05%, вернувшись в пределы целевого диапазона, и в марте осталась без изменений. По прогнозам Еврокомиссии, гармонизированный индекс потребительских цен в этом году останется в целевом диапазоне (2,5%). НБР отреагировал на пандемию оперативно, и принятые им меры должны уменьшить негативное воздействие кризиса на экономику.
В 2020 году АКРА ожидает ухудшения бюджетной позиции страны. По прогнозам Еврокомиссии, дефицит бюджета возрастет в этом году до 9,2% ВВП, при том что в 2019 году он уже был самым высоким в ЕС — 4,3% ВВП. Основные причины усугубляющегося дефицита — ключевые меры в области налогообложения и бюджетных расходов в размере около 2% ВВП, снижение налоговых доходов из-за падения ВВП, а также возможное повышение пенсий в порядке реализации принятой в 2019 году пенсионной реформы. Однако дефицит может оказаться ниже в случае сокращения или отмены ожидаемого повышения пенсий на 40% — в этом случае, как мы ожидаем, дефицит бюджета составит 7,5–8,5% ВВП. Пакет фискальных мер составляет в совокупности 3,5% ВВП (включая гарантии по займам и кредитам и субсидирование процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств и инвестиционным кредитам для субъектов МСП в размере 1,5% ВВП). По оценкам Еврокомиссии, из-за высокого бюджетного дефицита государственный долг может в 2020 году вырасти примерно до 46,2% ВВП (возможно, меньше при отказе от повышения пенсий) в зависимости от масштабов экономического кризиса. Доля нерезидентов среди держателей государственного долга, номинированного в иностранной валюте, в феврале 2020 года составила 39,8%, а уровень покрытия золотовалютными резервами валютной части долга расширенного правительства составил в феврале 2020 года 118%. Однако в связи с ожидаемым ростом государственного долга коэффициент покрытия, вероятно, снизится.
В дальнейшем восстановление бюджетной позиции, возможно, будет сдерживаться относительно высокой долей негибких статей бюджетных расходов. 74% совокупных доходов бюджета в 2019 году пришлось на заработную плату, социальные трансферы и выплату процентов. В 2014–2015 годах этот показатель составлял около 60%. В долгосрочной перспективе рост расходов в связи со старением населения будет сказываться на долговой устойчивости. По оценкам Еврокомиссии, чтобы стабилизировать соотношение долга и ВВП в долгосрочной перспективе, Румынии могут потребоваться первичные и постоянные фискальные меры в размере 8,8% ВВП. Этот показатель теперь стал самым высоким в ЕС по причине изменений в пенсионной системе.
По мнению АКРА, правительство страны сможет привлечь средства для финансирования дефицита бюджета на приемлемых условиях, чтобы справиться с проявлениями кризиса в экономике. Заявление НБР о готовности покупать государственные облигации на вторичном рынке способствовало успеху аукционов по их размещению. Государство привлекает средства при достаточном спросе со стороны инвесторов и по приемлемой стоимости. Кроме того, ЕС выделит Румынии более 1 млрд евро (0,4% ВВП 2019 года), чтобы помочь ей справиться с последствиями пандемии COVID-19, а Всемирный банк планирует в этих же целях оказать финансовую поддержку в размере 0,4 млрд евро (0,2% ВВП 2019 года).
Риск реализации условных обязательств в финансовом секторе ограничен. Умеренный уровень евроизации и относительно высокая доля государственных облигаций страны в портфелях банков сглаживаются высокими показателями банковской отрасли и низким уровнем долга в частном секторе экономики. К снижающим риск факторам можно также отнести отсутствие в недавнем прошлом фактов оказания государством финансовой помощи банкам.
Риски, связанные с внешней позицией страны, умеренные. Достигнув во втором квартале 2011 года максимума на уровне 77,5%, за прошедший период соотношение внешнего долга к ВВП снизилось до 47,4% в четвертом квартале 2019 года благодаря устойчивому росту ВВП и стабильному уровню внешнего долга. Однако валютная структура внешнего долга и его покрытие резервами вызывают обеспокоенность. В третьем квартале 2019 года доля валюты во внешнем долге составила 85% — это третий по величине показатель среди не входящих в еврозону стран ЦВЕ. При этом уровень покрытия валютного долга резервами составил 44%. Начиная с третьего квартала 2019 года уровень покрытия международными резервами страны части внешнего долга, подлежащей погашению в течение ближайших 12 месяцев, составляет только 81%. Однако отраслевая структура внешнего долга несколько снижает связанные с этим риски. По состоянию на четвертый квартал 2019 года лишь 31% внешнего долга приходится на банки и частные компании нефинансового сектора, для которых характерен риск рефинансирования. При этом 31% и 37% внешнего долга приходится на более стабильных заемщиков — крупные корпорации, использующие внутригрупповое кредитование, и консолидированное правительство соответственно.
Отрицательное сальдо счета текущих операций в 2019 году составляло 4,6%. В этом году показатель, скорее всего, существенно не изменится, поскольку ожидается сокращение импорта. Наступившие пауза и нестабильность в экономике повлекли «бегство в качество», что усиливает давление на валюты развивающихся стран. С начала марта валюты сопоставимых с Румынией стран, не входящих в еврозону, в среднем обесценились на 6–7%, лей же обесценился лишь на 1–2%. Вероятно, это отчасти обусловлено валютным режимом страны (управляемый плавающий курс) и поддержкой НБР. Золотовалютные резервы в марте сократились на 4%.
Согласно индикаторам оценки государственного управления, оценка Румынии находится чуть выше среднего мирового уровня и ниже, чем у всех остальных стран ЕС. Отставание Румынии, особенно по таким показателям, как эффективность правительства и контроль над коррупцией, может быть сопряжено с неэффективным распределением ресурсов в экономике, что может негативно сказываться на темпах экономического роста. По показателю политической стабильности оценка Румынии ниже, чем почти у всех остальных стран ЕС (предпоследний результат). Такая оценка объясняется частой сменой правительства страны и сильным разделением электората, что приводит к массовым протестам против коррупции и злоупотребления властью.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Румынии определен на уровне BBB+. Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяют понизить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста;
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
- доступ к рынку и источники фондирования;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- устойчивость внешнего долга.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Румынии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ−. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне BBB−.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Сдержанный спад и быстрое восстановление экономики.
- Устойчивое восстановление фискальной позиции после кризиса.
- Снижение валютных рисков в экономике, включая государственный сектор.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Резкое увеличение государственного долга.
- Медленное и длительное восстановление экономики при сохранении дефицита бюджета и отрицательного сальдо счета текущий операций.
- Существенное ухудшение уровня покрытия резервами долга, особенно внешнего долга в иностранной валюте.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Румынии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Румынии были опубликованы АКРА 13 ноября 2019 года. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Румынии не принимало участия в процессе присвоения кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству Румынии дополнительных услуг. Конфликта интересов в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов не выявлено.