Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при стабильных показателях бюджетного профиля и умеренно высокой долей собственных доходов и капитальных расходов. Рейтинг сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). По оценке Региона, ВРП в 2019 году составил 587 млрд руб. (порядка 0,7% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Потенциальное сокращение доходов может быть компенсировано снижением капитальных расходов. По итогам 2019 года дефицит бюджета Области составил 7% (3,4 млрд руб.) налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы). Собственные доходы бюджета в прошлом году сократились на 6% в основном из-за снижения поступлений по налогу на прибыль в металлургическом секторе. В совокупности поступления по налогу на прибыль сократились на 19% (4,8 млрд руб.). Рост поступлений по НДФЛ составил 6% (0,8 млрд руб.), поступлений от акцизов — 21% (0,8 млрд руб.). Трансферты из федерального бюджета в 2019 году выросли на 24% (3,0 млрд руб.) по сравнению с 2018 годом. Доходы бюджета в 2019–м в совокупности практически не изменились по сравнению с предыдущим годом, а расходы выросли на 17% (9,8 млрд руб.).

Закон об областном бюджете предусматривает рост собственных доходов и расходов по итогам 2020 года на 4 и 11% соответственно. По прогнозам АКРА, в 2020 году налоговые поступления могут сократиться примерно на 15% из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Агентство ожидает, что в этом случае Область может сократить расходную часть бюджета за счет снижения капитальных расходов при сохранении текущих затрат на уровне прошлого года.

В 2016–2020 годах усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов не превысит -1%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на невысокую потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная доля собственных доходов в 2016–2020 годах составит 78%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне 24%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Низкий уровень долговой нагрузки. По итогам 2019 года долг Области составил 12,6 млрд руб., что на 16% (2,4 млрд руб.) меньше показателя прошлого года. При этом соотношение долга и текущих доходов Липецкой области за указанный период сократилось с 26 до 22%. Согласно плановым параметрам областного закона о бюджете, долг Региона в 2020 году вырастет на 11% (1,3 млрд руб.), при этом уровень долговой нагрузки сохранится на комфортном уровне в 23%.

По оценкам АКРА, вследствие возможного снижения собственных доходов Области и сопутствующего роста долга выше планируемых законом показателей соотношение долга и текущих доходов на конец 2020 года может возрасти до 29%, что также соответствует низкому уровню долговой нагрузки.

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Меры поддержки региональных бюджетов» от 21 апреля 2020 года.

На 01.01.2020 года 49% долга Региона составляли бюджетные кредиты, 46% — облигации, 4% — банковские кредиты, оставшаяся часть — гарантии. Доля процентных расходов в совокупных расходах бюджета находится на стабильно низком уровне (1–2%). Согласно графику погашения, Липецкой области в 2020 году предстояло выплатить (рефинансировать) 25% своих долговых обязательств (3,2 млрд руб.), в 2021–м — 16% (2,0 млрд руб.). Однако в связи с мерами поддержки регионов, принятыми Минфином России, Липецкой области, вероятно, не придется погашать запланированный объем бюджетных кредитов в этом году. Таким образом, погашение (рефинансирование) долга в текущем году может составить только 20% (2,6 млрд руб.) долгового портфеля.

По состоянию на 01.05.2020 Область погасила все банковские кредиты на сумму 0,5 млрд руб., а также часть облигаций на сумму 0,9 млрд руб. Долг был рефинансирован бюджетным кредитом УФК, предоставленным в объеме 2,0 млрд руб. На указанную дату долг Региона составил 13,1 млрд руб.

АКРА отмечает, что на 01.01.2020 объем ликвидных средств на счетах Области сократился более чем вдвое в годовом выражении. Тем не менее остатки на счетах на начало 2020 года покрывали 34% долгового портфеля и были сопоставимы с объемом долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 и 2021 годах. Исходя из текущей версии закона о бюджете, остатки на счетах будут использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического сектора составил 39% в 2016–2019 годах. Крупнейшим налогоплательщиком области исторически является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает риски, связанные с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий металлургического комплекса, на фоне изменения макроэкономической ситуации. В то же время Агентство полагает, что бюджетная и долговая политики Области позволят ей преодолеть кратковременное снижение ННД на 15% от уровня 2019 года без изменения кредитного качества.

В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 87% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 год. В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 15% относительно показателя 2019 года;
  • сокращение капитальных расходов относительно параметров 2019 года при сохранении уровня текущих расходов на уровне 2019–го;
  • отсутствие необходимости погашения в 2020 году бюджетных кредитов, реструктурированных в 2017 году;
  • рост долга в 2020 году не более чем на 15% относительно 2019 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности бюджета;
  • сохранение текущего уровня долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение операционной эффективности бюджета до значений ниже 10% в совокупности с растущей потребностью в долговом финансировании;
  • рост абсолютной величины долга более чем на 15% относительно 2019 года без одновременного роста ННД;
  • снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU);

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018 и 21.11.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.