Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокой операционной эффективностью бюджета в совокупности с высокой гибкостью бюджетных расходов. Рейтинг сдерживается показателями экономического развития, не все из которых превышают среднестрановые уровни, а также зависимостью доходов бюджета от металлопромышленного комплекса.

Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) в 2018 году составил 1 474 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Ожидаемый дефицит не окажет значительного влияния на оценку бюджетного профиля Области. Налоговые и неналоговые доходы (ННД) регионального бюджета в прошлом году сократились на 2% (-2,8 млрд руб.) по сравнению с 2018 годом, а трансферты из федерального бюджета в 2019 году выросли на 32% (+9,3 млрд руб.) В результате доходы бюджета в 2019-м в совокупности увеличились на 4% (+6,5 млрд руб.) по сравнению с предыдущим годом и составили, а расходы выросли на 12% (+19,3 млрд руб.). Дефицит бюджета Области составил 1% (1,0 млрд руб.) ННД.

ННД сократились в основном из-за снижения поступлений по налогу на прибыль в металлургическом секторе. В совокупности поступления по налогу на прибыль сократились на 11% (-5,8 млрд руб.). Рост поступлений по НДФЛ составил 6% (+2,8 млрд руб.), поступлений от акцизов — 30% (+2,5 млрд руб.).

Закон об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов предусматривает рост ННД и расходов по итогам 2020 года на 2% и 16% соответственно. По прогнозам АКРА, в 2020 году налоговые поступления будут сокращаться. Агентство ожидает, что в этом случае Область может сократить расходную часть бюджета относительно запланированного уровня, а образовавшийся дефицит будет профинансирован частично за счет остатков на счетах и частично за счет привлечения долга.

Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью. В 2016–2019 годах усредненное1 значение показателя составило 23%. По прогнозу АКРА, в 2020 году усредненное значение показателя может снизиться до 19% в связи с ожидаемым дефицитом бюджета. Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная доля собственных доходов в 2016–2020 годах составит 83%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в период 2016–2020 годов оценивается на уровне 28%.

Начиная с 2017 года усредненное соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов было положительным. По итогам 2019 года значение показателя составило 4%. АКРА ожидает снижение усредненного показателя по итогам 2020 года до -1% из-за роста дефицита бюджета. Тем не менее данные показатели в совокупности с низкой долговой нагрузкой свидетельствуют о невысокой потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Меры поддержки региональных бюджетов» от 21 апреля 2020 года.

Низкий уровень долговой нагрузки сохраняется несмотря на ожидаемый значительный рост объема долга. По итогам 2019 года долг Области составил 16,0 млрд руб., что на 4% (0,6 млрд руб.) меньше показателя прошлого года. При этом соотношение долга и текущих доходов Челябинской области за указанный период не изменилось, сохранившись на уровне 10%. Согласно плановым параметрам областного закона о бюджете, долг Региона в 2020 году вырастет на 71% (+11,3 млрд руб.), при этом сохранится низкий уровень долговой нагрузки, равный 17%.

По оценкам АКРА, вследствие возможного снижения собственных доходов Области и сопутствующего роста долга выше планируемых законом показателей соотношение долга и текущих доходов на конец 2020 года может возрасти до 21%, что тем не менее соответствует низкому уровню долговой нагрузки.

На 01.01.2020 бюджетные кредиты составляли 55% долга Региона, гарантии — 45%. Доля процентных расходов в совокупных расходах бюджета находится на стабильно низком уровне (менее 1%). Согласно графику погашения Челябинской области, в 2020 году ей предстоит выплатить (рефинансировать) 7% своих долговых обязательств (1,1 млрд руб.), в 2021–м — 13% (2,1 млрд руб.). Однако в связи с мерами поддержки регионов, принятыми Минфином России, Региону, вероятно, не придется погашать запланированный объем бюджетных кредитов в текущем году. Таким образом, погашение долга в 2020-м может составить только 2% (250 млн руб.) долгового портфеля при возникновении необходимости выплат по гарантиям Области.

По состоянию на 01.01.2020 объем ликвидных средств на счетах Области увеличился на 25% в годовом выражении. Остатки на счетах на начало 2020 года превосходили весь объем долгового портфеля. Исходя из текущей версии закона о бюджете, остатки на счетах будут частично использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

По состоянию на 01.05.2020 объем долга Челябинской области составил 14,7 млрд руб., сократившись на 1,2 млрд руб. по сравнению с объемом на начало года за счет снижения объема выданных гарантий.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, до 40% налоговых поступлений Области может приходиться на металлообрабатывающие отрасли. По итогам 2018 года 16 из 20 крупнейших по выручке предприятий Области относились к металлургическому комплексу. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».

АКРА отмечает риски, связанные с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий металлургического комплекса на фоне изменения макроэкономической ситуации. В то же время Агентство полагает, что бюджетная и долговая политика Области позволят ей преодолеть кратковременное снижение ННД на 15% от уровня 2019 года без изменения кредитного качества.

В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 75% от среднестранового уровня. Безработица в Области планомерно снижается и составила 5,1% в 2019 году. За период с 2016 по 2019 год снижение данного показателя составило порядка 2%. Среднемесячная заработная плата в 2019 году превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 15% относительно показателя 2019 года;
  • прирост текущих расходов относительно параметров 2019 года на 5% при сохранении уровня капитальных расходов на уровне 2019–го;
  • отсутствие необходимости погашения в 2020 году бюджетных кредитов, реструктурированных в 2017-м;
  • рост долга в 2020 году до уровня 21% текущих доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2020 году без дефицита;
  • рост уровня ликвидности бюджета;
  • опережающий среднестрановые темпы рост ВРП на душу населения.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение операционной эффективности бюджета при растущей потребности в долговом финансировании;
  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
  • значительное снижение уровня доступной ликвидности.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза  в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.