АКРА отозвало следующие кредитные рейтинги Правительства Республики Болгария (далее — Болгария или страна) по международной шкале с одновременным их подтверждением:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A- и в национальной валюте — A-;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
Кредитные рейтинги являются незапрошенными. АКРА приняло решение об их отзыве по бизнес-соображениям.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Болгарии на уровне А- оказывают низкая долговая нагрузка правительства, высокий уровень бюджетных резервов, использование современных бюджетных правил и устойчивость режима валютного правления.
Согласно прогнозу АКРА, снижение ВВП страны в 2020 году составит от -5% до -12%, а уровень безработицы вырастет с 4,2% в 2019-м до 6–12% в 2020-м. Наиболее сильное снижение ВВП в связи с экономическими последствиями кризиса, вызванного распространением коронавируса (COVID-19), ожидается в тех странах, которые зависят от притока туристов и таких услуг, оказание которых в удаленном режиме невозможно. По оценкам АКРА, доля в ВВП Болгарии отраслей, которые прямо или косвенно связаны с внешним и внутренним туризмом, превышает 10%. Зависимость от туризма усугубляется тем фактом, что у Болгарии отсутствует возможность возмещения потерь от снижения объемов внешнего туризма за счет внутреннего потребления, как во Франции или Италии. Чистый приток средств от внешнего туризма в Болгарии, как правило, положительный и составляет 3,5–6% ВВП в год. Вследствие этих обстоятельств Болгария наряду с Хорватией, Португалией, Грецией и Испанией входит в пятерку стран ЕС, наиболее пострадавших от снижения внешнего туристического потока.
По мнению АКРА, благодаря сильной бюджетной позиции правительство Болгарии сможет справиться с экономическим шоком, вызванным пандемией. Низкий уровень государственного долга, который на конец 2019 года оценивался на уровне менее 22% ВВП, дает Болгарии широкие возможности для применения контрциклической бюджетной политики. АКРА ожидает, что дефицит бюджета расширенного правительства по итогам 2020 года составит минимум 5% ВВП (последняя доступная оценка Министерства финансов Болгарии — около 3%). Прогнозируемый уровень дефицита бюджета, а также необходимость погасить в 2020 году госдолг в размере 0,9–1,2% ВВП приведут к потенциальной необходимости привлечения в текущем году нового долга валовым объемом около 6–9% ВВП.
Правительству, возможно, удастся обеспечить часть своих потребностей в финансировании за счет средств из фондов ЕС и/или собственных ликвидных активов. Существенный размер счета бюджетных резервов (9% ВВП по состоянию на 29.02.2020) минимизирует риски рефинансирования обязательств, а непредвиденные расходы могут быть профинансированы за счет привлечения меньшего объема долга. На текущий момент рынок государственного долга для правительства Болгарии остается открытым. 13.04.2020 Министерство финансов возобновило эмиссию ценных бумаг в болгарских левах со сроком обращения 10,5 лет и погашением 21.12.2029. Первоначально эти бумаги были размещены 21.06.2019. В рамках аукциона состоялось успешное размещение ценных бумаг общей номинальной стоимостью 200 млн болгарских левов по средневзвешенной ставке 0,55%; спрос превысил предложение в 1,25 раза.
По мнению АКРА, дефицит бюджета в 2020 и 2021 годах не создаст особых рисков для долгосрочной стабильности или системы бюджетных правил в Болгарии, которая, вероятно, останется одной из самых современных в странах — членах ЕС. Бюджетные правила Болгарии предусматривают оговорки (escape clauses) и специальные контрциклические компоненты, благодаря которым правительство страны вправе наращивать расходы в условиях рецессии при снижении ВВП в годовом выражении минимум на 3%. Бюджетные правила регламентируют все наиболее важные элементы бюджетной политики, в том числе охватывают все значимые уровни бюджетов, определяют предельные государственные расходы и различные формулировки сальдо бюджета. Текущая версия правил вступила в силу в 2014 году и случаев нарушения пока не было отмечено. С 2016 года бюджетное законодательство Болгарии гармонизировано с нормами фискальной политики ЕС. В прошлом Болгария строго придерживалась бюджетных правил, и АКРА ожидает, что эта тенденция сохранится в будущем.
По мнению АКРА, механизм валютного правления в Болгарии выдержит последствия шока, вызванного пандемией. Во-первых, поддержку ему оказывает более чем достаточный объем золотовалютных резервов Болгарского народного банка (БНБ). На конец января 2020 года объем резервов полностью покрывал размер денежной базы страны, а также 27 месяцев докризисного объема чистого экспорта услуг, падение которого может стать самым большим шоком для платежного баланса Болгарии в 2020 году. Во-вторых, объем золотовалютных резервов центрального банка покрывает 72,6% внешнего долга. По состоянию на конец 2019 года, объем внешнего долга Болгарии составил 56,2% ВВП и почти полностью был номинирован в иностранной валюте (85,4% в евро и 10,3% в долларах США). Несмотря на повышенную долю такого долга АКРА отмечает невысокий уровень валютного риска в силу устойчивости механизма валютного правления. В-третьих, приверженность режиму валютного правления в Болгарии поддерживается намерением текущего правительства страны соответствовать критериям присоединения к Европейскому механизму валютных курсов (ERM II) и Европейскому банковскому союзу (EBU), что может стать предпосылкой на пути к возможному вступлению страны в еврозону в 2022 году. Де-факто страна придерживается текущего механизма валютного правления с неизменными параметрами на протяжении длительного времени — с 1997 года. По оценкам АКРА, изменения в структуре активов БНБ (в основном в международных резервах) в период с конца января до 10.04.2020 были положительными: объем евро вырос на 10%.
Обеспокоенность АКРА вызывает уровень условных обязательств правительства в финансовом секторе, который несколько повышен в связи с относительно высоким уровнем просроченной задолженности у банков страны, а также недостаточностью капитала у двух банков в неблагоприятном сценарии, что было выявлено в ходе стресс-теста ЕЦБ в июле 2019 года. Средняя по банкам доля просроченной задолженности в декабре 2019 года составила 6,5%, что выше среднего значения в странах ЕС (около 2,5%). Тем не менее уровень просроченной задолженности в локальных банках, доля которых в банковской системе страны превышает 20%, в среднем существенно выше этих значений. Данное обстоятельство является важным фактором, поскольку независимые локальные банки не могут рассчитывать на экстраординарную поддержку от материнских банков. АКРА отмечает, что в среднем уровень резервирования до кризиса был относительно высоким, однако масштабы ожидающегося снижения доходов могут привести к существенному ухудшению качества активов в банковской системе. Сейчас платежи по кредитам населения и компаний, затронутых пандемией COVID-19 и соответствующими ограничениями, могут быть отсрочены на срок до шести месяцев, но не позже чем до 31.12.2020. 10.04.2020 БНБ принял проект Процедуры отсрочки и погашения обязательств перед банками. Утвержденный мораторий предусматривает возможность изменения графика выплаты процентов и погашения основного долга без необходимости вносить изменения в какие-либо основные параметры кредитных соглашений.
Общий уровень качества институтов в Болгарии сопоставим с другими странами Центральной и Восточной Европы, но все индикаторы оценки государственного управления ниже, чем в среднем в ЕС. Тем не менее наблюдается положительная динамика: в целом ряде сфер правительство страны старается соответствовать стандартам ЕС, которые представляют собой устоявшиеся и общепризнанные ориентиры для развития институциональной базы. Сближение с законодательством ЕС в будущем может крайне положительно сказаться на долгосрочной кредитоспособности Болгарии. Например, БНБ усилил надзор в ходе внедрения рекомендаций Европейской службы банковского надзора (European Banking Authority) на пути в Европейский банковский союз.
АКРА обращает внимание, что, несмотря на активность политической оппозиции (правящая партия в Болгарии пережила четыре голосования о вотуме недоверия в 2018–2020 годах), все участники политического процесса в стране разделяют приверженность ключевым положениям экономической политики, таким как механизм валютного правления и бюджетные правила. В связи с этим мы не ожидаем изменений в параметрах данных политик в случае смены политических предпочтений в обществе.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Болгарии определен на уровне A+.
Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- долговая устойчивость.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- устойчивость экономического роста;
- условные обязательства и риск их реализации;
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- уязвимость платежного баланса;
- устойчивость внешнего долга.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Болгарии снижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне A-. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне A-.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги Болгарии были подтверждены по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Болгарии были опубликованы АКРА 31.10.2019.
Суверенные кредитные рейтинги были подтверждены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Болгарии не принимало участия в процессе подтверждения суверенных кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало суверенному правительству Болгарии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса подтверждения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.