Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен ограниченной гибкостью бюджетных расходов, низким уровнем ликвидности и контрцикличной экономикой. Рейтинг ограничен отстающими от среднестранового уровня показателями развития региональной экономики.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) РФ. По оценке Области, в 2019 году ее ВРП составил порядка 347,3 млрд руб., и примерно треть его формирует сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием АПК, являющегося нецикличной отраслью. В структуре ВРП Тамбовской области сельское хозяйство ежегодно занимает 22–25%, а вместе с пищевой промышленностью оно может формировать до трети ВРП Региона. Сектор АПК не является высокомаржинальным, но при этом характеризуется отсутствием цикличности.

Несмотря на аграрно-промышленную специфику Региона, налоговые поступления в его бюджет диверсифицированы. В 2019 году максимальный вклад в доходы регионального бюджета, по оценке АКРА, вносил государственный сектор —  22,6% налоговых доходов. Доля обрабатывающих производств составила 19,6%, на долю сельского и лесного хозяйства, охоты и рыбной отрасли пришлось 11,1%. Совокупно на АПК, по оценке АКРА, в 2019 приходится 17,3% налоговых доходов регионального бюджета.

В 2016–2019 годах отношение усредненной1 заработной платы к усредненному прожиточному минимуму в Регионе составляло 2,7, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения, при этом наблюдается растущее отставание от среднестранового уровня: в 2015-м показатель был равен 66,9%, в 2018-м — 55,9%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Превалирование в доходах регионального бюджета федеральных трансфертов и НДФЛ. Бюджет Области в значительной мере зависит от перечислений из вышестоящего бюджета: усредненная доля собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2016 по 2020 год составит 55,5%. В структуре налоговых доходов Региона преобладает НДФЛ, который на протяжении 2016–2019 годов в среднем составлял 37,8%, доля налога на прибыль организаций в то же время была равна 23,2%.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2016–2020 годах составит 23%. В среднем Регион финансирует более половины капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, направленных на развитие АПК.

На протяжении 2016–2020 годов показатель модифицированного бюджетного дефицита отрицательный, что указывает на ежегодную потребность в наращивании долга.

Растущая долговая нагрузка при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. Соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2019 года составило 46,8%. На конец 2020 года, по оценке АКРА, данное соотношение возрастет до 50,4%.

По состоянию на 01.04.2020 государственный долг Области был представлен государственными ценными бумагами (41,3%), бюджетными (34,3%) и банковскими кредитами (24,4%) и составлял 19,6 млрд руб.

По состоянию на начало 2020 года максимальный объем выплат/рефинансирования долга (27%) приходился на 2022 год. По состоянию на 01.04.2020 максимальный объем выплат/рефинансирования приходился на 2020 год (с учетом бюджетных кредитов, которые, как ожидается, не придется погашать в этом году, и кредита УФК). В ближайшие три года Региону предстоит погасить или рефинансировать две трети долга.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 2,3% усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций).

Абсолютный размер долга Области продолжает расти, и на конец 2019 года соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов Области превысило показатели, указанные в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов.

Ограниченная ликвидность бюджета Региона. На протяжении 2016–2020 годов Регион испытывает потребность в привлечении ликвидности, его модифицированный свободный денежный поток является исключительно отрицательным и в среднем за рассматриваемый период составляет порядка -2 млрд руб.

Оценка ликвидности характеризуется небольшим объемом остатков на счетах при наличии невыбранных банковских кредитных линий со сроком выборки более года. В последние 12 месяцев остатки на счетах (по состоянию на конец месяца) составляли в среднем треть от объема ежемесячных расходов областного бюджета. У Области заключен договор с УФК на предоставление ей краткосрочного бюджетного кредита.

Ключевые допущения

  • снижение в 2020 году собственных доходов на 15% в годовом сопоставлении;
  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
  • сокращение капитальных расходов на 15% в 2020 году по отношению к уровню 2019 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли собственных доходов в общих доходах (без учета субвенций);
  • рост уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение объема получаемых трансфертов из федерального бюджета;
  • значительный рост долговой нагрузки по итогам текущего года;
  • снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3.0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги  Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.  При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг  Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.